Каркасные деревянные церкви - ставкирки (stav - стойка kyrkje - кирха, церковь) - появились в скандинавских странах одновременно с христианством - в конце 10 века.
Ставкирка в Боргунне, которая представляет собой многоярусное деревянное здание с тройным нефом и оригинальными украшениями, дошла до нашего времени практически в первозданном виде и считается одним из самых ярких примеров средневекового скандинавского деревянного зодчества, подобного которому нет нигде в Европе. Когда-то здания такого типа были очень распространены в Северной Европе, но сегодня их можно увидеть только в Норвегии.
Каркасная церковь Боргунна была построена между 1180 и 1250 годами. Именно в это время Норвегия стала католической страной, и здание церкви отражает происходившие в тот период процессы слияния христианского мировоззрения и языческих верований. Покровителем церкви стал апостол Андрей Первозванный, и это тоже прослеживается в архитектуре храма – так, заграждения на верхних галереях церкви имеют форму косых андреевских крестов.
Своим названием – каркасная или мачтовая церковь, - ставкирка обязана способу строительства. Обычно ставкирка покоится на каменном основании, на котором лежат четыре опорных бруса, образуя прямоугольник. Вокруг этой конструкции устанавливают вертикальные столбы, соединяя деревянные элементы без помощи металлических деталей – в богатой лесом России подобный способ строительства тоже считался традиционным, и им никого не удивишь.
<
После того, как в скандинавских странах победила Реформация, церковь была приспособлена для протестантских богослужений.
Вероятно, в церкви были и другие украшения и произведения искусства, вроде деревянных статуй и распятий, насколько можно судить по другим сохранившимся каркасным храмам, однако в настоящее время от них не осталось и следа. На стенах церкви сохранились несколько рунических надписей, которые все еще можно разобрать.
Древнейшая ставкирка Норвегии была построена в 1050 году в деревне Урнес. Над днищем корабля высится кровля в форме пирамиды. Её поддерживают 16 столбов. Вход выполнен в форме замочной скважины. "Дверной" проём украшен орнаментом из витых линий.
На деревянных скатах крыши вырезаны рельефы. Дракон с оскаленными зубами зажимает в пасти змею, а та пытается оплести его шею. Некоторые специалисты считают, что рельеф этот – пережиток язычества, другие, наоборот, полагают, будто он создан по христианским мотивам и символически изображает борьбу христианства с язычеством.
источник
|