В СВОЕЙ ЗНАМЕНИТОЙ КАРТИНЕ «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА» ВАСИЛИЙ СУРИКОВ, КОТОРЫЙ ВСЕГДА СТАРАЛСЯ БЫТЬ ВЕРНЫМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ, ВСЕ ЖЕ ОТСТУПИЛ ОТ НЕЕ. НА САМОМ ДЕЛЕ УВОЗИМАЯ В ССЫЛКУ ФЕОДОСИЯ МОРОЗОВА БЫЛА ПРИКОВАНА К ДУБОВОЙ КОЛОДЕ ТАК КРЕПКО, ЧТО ЕДВА МОГЛА ПОШЕВЕЛИТЬСЯ. ЧТО ЗАСТАВИЛО ВЛАСТЬ ТАК БОЯТСЯ ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ?
Конечно. Морозова была не простой женщиной - самой богатой на Руси, самой красивой, самой влиятельной. Она принадлежала к захудалому роду брянских дворян Соковниных, который выдвинулся благодаря родству с Милославскими - родней первой жены царя Алексея Михайловича. Молодой государь, взошедший на трон в 1645 году, не любил войн, за что был прозван Тишайшим, зато обожал церковные службы и всяческие иноземные диковины. Эти два несходных увлечения привели его к мысли, что русская церковь устроена неправильно - неплохо бы переделать ее на иностранный манер и прежде всего поставить под контроль государства.
Алексей Тишайший
Эту идею всячески поддерживали советники царя, главным из которых был его «дядька» - воспитатель Борис Морозов. Царская милость принесла богатство не только ему, но и его родичам, один из которых - его брат Глеб Иванович Морозов - овдовев, женился в 1649 году на 17-летней Феодосии Соковниной. Невеста отличалась редкой красотой и была воспитана отцом Прокопием Федоровичем в строгих правилах. Морозова привлекало не это, а ее родство с Милославскими. После свадьбы для Феодосии началась новая жизнь - на нее легли хлопоты по управлению большим хозяйством и заботы о родившемся сыне Иване, красивом, но болезненном малыше, требовавшем постоянного ухода. Об этом периоде почти ничего не известно: в те времена жизнь русской женщины, теремной затворницы, была надежно скрыта от посторонних глаз. Можно лишь предположить, что особой близости с мужем у Феодосии не было. Пожилой боярин Морозов почти весь день проводил во дворце, стараясь услужить царю.
Боярин Борис Морозов
В 1661 году неожиданно умер Борис Морозов, и брат унаследовал все его громадные богатства, но и сам скончался пару месяцев спустя - очередной обильный царский пир стал роковым для его расстроенного здоровья. Единственным наследником крупнейшего в России состояния стал малолетний Иван, но всем распоряжалась Феодосия Прокопьевна. Ее дворец в подмосковном Зюзине поражал своим богатством: полы были выложены шахматной плиткой, стены украшал китайский шелк, в огромном саду разгуливали павлины. На богомолье молодая вдова выезжала в карете, отделанной золотом, которую везли «аргамаки многи, 6 или 12, с гремячими цепями» и сопровождали сотни пеших и конных слуг.
Казалось бы, можно жить да радоваться, услаждая плоть и потихоньку старея среди дворни и приживалок. Но, видно, внушенная родителями вера была у Морозовой не показной. Отказав нескольким завидным женихам, она решила посвятить себя делам благочестия. Поднималась с первыми лучами солнца, долго молилась, потом принимала просителей - как своих крестьян, которых у Морозовых было почти 10 тысяч, так и нищих, сходившихся в зюзинскую усадьбу отовсюду. Она не только раздавала им деньги, но и сама лечила больных, перевязывала раны увечным. При этом отнюдь не была блаженной простушкой - те. кто пытались, симулируя увечья, урвать свою долю милости, беспощадно вышвыривались вон дюжими слугами. После обеда - только самые простые блюда, никаких жареных лебедей и икры заморской баклажанной, - боярыня общалась с сыном и проверяла уроки, заданные ему домашними учителями. Она отлично понимала пользу наук.
Пруды в Зюзино
Потом наступало время вечернего труда - Морозова шила из простой ткани одежду, которую раздавала беднякам и узникам тюрем. Спала она не больше семи часов, но и среди ночи нередко поднималась и истово молилась, клала земные поклоны - то триста, то все пятьсот - за святую Русь и ее избавление от бед. Эти ночные бдения становились все чаще по мере того, как странницы-богомолки приносили в терем боярыни все новые нерадостные вести. Еще в 1652 году патриархом был избран близкий к царю Никон - выходец из крестьян, человек истовый и бескорыстный, но неимоверно гордый.
Патриарх Никон
Из таких выходят революционеры, и Никон совершил в Русской церкви подлинную революцию. Внешне все выглядело довольно безобидно - велели креститься не двумя, а тремя перстами, вместо «Исус» писать «Иисус», а восьмиконечный крест заменили четырехконечным католическим. И еще: в Символе веры из сочетания «рожденна, а не сотворенна» выбросили предлог «а», словно сомневаясь в божественности Христа. Главным же было то, что церковная демократия сменилась строгой «вертикалью власти», во главе которой стоял патриарх, а на деле - царь.
Реформы эти назывались «исправлением церковных книг» по греческому образцу. Но греческая церковь того времени, находившаяся в рабстве иноверцев, далеко отошла от древних обычаев. Конечно, ученые служители церкви сразу заметили это и стали возмущаться. Но Никон, как и «тишайший» царь, не терпел никакой оппозиции. На Соборе 1654 года патриарх лично избил посохом епископа коломенского Павла, посмевшего возражать ему, лишил его сана и сослал в далекий монастырь.
Простым священникам и мирянам приходилось куда хуже - за отказ креститься тремя перстами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выкалывали глаза. Тех, кто упорствовал, ждала еще более жестокая кара - сожжение в срубе, подобии деревянной клетки. Первым лютой казни подвергся тот же епископ Павел, а за ним настала очередь десятков и сотен приверженцев «старой веры», или «старого обряда» - так начали называть себя противники Никона и его реформ. Новоявленная русская инквизиция не щадила никого - даже любимец царя, ученый протопоп Аввакум, был сослан в далекую Даурию, на китайскую границу.
В 1658 году Никон посмел обвинить в недостаточном правоверии самого Алексея Михайловича - и очень скоро оказался не у дел. Его опала не отменила удобных царю реформ, но принесла амнистию некоторым узникам. Вернулся в Москву и Аввакум, нашедший приют в доме боярыни Морозовой. Они вели долгие беседы, и ученый протопоп дивился разумности хозяйки: «Прилежаше бо Феодосья и книжному чтению, и черплюще глубину разума от источника словес евангельских». Постепенно Зюзино стало центром старообрядческой оппозиции: помимо Аввакума, там обосновались влиятельная старица Меланья, жена стрелецкого полковника Мария Данилова и двое юродивых - Киприан и Федор. Последний особенно полюбил Морозову и порой не разлучался с ней даже ночью. Никониане распускали слухи об их «блудном сожительстве», но все знавшие боярыню ни минуты не верили в это. Ее упрямое благочестие заразило и родных: к старой вере примкнули и ее братья Федор и Алексей, и сестра Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым.
Церковь в Зюзино. Наши дни
Понемногу оплот раскола рядом с царским дворцом начал раздражать власть. После нескольких предупреждений у Морозовой отняли в казну половину владений, потом отправили ее братьев служить в отдаленные города. Пытались шантажировать ее самым дорогим - жизнью сына. Ее троюродная сестра Анна Ртищева, соратница Никона, говорила: «Одно у тебя чадо, и его хочешь сирым и нищим сделати». Ответ боярыни был тверд: «Если вы умышляете сыном отвлекать меня от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на Лобное место, отдайте его на растерзание псам - не помыслю отступить от благочестия». Пока что терзали близких ей людей - сперва отправили на Север (и позже казнили) обоих юродивых, потом сослали в далекий Пустозерск Аввакума. Пятнадцать лет неистовый протопоп провел в земляной тюрьме, в голоде и холоде, а потом, в апреле 1681 года, принял огненную смерть. Многие годы он продолжал переписку с Морозовой -и крепко ругал ее за прошлые проявления плотской слабости. Даже советовал «выколоть глазища» ткацким челноком по примеру святой Мастридии, которая таким образом избавилась от похотливых мыслей.
Протопоп Аввакум
Атаки власти на боярыню до поры сдерживала ее родственница, царица Мария Милославская. Но в 1669 году она умерла, и Тишайший призвал боярыню к себе, в последний раз призывая одуматься. Она снова не дрогнула: «Вашему царскому величеству всегда покорны, к новинам же Никона патриарха пристать никогда не дерзнем». После этого разговора пути назад не было, и она решилась принять постриг у старообрядческого священника, что категорически запрещалось законом. В самом начале 1671 года тайно явившийся в Москву из лесного убежища на Севере игумен Досифей постриг ее в монахини под именем Феодоры. Она уже знала, что ее ждет, - через несколько дней царь собирался жениться на молодой красавице Наталье Нарышкиной. Морозовой, как и всем боярыням, полагалось присутствовать на свадьбе и получать благословение у архиереев - никонианцев. Сделать этого она никак не могла - и не пошла на свадьбу, сославшись, как сказано в «Повести о житии боярыни Морозовой», написанной неизвестным автором в середине XVII века, на болезнь: «Ноги ми зело прискорбны, и не могу ни ходити, ни стояти». Для Алексея Михайловича это было личным оскорблением. «Вем, яко загордилася!» - бушевал Тишайший.
В ноябре того же года стрельцы окружили дворец в Зюзино. Боярыню вместе с Евдокией Урусовой доставили в кремлевский Чудов монастырь, к архимандриту Иоакиму, который велел им перекреститься. Обе сестры сложили пальцы двумя перстами и тут же были закованы в цепи и брошены в сырой подвал. Вслед им летел гневный голос архимандрита: «Полно вам жити на высоте, снидите долу!» Через день их привели на суд, заставляя причаститься по никонианскому обычаю, но они отказались. Их приговорили к вечному заточению в монастырь и повезли в позорных телегах по улицам Москвы, надеясь, что народ порадуется унижению богатых и знатных. Этот момент и запечатлел художник - москвичи смотрели на Морозову кто скорбно, а кто и сочувственно. Она же, подняв вверх двуперстие, кричала: «Смотрите, православные! Вот моя драгоценная колесница, а вот цепи драгие... Молитесь так же, как я, и не бойтесь пострадать за Христа!»
Ее заточили в Печерском подворье на Арбате, а Евдокию - в Зачатьевский монастырь на Пречистенке. Вскоре сын Феодосии Иван, лишенный материнской заботы, умер «от многия печали», и все богатства Морозовых были конфискованы. Но власть не могла оставить опальную боярыню в покое: старообрядцы доставляли все больше хлопот. Как водится, под знамя старой веры вставали все, кто был недоволен тяжкой рукой царя и бояр. Одни толпами бежали в леса, а с приближением царских войск сами сжигали себя сотнями и тысячами, лишь бы не принимать никонианское причастие. Многие убегали еще дальше, на самый край государства, - именно их потом и кровью осваивались новые рубежи России. Другие шли на юг, к казакам, чтобы влиться потом в войско Степана Разина. Едва сумели власти подавить разинское восстание, как на Севере поднялся за старую веру Соловецкий монастырь. В этих условиях царю и патриарху позарез нужны были покаяния вождей раскола - и их решили добиваться любыми путями.
Зимой 1673 года Морозову, Евдокию Урусову и их подругу Марию Данилову снова привели на суд с тем же требованием: исповедаться и причаститься по новому обряду и перекреститься тремя перстами. «Некому исповедаться, - отвечала она, - ниже от кого причаститься. Много попов, но истинного несть». Забыв о своем сане, почтенный патриарх Питирим «ревый яко медведь» и приказал тащить боярыню, «яко пса, чепию за выю», так что Морозова на лестнице «все степени главою своею сочла». Сам он в это время кричал: «Утре страдницу в струб!» - то есть «сжечь каторжницу». Наутро Морозову и других узниц били плетьми, поднимали на дыбу, а потом бросили на снег прямо на кремлевском дворе. Патриарх уже велел ставить на Болотной площади срубы для сожжения, но царь остановил Питирима - видимо, боялся, что прилюдная казнь знатной боярыни создаст ненужный прецедент.- Вместо этого он послал к истерзанной узнице гонца с заманчивым предложением: привезти ее в царский дворец, где бояре понесут ее «на головах» и сам царь поклонится ей, лишь бы она - только для виду, только раз. - перекрестилась тремя перстами. Конечно же, боярыня отказалась. Впрочем, возможно, ничего такого не было - царские слова содержатся в не слишком достоверной старообрядческой «Повести о боярыне Морозовой». Тишайший слишком хорошо знал непреклонный нрав боярыни, чтобы рассчитывать на примирение с ней. Та же повесть передает его слова: «Тяжко ей братися со мною - един кто от нас одолеет всяко». В том смысле, что в споре царя и бесправной узницы может победить только один. Алексей Михайлович спешил - его здоровье ухудшалось, и он не хотел, чтобы «богоматерь раскола» пережила его.
Морозову и двух других заключенных отправили в Боровский монастырь, в земляную тюрьму, наказав обходиться с ними построже. Но вдали от столицы супруг Марии Даниловой, стрелецкий командир, сумел позаботиться о жене и ее подругах. Прибывшая через два года в Боровск комиссия увидела, что узницы живы - здоровы, читают старообрядческие книги и даже пишут письма на волю, что было особенно нетерпимо. Всю охрану отправили в ссылку, а женщин велели бросить в земляную яму, в «тму несветиму». Перед этим у них на глазах были сожжены 14 заключенных в монастыре старообрядцев. После этого их спустили под землю, под страхом смерти запретив охране давать им пишу и питье. Первой скончалась Евдокия Урусова, потом настала очередь Марии. Оставшись одна, Морозова не выдержала и начала просить у стражников яблоко, сухарик, кусочек хлеба... Стрельцы хотя и жалели боярыню, ослушаться приказа не смели. Монастырские слышали несущиеся из-под земли крики: «Воды! Хоть глоток воды!» В ночь на 2 ноября 1675 года крики умолкли. Тела страдалиц - в грязной рогоже, без отпевания - зарыли в ограде острога.
Очень скоро Алексей Михайлович умер, и возвратившиеся из ссылки братья Морозовой поставили на месте захоронения боярыни каменную плиту. Сегодня там возведена часовня на средства старообрядцев, которые продолжают отвергать все, что исходит от «никонианской» Церкви. Раскол нанес непоправимый ущерб России. Усугубленный Петровскими реформами, он превратился в пропасть, которая пролегла между народом и властью и стала причиной многих последующих бунтов.
ВАДИМ ЭРЛИХМАН
источник
|