Среда, 20.09.2017, 21:05
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

Главная » 2016 » Ноябрь » 4 » Как "просвещённая Европа" превратила в прах Китайское чудо
18:36
Как "просвещённая Европа" превратила в прах Китайское чудо

Материал очень интересный, но большей частью взят с китайского сайта и переведён гугло-переводчиком. Потому - трудно читаем. Я попробую "причесать" текст и скомпилировать из двух статей одну.

Итак, разговор пойдёт о великолепных дворцах императора, разграбленных и сожжённых английскими и французскими войсками.Точнее, там было тридцать шесть дворцов: Белый дворец — из фарфора, Большой богдыханский дворец, Бронзовый дворец, Дворец слоновой кости и др.

На фото слева вверху: главный корпус Сецицюй ("Очарование необычайной гармонией"). Построен в 1751 году, является самым старым зданием на территории Западного дома. ... К 1922 году  здание было превращено в щебень, большая часть стены рухнула, только несколько столбов до сих пор стоят...

Трудно узнать в этом обезображенном здании нарядный дворец, изображённый на цветной картинке выше. Посмотрите на этот макет (кликабельно)

 

 

6 октября 1860, английские и французские войска ворвались в императорский городок Юаньминь-Юань, устроив безумный грабеж.

7 октября 1860 они подожгли здание Зимнего дворца.

 

На упомянутом сайте представлены старинные фотографии, автор которых — Эрнст Ohlmer (1847-1927). Он работал в Китае в течение почти 46 лет, как профессиональный фотограф на первых порах, а затем в качестве таможенника. Представленные публике впервые в 2010 году в Пекине (Китай Памятник тысячелетия), эти фотографии дают уникальную возможность увидеть некоторые из строений, которые сегодня мы можем себе только лишь представить, даже руины которых полностью изменилась на протяжении многих лет. Сайт с фотографиями Олмера

 

 

Эта фотография была сделана в 1873 году. Перед руинами образовалось заиленное озеро, заросшее сорняками.

 

 

Парадный вход во дворец. Главный корпус

Ниже - музыкальный павильон. Он был восьмиугольным, с внутренней лестницей на второй этаж, украшен в стиле рококо резным камнем, декоративными колоннами, розетками, пилястрами и мозаикой из цветного стекла.

 

 

Восточное крыло главного корпуса. Даже в таком состоянии видно, насколько прекрасен был дворец прежде. С южной стороны главного здания находились платформы для пары каменных львов. Скульптуры  разрушены, как и всё остальное. Их останки смешаны с с каменной крошкой.

 

 

Внизу - ворота в сад, построенные по западному образцу, но с малой толикой традиционных "китайских мотивов". В отличие от многих других зданий императорского городка, ворота утрачены полностью и не восстановлены.

 

 

Далее - руины к северу от главного здания. Полностью разрушенный бассейн в окружении сорняков. Он располагался рядом с "Залом тихих морей". Через несколько лет после того, как была сделана эта фотография (в 1877 г) некто Томас Чайлдс вытащил из бассейна некоторых мелких декоративных деталей для музея. Полностью место расчищено в 1987 году - это сделано с целью реконструировать Дворец.

Вот что сегодня осталось от Китайского чуда:

 

 

Ещё руины.

 

 

Наверху - фото с останками большого фонтана. Ранее там стоял медный олень, его больше нет. Бассейн полностью утопает в сорняках, можно смутно разглядеть только мраморный край бассейна. Сегодня фонтан восстановлен почти в первоначальном виде.

 

 

Вид на пятисекционный изогнутый каменный "экран". Каждую секцию украшал барельеф с цветами, птицами и геральдическим оружием. К 1910-му экран сильно перекосился и наконец, рухнул. Камни от него растащили по каким-то стройкам.

Таким был дворец через 13 лет после его разграбления и сожжения

Так он выглядел потом:

 

 

можно видеть, как руины разсыпаются всё более и более

 

 

1880

 

 

1900 Год

 

 

6 октября 1860 англичане и французы вошли в Летний дворец, после чего начался лихорадочный разбой. Французские солдаты оказались первыми, им достались старинные часы, красочный шелк и атлас, драгоценные произведения искусства стоимостью в 30 миллионов франков. Британские силы вторжения прибыли позднее, но и им удалось добыть очень много золота и серебра.

Ужасно, но драгоценные фарфоровые и эмалевые вазы, которые оказались слишком крупными, были просто уничтожены. Чтобы скрыть следы преступления, британский главнокомандующий Элгин с поддержкой премьер-министра Великобритании Пальмерстона, приказал сжечь Летний дворец. Грандиозный пожар продолжался с 7 по 9 октября, в результате знаменитые сады превратились в выжженную землю.

 

 

Теперь немного истории с добавлением современных рисунков и фото.

«Выстроенный по указу Цянь-луна и основанный на совершенно иных принципах регулярный европейский ансамбль в комплексе Юаньминъюань состоял из трех частей: дворцов под названиями Сецицюй 諧奇趣 («Очарование необычайной гармонии»), Хайяньтан 海晏堂 («Зал тихих морей») и лабиринта Хуаюань 花園 или Ваньхуачжэнь 萬花陣 («Сад цветов», «Вереница десяти тысяч цветов»).» [1]

Внешнее оформление европейских (по своим формам) дворцов было выполнено согласно китайским культурным традициям, там, где барокко предусматривает обнаженные скульптуры — скульптурные изображения зверей и птиц.

 


 

Перед дворцами по проекту Мишеля Бенуа были сооружены фонтаны, между которыми был разбит парк французского стиля со строгими геометрическими формами.

 

 

«В парке Чанчуньюань по проекту католических миссионеров в 18 веке был возведен ряд белокаменных сооружений с волютами, колоннами, арками, выполненными в стиле европейского рококо. В духе европейских загородных дворцов был сооружен и дворец Юаньингуань с парадной площадью и двумя фонтанами перед ним. Постройки Юаньминъюаня, отражающие кратковременное увлечение европейским зодчеством, отличались пышностью, затейливостью форм и обилием резьбы. При строительстве применялись ценные породы дерева, драгоценные металлы, самоцветы.»

«Обойдя озеро Фухай, я достиг района западных построек Сиянлоу (西洋楼 xī yáng lóu). … Постройки возведены при Императоре Цяньлуне и включали несколько дворцов в европейском стиле, созданных по проектам иезуитов Джузеппе Кастильоне и Мишеля Бенуа. При Цяньлуне площадь садов в 5 раз превышала размеры Запретного Города, в 8 раз — Ватикана.»

 

 

«В XVIII веке империя Цин находилась в зените своего могущества. Большую часть столетия страной управлял Цяньлун, сын императора Юнчжэна, взошедший на трон в возрасте 24 лет (в 1735 году) и правивший почти до конца века. В этот период Китай впервые столкнулся с проблемой перенаселения. С примерно ста миллионов человек число жителей подскочило до трехсот миллионов, в результате чего стала ощущаться нехватка плодородных пахотных земель.

В XVIII столетии представителей Запада историческое наследие древней страны не интересовало. Это был век экспансии Старого света по всему миру, не исключая и Юго-Восточную Азию. В следующем столетии попытки противостоять агрессивному проникновению европейцев закончились двумя опиумными войнами и упадком империи. При Цяньлуне западная экспансия пока еще успешно блокировалась. Морская торговля ограничивается одним портовым городом, и активно проводится политика самоизоляции.» http://jj-tours.ru/adds/blog-c…

 

 

 

 

«Ваньхуа Чжэнь (萬花陣 wàn huā zhèn) — лабиринт десяти тысяч цветов. Другое название: Хуанхуачжэнь (黃花陣 huánghuāzhèn) — лабиринт желтых цветов. Лабиринт представляет собой территорию размером 89 на 59 метров. Общая длина около 1.6 км. В его центре стоит беседка в смешанном европейско-китайском стиле. По легенде, во время праздника Середины Осени Император любил сидеть в этой беседке и наблюдать, как его наложницы с желтыми фонарями соревнуются в прохождении лабиринта.»

 

 

«На оси запад–восток помещался «Зал тихих морей», который был построен последним и состоял из главного здания и небольших сопутствующих строений. Прямо перед ним раскинулся спроектированный миссионерами большой фонтан в виде раковины, украшенный вдоль бордюра бронзовыми скульптурами зодиакальных животных, обозначающих годы двенадцатилетнего цикла и 12 китайских часов в сутки. Этот фонтан работал, как клепсидра, указывая время: струи разной силы периодически испускали не только пасти животных, но также трубы, скрытые в центре фонтана и перилах лестниц, причем в полдень все фонтаны включались одновременно.»

 

современная копия фонтана

 

«О развитии проекта сообщалось в переписке миссионеров: «Когда первые фонтаны были готовы, строительство должно было продолжаться. Наконец, вдохновение императора зашло так далеко, что он повелел соорудить здания небывалых размеров, новый европ. дворец с причудливыми, подвластными прихотям строителя садами и далеко превосходящими наше воображение фонтанами».

 

 

Говоря об утраченном, нужно помнить и о других сокровищах дворцов: библиотека,многочисленные произведения искусства…

 

 

Всё это Китай утратил «в мгновение ока» не в результате землетрясения или другого природного катаклизма…

 

 

С момента появления в Китае иезуитских миссионеров, сведения о внутренней жизни азиатского государства стали регулярно поступать в Европу. О садах и дворцах императора также сообщалось:

"Глубокий медитативный смысл китайского сада уловил Аттире, выступивший автором серии писем 1740-х с описанием китайской части Юаньминъюань, содержащим восхищение ее спонтанной красотой. Письма вызвали в Европе интерес, удостоившись перевода на нем. и англ. языки с целью публикации одновременно в нескольких берлинских и лондонских изданиях («Letters d’un Societe Remarques sur quelques ouvrage nouveaux», vol. I, 1751; «London Magazine», vol. XXI; «Monthly Review», vol. VII; «Scots Magazine», vol. XIV, 1752)… О развитии проекта сообщалось в переписке миссионеров: «Когда первые фонтаны были готовы, строительство должно было продолжаться. Наконец, вдохновение императора зашло так далеко, что он повелел соорудить здания небывалых размеров, новый европ. дворец с причудливыми, подвластными прихотям строителя садами и далеко превосходящими наше воображение фонтанами»»

Когда в 1860 году европейцы направились к Пекину, они прекрасно знали об императорских садах, и о том, что они там могут найти, ибо войска вели «просвещённые» аристократы. Так англичанами руководил лорд Элгин. Именно его отец ранее ограбил греков, вывезя сокровища Парфенона, которые до сих пор Греция безуспешно пытается возвратить.

1) http://www.synologia.ru/a/%D0%…

2) http://rovdyrdreams.com/pekins…

***

Бюст Виктора Гюго установлен уже в наше время.

 

 

«Почему он здесь? В 1860 году в Пекин во время Второй Опиумной войны вторглись войска Объединенной армии Британии и Франции, которые уничтожили парковые ансамбли Цинъиюань и Юаньминъюань. Были уничтожены 24 пейзажные зоны (остальные — в 1900 году, во время интервенции Альянса Восьми держав для подавления восстания ихэтуаней). Бесценное собрание фарфора и прочее содержимое дворца было разграблено. Участвовавший в уничтожении Юаньминъюаня английский офицер писал: «С трудом можно себе представить красоту и великолепие сожженного нами дворца… Мы уничтожили, подобно вандалам, поместье столь ценное, что его не удалось бы восстановить и за четыре миллиона». Виктор Гюго — честный, как и подобает подлинному патриоту, человек — сравнил Британию и Францию с «двумя разбойниками, которые ворвались в музей, опустошили, разграбили и сожгли его, а затем со смехом ретировались вместе с мешками, набитыми сокровищами». Этот бюст, поставленный французско-китайской ассоциацией, в моем восприятии олицетворяет честность и порядочность, которые есть и на Западе (как и во всем мире).»

 

Вот письмо Виктора Гюго

Капитану Батлеру

Отвиль-Хауз, 25 ноября 1861

Милостивый государь!

Вы хотите знать мое мнение о военной экспедиции в Китай. Находя ее доблестной и почетной, вы настолько добры, что придаете известное значение и моей оценке; вы считаете, что эта экспедиция, проведенная под соединенными флагами королевы Виктории и императора Наполеона, овеяна славой, которую поделили между собой Франция и Англия, и желали бы знать, отдаю ли я должное английской и французской победе.

Что ж, раз вам хочется услышать мое мнение, я выскажу его.

В одном уголке земного шара существовало чудо мира: оно звалось Летним дворцом. В искусстве заложено два начала — идея, порождающая европейское искусство, и фантазия, порождающая искусство восточное. В искусстве, основанном на фантазии, Летний дворец был тем же, чем является Парфенон в искусстве, основанном на идее. Все, что может создать воображение народа, почти легендарного, воплотилось в этом дворце. Парфенон был творением редкостным и неповторимым, но Летний дворец казался огромным слепком с фантазии, если только с фантазии можно сделать слепок. Представьте себе неописуемое сооружение, нечто подобное волшебному лунному замку: это — Летний дворец. Создайте мечту из мрамора, нефрита, бронзы, фарфора, постройте ее из кедрового дерева, украсьте драгоценностями, задрапируйте шелками, превратите в святилище, в гарем, в крепость, населите богами и чудовищами, покройте лаком, эмалью, позолотой, лепкой, прикажите архитекторам, наделенным воображением поэтов, воплотить тысячу и один сон «Тысячи и одной ночи», окружите садами, бассейнами, сверкающими фонтанами, лебедями, ибисами, павлинами, словом — представьте себе неисчерпаемое и ослепительное богатство человеческой фантазии, претворенной в храм и в дворец, — и перед вами предстанет это чудо. Чтобы создать его, нужен был долголетний труд двух поколений. Это здание, громадное, как город, строилось веками. Для кого? Для народов. Ибо то, что творит время, принадлежит человеку. Художники, поэты, философы знали Летний дворец; о нем упоминает Вольтер. Говорили: Парфенон в Греции, пирамиды в Египте, Колизей в Риме, Собор богоматери в Париже, Летний дворец на Востоке. Кто не видел его воочию, тот представлял его себе в мечтах. Это был потрясающий, несравненный шедевр, который рисовался вдалеке, в каких-то таинственных сумерках, словно силуэт азиатской цивилизации на горизонте цивилизации европейской.

Это чудо исчезло.

Однажды двое бандитов ворвались в Летний дворец. Один разграбил его, другой поджег. Победа, оказывается, может быть грабительницей. Победители расхитили все богатства Летнего дворца и поделили добычу. Во всем этом замешано имя Эльгина, роковым образом заставляющее вспомнить Парфенон. То, что сделали с Парфеноном, сделали и с Летним дворцом, но куда усерднее и обстоятельнее, не оставив после себя уже ничего. Все сокровища наших соборов, вместе взятые, не могли бы сравниться с этим огромным и великолепным музеем Востока. Там хранились не только замечательные произведения искусства, но и богатейшие собрания золотых и серебряных изделий. Громкий подвиг и славная пожива! Один из победителей набил карманы, другой, глядя на него, наполнил сундуки; и оба, взявшись за руки, довольные вернулись в Европу. Такова история двух бандитов.

Мы, европейцы, считаем себя людьми цивилизованными, и для нас китайцы — варвары. Но вот как цивилизация обошлась с варварством.

Перед судом истории один из бандитов будет называться Францией, другой — Англией. Но я протестую, и я вам благодарен за то, что вы дали мне возможность выразить мой протест. Преступления властителей нельзя вменять в вину тем, над кем они властвуют; правительства подчас бывают бандитами, народы же — никогда.

Французская империя захватила половину этих сокровищ и теперь с наивным бесстыдством собственника выставляет напоказ великолепные древности Летнего дворца. Я верю, что придет день, когда освобожденная и очищенная Франция вернет свою добычу разграбленному Китаю.

А пока что свидетельствую: двумя грабителями был совершен грабеж.

Как видите, сударь, я отдаю должное военной экспедиции в Китай.

Виктор Гюго.

 

Источник

 

Категория: История | Просмотров: 200 | Добавил: len2128 | Теги: мировая история, Европа, китай, архитектура
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх