Воскресенье, 19.11.2017, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

Главная » 2016 » Сентябрь » 26 » Прогулки по Ярославлю. Музей истории (с оттенком горечи)
18:57
Прогулки по Ярославлю. Музей истории (с оттенком горечи)

Исторический музей Ярославля начал создаваться неравнодушными людьми еще в XIX веке, когда в обществе появился интерес к Родной Земле, история которой перестала презираться, мол, были Классические цивилизации древности, откуда культура проливалась животворящим дождем на северных варваров. Отсюда и пренебрежение к собственным древностям, сопровождающееся сносом исторических зданий и возведением халабуд в стиле классицизма, чем отличился ярославский архиепископ-масон Антоний

12 января 1865 года состоялось публичное открытие Музея «Общества для исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Председателем Общества выступил профессор естественной истории Демидовского лицея А.С.Петровский. В 1895 году при Ярославской губернской ученой архивной комиссии появился исторический музей – Древлехранилище. Т.е. только к концу XIX века русская интеллектуальная элита начала осознавать ценность собственной истории и необходимости охраны ее памятников. Музеи, созданные на волне общественного заказа, существовали на пожертвования частных лиц, но государство и город тоже время от времени подкидывали деньжат.

А затем…. Как там поется в Гимне Коммунистов? «Весь мир … разрушим». Период Революции и Гражданской войны прикроем фиговым листочком умолчания. Разруха. Революционное творчество масс…. Есть такие эпизоды в истории, о которых говорить неприятно. И понятно, почему. Потому что уничтожался не абстрактный «мир насилия», а конкретно исторический центр Ярославля. Однако же потом началось строительство «нового дивного мира», в котором истории тоже нашлось место.

После 1917 года были созданы новые музеи: художественная галерея, музей древнерусского искусства, музей книги. В 1924 году Государственный музей объединил под своим крылом все три музея. Экспонатами стали ценности, реквизированные, а по-русски сказать награбленные, в ходе уничтожения дворянских усадеб, церквей и монастырей. Сколько артефактов в ходе этой зачистки русской истории потеряно безвозвратно, остается только гадать.

Как вы думаете, когда Советская Власть озаботилась сохранением исторического наследия? В 1959 году. Тогда началась масштабная реставрация памятников православной архитектуры и создание музеев-заповедников на месте сохранившихся архитектурных ансамблей. В 1969 году (поздравьте меня с днем рождения) окончательно организовался Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в состав которого вошел Спасо-Преображенский Монастырь, где были организованы выставочные залы по истории и природе Ярославского края.

Мы идем на выставку «История Ярославского края». Я люблю смотреть древние черепки. У витрин с вещами, извлеченными из земли, возникает особое чувство погружения в пучину времени, как будто вспоминаешь прошлые рождения. Как будто предки обращаются лично к тебе с самым важным посланием: помнить, что они жили на этой Земле, они передали эту Землю тебе с тем, чтобы ты передал ее своим потомкам.

Музейная экспозиция находится в историческом здании, которое требует хорошего ремонта. Вроде как «золотое кольцо России»… Поднимаемся по деревянной лестнице, предъявляем билеты. С виноватым лицом, служительница поясняет, что всю экспозицию посмотреть не удастся: после обвала крыши и потопа, часть, посвященная послеордынской истории, закрыта для праздношатающейся публики. В этот момент ощущаешь себя облитой помоями. Почему?! Почему в государстве, лопающемся от нефтедолларов, нет денег на нормальную реставрацию Русского культурного достояния?! Почему, прибыв в город, входящий в Золотое Кольцо России, я вижу вокруг несказуемое убожество? Облезлые фасады, потрескавшуюся штукатурку, вот, крыша провалилась….

В музее прохладно. Нам предлагают не раздеваться. Экономят на отоплении?

Проходим в музейные залы. В какой-то мере мне повезло, что крыша провалилась над залами истории централизованной Руси, и я могу посмотреть именно древность. Ведь затем я ехала в Ярославль.

Музей оформлен стандартно для российской провинции: витрины с разложенными археологическими находками. Пояснения минимальные, атрибутики никакой. Обычному человеку, не обремененному солидным багажом исторических знаний, выставленные предметы не говорят ничего.

Вся история Ярославля с древнейших времен до Батыева нашествия, т.е. лет этак 20 000 помещается в трех небольших залах. И коридор. Кто-то где-то хвастался коллекцией в 300 000 экспонатов? Помните песенку о стране Лимонии?

Я найду лимон и буду рад,

Но я тебе не дам.

И не смей меня винить.

Это про наших музейщиков. Все заботливо упаковано в коробочки и складировано в запасниках. И винить их за это нельзя, потому что выставлять негде, условий нет, помещений нет, денег нет. Потолки рушатся. Потоп заливает экспонаты. Туристы разбегаются.

Не хочется скатываться в негатив, но внутренний туризм на убожестве не разовьешь.

Ныряем в пучину времени. Вспомним, что Ярославль – это бывший Медвежий Угол, где Ярослав в XI веке застал поклонение медведю. Так гласит легенда о происхождении герба города Ярославля. Археология – наука точная, не то, что история. Археология имеет дело с вещами, которые можно посмотреть, пощупать, измерить. Когда история молчит, начинает говорить археология. Вот только говорит она на языке, который трудно понять.

20 тысяч лет назад на территории Ярославля появились первые люди. Археологические культуры сменяют одна другую.

 

 

И в далекие-далекие древние времена люди начинают поклоняться медведю, о чем свидетельствует каменное изваяние, а также ожерелье из медвежьих клыков.

 

 

К тому же периоду затертой древности относится и эта фигурка бизона.

 

 

Люди охотились, используя костяные наконечники для стрел.

 

 

И выменивали что-то на янтарь. Не хилые были торговые связи в каменном веке. Повторюсь, атрибутики – никакой. Можно только догадываться, что люди, тесавшие каменного медведя, и люди, носящие янтарные украшения – жили в разное время.

 

 

А как вам такая витрина?

Я догадываюсь, что наступил железный век. И даже более, цивилизация настойчиво стучится в двери, судя по стеклянным браслетам. Куда пропал век бронзовый? Вопрос не ко мне. На самом деле там много кто пропал, по каждому из пропавших можно было бы если не отдельный музей, то отдельный зал собрать. Веселые были ребята, все эти волосовцы, абашевцы и фатьяновцы. Судя по некоторым данным, именно они сочиняли Веды, а события Махабхараты происходили где-то на Русской равнине, не факт, конечно, что на Ярославской земле, но в общей культурной орбите. Но нам о том знать не положено.

Посмотрим лучше на витрину. Там в общей куче лежат разнообразные украшения: сверху – обломки славянских височных колец, ожерелка с медальоном и подвеска — змеевик. Стеклянные бусики, витая гривна из медной проволоки, и орнамент подвесок указывает на славянское происхождение. Согласно официальной истории славяне появились на территории Ярославля в X веках уже нашей эры. А до этого жили-поживали в Медвежьем Углу финское (условный термин, обозначающий сходство языков) племя меря. Это их подвески с колечками, напоминающие коников, представлены на среднем этаже витрины. Вопрос: предметы, представленные в экспозиции, найдены в одном месте? В разных? Как датированы? Они одного времени или разного? Археологи, они все это знают, но нам не скажут. Нам оно зачем знать? От многих знаний много печалей, как говорил Экклезиаст. Любуемся прекрасными женскими украшениями. Славянскими ли, мерянскими ли.

 

Витая гривна из медной проволоки. Ожерелье из стеклянных бус. Литая подвеска. Змеевик. Славянский набор украшений.

 

 

Шумящая подвеска. Мерянское украшение.

 

 

Фибула. Такими штуками закалывали плащи на груди, чтобы они лучше держались на плечах. Навскидку, век эдак X плюс-минус трамвайная остановка. Этническими признаками не обладает.

 

 

Жемчужная ожерелка и колечки из меди. Возможно, славянские. Кольца могут быть мужским украшением. Мужчины тогда тоже любили себя украшать. Вот, например, деталь ременной гарнитуры.

 

 

Чехольчик для кончика ремня, украшенный типичным славянским растительным орнаментом.

 

 

Керамика. По всей вероятности, славянская. Повторюсь, никакой атрибутики нет, а я хоть и увлекаюсь историей, но профессионалом не являюсь.

 

 

Гривны из витой проволоки. Мерянские шумящие подвески, изображающие солнечных коников

 

 

Обломки стеклянных браслетов, колечки, медный браслет с орнаментом. Подвеска, изображающая странную птицу с гребнем (курицу?) с привешенной перепончатой лапкой. Можно было бы подумать, что это первоУтка, которая выловила Землю со дна Первичного Океана, если бы не гребень на голове.

 

 

А вот и варяги пожаловали. Франкский меч. Чуть ниже клинок – сакс, выше – топоры, возможно, боевые. Еще выше типичные северо-германские черепаховидные фибулы и обычные фибулы. Керамика без этнической привязки. Где это найдено, в одном месте или в разных, на территории самого города Ярославля или где-то в Ярославской области – загадка.

Меч превосходен. Я читала, что в Ярославле был найден франкский меч с клеймом ULFBERHT – был такой средневековый оружейный бренд. Центр производства мечей данного бренда находился на Южном Рейне, а оружие распространялось по всей Европе, включая Русь. Тот это меч или нет, сказать не берусь. ТОТ меч был сломан, этот, похоже, тоже. Клинки, которые клали в погребения, часто намерено портили – ломали или сгибали. По одной версии это делали, чтобы предотвратить повторное использование оружия — гробокопатели мародерничали и в те времена. По другой – оружие символически «убивали», оно должно было перейти в Запредел вместе с хозяином. Меч – это оружие больше престижа, тем более, импортный, владеть им мог ОЧЕНЬ знатный и богатый человек. Это даже не 600 Мерс. Я затрудняюсь привести аналогию из нашего времени, потому что у нас сейчас богачи, конечно, могут выпендриваться, но никто из них не рискует головой в своих финансовых баталиях, и вряд ли генеральный директор для доказательства своей крути пойдет в смертный бой против главы конкурирующей компании, подавая личный пример рядовым сотрудникам.

 

 

Узнаешь ли ты \ меч прославленный,

Твоего отца драгоценный клинок,

Послуживший ему в том сражении,

Где он пал, шлемоносец – воитель… ?

 

 

Черепаховидные фибулы. Украшение северо-германских женщин. Этой штукой они застегивали лямки фартука на груди. Обычно эти фибулы были парными и напоминали этакий металлический лифчик, который, к тому же, носился поверх одежды. Кто была эта дама, чьи украшения найдены в Ярославской земле? Впору писать приключенческий роман о любви скандинавки и боярина – руса, взявшего меч-кладенец в приданное за жену.

 

Арабские серебряные дирхемы. Эта монета была в ходу от Черного до Балтийского моря.

 

 

Вон сколько их высыпалось из мошны, но это рекламная фотография в коридоре.

Двигаемся дальше.

 

 

Предметы женского рукоделия. Пряслица – их одевали на веретено при прядении, чтобы не соскальзывала нитка и для ровного кручения веретена. Ножницы. Шилья. Работа кузнецов виртуозна. Внизу – пример ткани. Полотно достаточно грубое, но пояснений мешок ли это для зерна или кусок плаща, нет. Сверху – кресало – приспособление для высекания огня. Его зажимали в руке и резким ударом по кремню выбивали искры, которые поджигали трут – легковоспламеняющийся материал.

 

 

Мастерская ювелира. Внизу: формы для отливки украшений и щипчики. Вверху: ключи и замки. По-моему, век XII. Люди стали достаточно зажиточны, чтобы запирать имущество от воров. Сбоку – цепь, возможно, на ней подвешивали котел при готовке еды, но могу ошибаться.

 

 

Ювелирка в приближении. Колечки и камушки. Кольца носили как мужчины, так и женщины.

 

 

Ножи с деревянными рукоятями. Внизу – чурка с глазами. Похоже на идола.

 

 

Торжество христианства. Словно и не прошло тысячи лет – нательные кресты ничуть не изменились.

 

 

Крест в виде процветшей лилии. У кого французская корона позаимствовала символ?

 

 

Вверху – нагрудные иконы: Богоматерь с Младенцем.

Ниже – писала: приспособления для письма по восковым дощечкам. Сверху на заостренном штырке лопаточка, чтобы разглаживать воск, исправляя ошибки. Восковые дощечки видны под витриной, но бликуют из-за стекла. Посыл ясен? Христианство принесло грамотность.

 

 

Рекламная фотка из коридора. Снизу – предметы славянского быта: грубая керамика, деревянный гребень, пряслица, шилья. Сверху: обломки импортного средне-азиатского сосуда. Ярославль – Центр Мира. Оружие из Среднего Рейна, керамика из Сирии, в качестве платежного средства – арабские дирхемы. Что же здесь было такого – этакого, что приносило серебро? что шло в обмен на ценный импорт? Наверное, не кособокие горшки?

 

 

Бусики из сердолика, лазурита, яшмы плюс стекло, которое в те времена стоило дороже иных камней.

Жены их как в окладах \ в драгоценных нарядах

Дом их полон \ богат их обычай.

Откуда богатство? Что запирали на ключи ярославцы? Что охранял франкский меч?

 

 

Ременная гарнитура. Пряжки. Накладки. Ниже – просвечивают топоры. Чуть выше – наконечники копий.

 

 

Оружие. Богатство необходимо защищать. Топор. Наконечник рогатины. Сверху – что-то клинковое. Снизу – россыпь наконечников стрел.

 

 

Шпоры. Принадлежность конного воина – рыцаря. Сверху – нависает булава. Внизу виден еще один меч.

 

 

Сабля. Она просто огромна. Это доказательство существования людей – великанов. Я серьезно. Навскидку, в ней метра полтора. Какого роста должен быть воин, чтобы пойти с ней в бой? Чтобы просто извлечь такой клинок из ножен? Или это церемониальное оружие?

 

 

Доказательства Батыева нашествия. Наконечники стрел степняков. Погнутая сабля – ее тоже нашли в захоронении. Кости людей со следами повреждений. Их догоняли и рубили сзади и сверху… Останки убитых были найдены на Стрелке. Но об этом тоже здесь не сказано ни слова…

Три зала, которые вместили 20 000 лет. В незапамятные времена люди, заселившие Европейскую Тайгу, начали поклоняться медведю, и мы, их потомки, продолжили эту традицию. Здесь стояло капище Велеса, которому поклонялись в образе Медведя. Медведь с секирой увековечен на гербе Ярославля. Старый бог, принесенный в жертву, слился с Новым Богом. На месте капища встал Спасо-Преображенский Монастырь. Медведица Машка спит где-то в вольере на территории Кремля. Медведь стал символом России. Здесь, в Медвежьем Углу, просыпается генетическая память, пробуждающая древние архетипы. Здесь начинаешь осознавать себя наследником всех культур, сменившихся на протяжении тысячелетий. Двадцать тысяч лет культуры плавились в горниле истории, переплетались и сковывались, чтобы отлиться в нас – Русский народ, такой же прекрасный и грозный, как клинок из сварного дамаска.

Покидаем Музей со смешанным чувством гордости и разочарования. Гордости за свой народ, за своих предков. Разочарование от нас, нынешних, не умеющих толково распорядиться богатейшим наследством. Понятно, что археологи – музейщики живут в своем изолированном мире. Они пишут статьи на непонятном научном языке и обсуждают проблемы, недоступные обывателю. Только ведь наука существует не сама для себя, а для нас – тех самых простых людей. И мы, обыватели, оплачиваем не индивидуальные интересовалки интеллектуалов, а создание ими мировоззренческой матрицы, которая призвана стать основой государства и общества, отвечать на самые сокровенные вопросы: кто мы? откуда? зачем мы пришли в этом мир? что мы хотим от него? что мы получили в наследство от своих предков? что мы передадим своим потомкам? История – это не набор фактов и артефактов. История – фундамент нации и государства. И профессионалы, занимающиеся историей, обязаны свои открытия донести до нас, простых обывателей, в красивой, легко доступной упаковке. И не надо говорить, что это никому не интересно. Не интересно то, что не понятно. Нация рождается усилиями интеллектуалов, творящих Великую Историю. Ау, историки? Где вы? Пока Ярославская, а вместе с ней и русская история, остается на положении Золушки-запечницы, ждущей свою добрую Фею.

источник

Категория: История | Просмотров: 197 | Добавил: len2128 | Теги: наша жизнь, русская история, провинция
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх