Среда, 20.09.2017, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

Главная » 2016 » Август » 29 » Эвакуирован... спустя 70 лет (итоги экспедиции РГО на Таймыр)
23:49
Эвакуирован... спустя 70 лет (итоги экспедиции РГО на Таймыр)
20На севере Красноярского края, на Таймыре, в 180 км от поселка Волочанка, на болоте в тундре до сих пор стоит (вернее - стоял) самолет американского производства С-47, полученный по ленд-лизу 12 марта 1943 года и потерпевший аварию уже после войны – 23 апреля 1947 года. Из-за невозможности эвакуации в то время, он был списан и оставлен на месте аварии.
 
Самолет С-47 DL (Серийный номер № 42-32892, заводской номер № 9118) был передан с завода изготовителя в ВВС США 24 февраля 1943 года. В г.Фербенксе на Аляске самолет был передан в ВВС СССР 12 марта 1943 года. С 12 марта по ноябрь 1943 года самолет находился в составе 7–го перегоночного авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе. На фронт самолет не попал и уже с апреля 1943 года был оставлен для работы в полярной авиации на севере Красноярского края.
 
Работы у Дугласа хватало. Он получил свой знак принадлежности к полярной авиации, занимался разведкой льдов в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. С 1946 года самолет был передан из Полярной авиации в ГВФ и, получив обозначение «СССР Л-1204», находился в составе 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота.
 
23 апреля 1947 года самолёт вылетел по маршруту бухта Кожевникова - Дудинка - Красноярск. На борту находились 26 или 32 пассажира (данные разнятся, поскольку могли лететь безбилетники) и 852 килограмма багажа.
 
 
Погода на севере непредсказуемая. В апреле солнце в любой момент может скрыться за тучей и начнётся пурга. И тогда шквалистый ветер задувает снег вихрами. Так было и в тот день. Командир корабля Максим Тюриков вел самолёт почти вслепую. Машину швыряло то вверх, то вниз. Через четыре часа полёта отказал левый мотор, а потом и правый. Пришлось вершить аварийную посадку в тундре. Благодаря опытному экипажу, никто во время приземления не пострадал.
 

5665768846

Бортмеханник Виктор Писмарев, бортрадист Алексей Смирнов, второй пилот Сергей Аношко, командир экипажа Максим Тюриков 

Фото: регионального отделения Русского географического общества

 
 
Спустя 70 лет экипаж и пассажиры разбившегося на Таймыре самолёта C-47 «Дуглас» напомнили о себе.
 
 
 
 

 

Внутри корпуса самолёта найдены надписи. Они сделаны химическим карандашом и лишь слегка побледнели

«Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолёт и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет», - вывел своей рукой командир экипажа Максим Тюриков на обшивке борта после вынужденной посадки в тундре.

Этот привет из прошлого члены международной экспедиции «Дуглас ждет» обнаружили на внутренней обшивке. Кто бы мог подумать, что записки смогут уцелеть за столько лет. Ведь самолёт всё это время находился в тундре омываемый дождями летом и занесённый снегами зимой. Но надписи легко читаются, со временем лишь буквы слегка побледнели.

 

 

Что произошло после аварии? Всё просто. Командир знал, что их точно скоро начнут искать. И обязательно найдут! Ведь самолёт видно издалека. Но среди пассажиров были дети. Они испуганно жались к взрослым, плакали. Их матери уговаривали экипаж сделать хоть что-то. Не выдержав такого натиска, Максим Тюриков вместе с бортмехаником, бортрадистом и шестью добровольцами из пассажиров через три дня ушёл за помощью. Но командир своё местоположение определил неверно и получается, что ушёл в никуда. Девять человек пропали без вести.

А люди ждали помощи. Но дни шли,  а их не находили. Силы были на исходе. Они голодали. Отчаяние сменялось надеждой. По примеру капитана они тоже писали письма на обшивке.

«Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», - написал кто-то из пассажиров 1 мая 1947 года.

 

На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолёта нашли записки экипажа

Надписи легко читаются, со временем лишь буквы слегка побледнели 

Фото: регионального отделения Русского географического общества

 

Последняя запись сделана 11 мая. В этот день самолёт и оставшихся пассажиров нашли живых и практически здоровых. Только ребятишки немного обморозили руки и щёки. Столько было радостных слёз! Люди обнимали и целовали своих спасителей. В зимней тундре они провели двадцать дней.

Эвакуировать самолёт в то время не было возможности. В Государственном архиве Красноярского края сохранился акт на списание самолёта С-47, датированный 24 мая 1947 года.

«…Смята и деформирована носовая часть фюзеляжа, деформированы шпангоуты, фонарь пилотской кабины. Разбито остекление, левый мотор с рамой и капотами оторван, погнуты лопасти воздушных винтов. Самолет подлежит капитальному ремонту, но находится на замерзшем болоте в тундре на расстоянии 180 км на водоразделе рек Янгода, Луктака и Гарбит севернее поселка Волочанка Авамского района Таймырского округа. Транспортировка самолета не представляется возможной (горы, болота, реки)».

И самолёт оставили на месте крушения. В забвении.

 

На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолёта нашли записки экипажа

Сейчас борт разобрали на семь частей 

Фото: регионального отделения Русского географического общества

 

Спустя шесть лет останки командира обнаружил охотник в истоках реки Шайтан. Тюрикова удалось опознать по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке. Члены экипажа и пассажиры, ушедшие с ним за помощью, до сих пор числятся без вести пропавшими.

Легендарный самолёт дождался своего часа спустя 70 лет после крушения. Международная экспедиция по его эвакуации стартовала 2 августа. Сейчас борт разобрали на семь частей: фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Работы проводятся очень осторожно, чтобы не повредить ни одной детали. «Дуглас» уже погрузили на баржу, а после доставят в порт Валёк, затем тралами до порта Дудинка, снова перенесут на баржу и отправят в Красноярск.

По словам учёных, надписи на обшивке сделаны химическим карандашом. И без сомнения, все они подлинные. Никто кроме членов экипажа и пассажиров не мог больше написал эти послания. К тому же внутренняя обшивка самолёта не была повреждена.

 

На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолёта нашли записки экипажа

Эвакуировать самолёт в то время не было возможности 

Фото: регионального отделения Русского географического общества

 

- До ближайшего населённого пункта 200 километров, - рассказала «Комсомольской правде» - Красноярск общества Юлия Комиссаренко, пресс-секретарь регионального отделения Русского географического общества. - Вокруг располагаются только временные поселения оленеводов.

Также участники экспедиции нашли ещё несколько интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру и специальные печи для разогрева двигателей самолётов. Сохранились даже банки от тушенки, которую поставляли по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.

Ожидается, что легендарный самолёт и другие находки прибудут в Красноярск в первой половине сентября и станут экспонатами будущего Музея освоения русского севера.

 

 

источник

Категория: Всё интересное | Просмотров: 201 | Добавил: len2128 | Теги: ссср, север, русская история, катастрофы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх