Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России.
Памятники зарубинецкой культуры впервые были открыты и исследованы В. В. Хвойкой в 1899 году у с. Зарубинцы Монастырищенкского района Черкасской области. Он исследовал грунтовый могильник, погребения которого содержали трупосожжения с характерными предметами, неизвестными до того времени. Позднее такие же могильники Хвойка нашёл ещё в нескольких местах на берегах Днепра ниже устья Десны, что позволило ему впервые выделить подобные памятники в особую группу.
А. А. Спицын в 1930 году смог объединить все известные памятники этой группы в отдельную археологическую культуру благодаря тому, что в 20—30-х годах ХХ века было изучено большое количество памятников и исследованный ареал значительно расширился. Культура была названа зарубинецкой по месту обнаружения её первого исследованного памятника. Несколько лет спустя, независимо от А. А. Спицына, это же сделал и польский археолог Ю. Костшевский. Первым досконально изученным зарубинецким памятником стал Корчеватовский могильник. В 1937—1941 годах И. М. Самойловский исследовал в нём более 100 погребений, однако вся полевая документация и большинство материалов, добытых на могильнике, погибли во время войны.
Фибулы, кольца, браслеты, кулоны, нож
В послевоенные годы полевые исследования памятников зарубинецкой культуры возобновились. В это время исследователи E. В. Махно, В. А. Богусевич, Н. В. Линка и В. И. Довженок обнаружили ряд поселений и могильников к югу от Киева. С 1951 года начались интенсивные поиски и работа над характеризацией памятников зарубинецкой культуры в районах Верхнего Приднепровья, а с 1952 года — на территории Полесья. Именно это позволило получить основные материалы для характеристики зарубинецкой культуры.
Исследования памятников зарубинецкой культуры были особенно масштабными в 60—80-х годах. Их результатом стало выделение трёх локальных вариантов зарубинецкой культуры — полесского, верхнеднепровского и среднеднепровского. В конце XX — начале XXI века раскопки памятников зарубинецкой культуры идут менее интенсивно, однако научные дискуссии по ключевым проблемам продолжаются. В 80-е гг. ХХ в. А. М. Обломским в Нижнем Посожье и прилегающих приднепровских районах выше устья р. Березины выделена особая группа зарубинецких памятников типа Кистени-Чечерск (чечерская группа, по А. И. Дробушевскому). К середине 2000-х годов было выявлено около 500 памятников, из которых раскопано 70, в том числе и около 20 могильников. Исследовано более 1000 погребений и 200 жилищ.
Проблема происхождения зарубинецкой культуры была поставлена ещё В. В. Хвойкой, который считал её создателями племена славян. Позднее данная точка зрения стала доминирующей в трудах таких исследователей, как Е. В. Махно, Э. А. Симонович, Е. В. Максимов.
Иная точка зрения на проблему была высказана в 1906 году немецким археологом П. Райнеке. Исходя из внешнего сходства зарубинецкой и пшеворской культур, он был уверен в их германском происхождении.
Ещё одна интерпретация была предложена в 1964 году Ю. В. Кухаренко, который разделил зарубинецкую культуру на локальные варианты и на несколько хронологических периодов. После глубокого анализа материалов учёный пришёл к выводу, что зарубинецкая культура имеет, в основном, пришлый характер и является прямым продолжением западных поморской, клёшевой и лужицкой культур.
В. В. Седов в 1970-х гг. высказывался за поморское происхождение зарубинецкой культуры и связывал её непосредственно со славянами. Также исследователь подчёркивал, что зарубинецкое население имеет такое же отношение и к балтским племенам. Исходя из этого, он отмечал, что носители зарубинецкой культуры занимают промежуточное положение между балтскими и славянскими языками, а само население может быть представлено, в зависимости от обстоятельств, либо балтами, либо славянами.
В 1984 г. все точки зрения относительно вопроса происхождения зарубинецких племён были проанализированы К. В. Каспаровой. На основе анализа фибул она пришла к выводу о том, что, кроме явной поморско-клешевой основы, зарубинецкая культура имеет также и черты культур Балкано-Карпатского региона, носителями которых были кельто-даки и кельто-иллирийцы. Особо близкими, по мнению К. В. Каспаровой, к зарубинецким племенам были носители поянешти-лукашевской культуры. Исходя из этого тезиса, исследовательница высказала мнение, что носители зарубинецкой культуры представлены разноэтничными племенами — бастарнов и кельто-иллирийцев, которые в процессе исторического развития смешались с местными группами населения.
Фибула
Вопрос происхождения племён зарубинецкой культуры остаётся остро дискуссионным. С полной уверенностью можно сказать лишь, что основу процесса формирования культуры заложило перемещение ряда центральноевропейских племён в Висло-Днепровское междуречье, а также их взаимодействие с местным населением, которое, скорее всего, тоже было полиэтничным.
Решение вопроса о происхождении племён зарубинецкой культуры осложняется и тем, что культура не была продолжением какой-либо одной или двух предыдущих культур, а стала результатом смешения целого ряда культур Европы на протяжении всего периода её существования, творцами которых были разные группы населения. Их этническая принадлежность также вызывает острые споры и многочисленные научные дискуссии. Так, носителей поморско-клешевой культуры относят к предкам славян или балтов, автохтонное население Поднепровья считают иранским либо славянами, племена Полесья — балтами или #славянами.
Сформировалась на основе автохтонных культур #скифского времени (милоградская, поморско-клешевая и лесостепная культура скифского времени) под воздействием пришлого латенизированного населения Центральной Европы (ясторфская культура, дакийские и иллирийские латенизированные племена). Памятники зарубинецкой культуры представлены укреплёнными и неукрёпленными поселениями, могильниками, кладами и единичными случайными находками.
Зарубинецкой культуре свойственны два типа поселений: #городища, расположенные на краю высокого правого берега Днепра, и отрытые поселения, расположенные в низких местах, на небольших возвышениях в пойме реки или на невысоких террасах. Поселения размещались небольшими группами по 10—15 селений. Городища зарубинецкой культуры были хорошо защищены земляными валами, рвами и эскарпами. Фиксируются неясные деревянные конструкции, которые, возможно, представляют собой остатки деревянного частокола. Наиболее изученные городища — Пилипенкова Гора, Бабина гора и Ходосеевка. В Верхнем Поднепровье наиболее исследованными зарубинецкими городищами являются Чаплинское и Уваровичское городища.
ИСТОЧНИКИ: http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_727.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарубинецкая_культура, http://web.archive.org/web/20111017172423/http://www.archaeology.ru/Download/Pachkova/zarubinetzkaja.pdf; https://app.box.com/shared/85j7iqc08e; http://web.archive.org/web/20120317152148/http://www.archaeology.ru/Download/Eremenko/Veil.pdf; http://histmuseum.by/ru/collections/holdings-collections/collection-prehistoric-archaeology/
Седов В.В._Происхождение и ранняя история славян.pdf
Кельты и Зарубинецкая культура.pdf