«Гляженные примаскалили на нас глядеть» — экскурсанты прибыли на нас смотреть.
Кацкий говор
Несколько лет назад попали мы на экскурсию в Мартыново — деревню в Ярославской области неподалеку от Мышкина. Ничего особенного от поездки не ждали: ну, запишем еще две-три местечковые легенды, полюбуемся на очередной музей-в-избе — те же печи, прялки, сундуки... скорее, интерес вызывали Мышкинские ремесла.
Но все оказалось гораздо интереснее. Дело в том, что в Мартынове живут кацкари — малый этнос, имеющий не только свой язык, но и собственную мифологию.
Откуда они взялись?
Существует миф, что после великой битвы все источники в этой местности оказались заражены трупным ядом. Но сообразительный мужичок посадил на родник кадку с выбитым дном, которая наполнилась чистой ключевой водой. Так и повелось: «Пошли за водой на кадку!» А потом и реку назвали Кадкой (Каткой), и местность вокруг, а жителей кацких поречин — соответственно, кацкарями.
Сейчас кацкарей насчитывается чуть больше 2000 человек. В Мартынове — самой большой кацкой деревне 201 житель на 70 домов. Занимаются в основном выращиванием льна (площадь 500 га). Всех, кто живет не в Кацкой волости (Кацком стане) называют заволОстные жители.
И — бахОрят по-кацки. В их языке около 2000 своеобычных слов (примерно по слову на человека получается). Вот некоторые, с голоса записанные слова и фразы:
Смустить — понять;
БахОрить — говорить;
БАхарь, бАхарица — болтун, но без отрицательной окраски;
ПримаскАлить, умаскАлить — прибыть, отбыть (например, в финском «маск» — путь);
Мазистый — красивый;
Гляженные — экскурсанты;
Славильница — красавица;
Семнадка — девушка;
Тудоба — чувство (от финского);
ЗабаЮ — спасибо;
НаздорОвьё — пожалуйста, на здоровье;
Ражива белА, раживы тёмки, ражива дня — доброе утро, добрый вечер, добрый день;
Отвойний — огромный;
Назыкает — принесет;
ЛядИха — лад;
Теплядь, светлядь — тепло, свет;
Сверьки — искры;
Дряной — некрасивый;
ЧастнИк — лес;
НеладИха — неприятность;
ИздОха — смерть;
Объызъяниться — купить;
ПАльмя — пламя;
ЗабЕла — сметана.
Кипятошник нАживо пОрхает — чайник кипит.
Сосед-та у меня лядЕл-лядЕл и отодУбел — болел, болел и выздоровел (а я было подумала, что отошел).
Все, как в путных местах — городской сказал бы «в цивильных». (отсюда)
***
Музей кацкарей
Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно»: кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).
Можно найти особенности и в быту, и в способах хозяйствования; чтобы собрать, сохранить и показать всё кацкое своеобразие, и был затеян Этнографический музей кацкарей.
КАДКА
Летит время, и вместе с ним бежит-спешит-торопится невеликая речка Кадка, протекающая с севера на юг на крайнем западе Ярославской области. Она и впрямь небольшая — 57 километров от истока до устья; таким у нас в Отечестве, казалось бы, и счёт потерян. Но Кадка дала имя целой сельской местности по её берегам — волость Кадка, а значит, это всё-таки необыкновенная река!
Причём случилось так, что имён у страны кацкарей два: волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название — Кацкий стан. Сейчас употребимы оба эти имени.
А время и впрямь летит, меняется и Кадка. Сто лет назад в 130-ти селениях по её берегам проживало 22906 кацкарей. Стояло 11 каменных церквей и одна деревянная, 9 часовен. Функционировало 27 школ, библиотека, больница, 22 ветряные мельницы и одна водяная, 3 толчеи, 11 маслобойных заводов, 6 сыроваренных и 1 кирпичный. Были и овчинная мастерская, и сапожная; кузниц — 14. А уж торговых заведений не сосчитать!
Теперь селений 80, а кацкарей в них — 2020 человек. Церковь служит одна, школ — 5. Работают 4 детских сада, 4 библиотеки, 5 Домов культуры и клубов. Больница сохранилась, а к ней добавились 4 фельдшерско-акушерских пункта. Есть у кацкарей и собственный журнал «Кацкая летопись», и 2 музея. СПК, бывших колхозов, 7, в их числе и льнозавод «Мерга»
Мир, конечно, сузился, но Кадка ещё жива. Приезжайте!
МАРТЫНОВО
В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь — дак лестно!… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын — помирилися. С тех пор снова вместе живут…
Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» XVII века знают деревню Марьино на Грязде — первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же XVII столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело — осталось одно Мартыново. Вот и не верь после этого народным побасенкам!
Современное Мартыново — одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 70-ти и жителей около 200 — все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Румыновка, а ещё в деревне различают Петушки, Каменку, Прогон, Старое Мартыново, Щербово и Хутора. В Мартынове есть детский сад, школа, Дом культуры, библиотека, ФАП, ветеринарный участок, почта, АТС, три магазина и музей. Мартыново — центральная усадьба СПК (колхоза) «Верный путь».
БЕЛАЯ КОРОВА
Кацкие «укороны» (то есть мифы) — явление уникальное хотя бы потому, что сохранились до наших дней. Согласитесь, все мы хорошо знаем мифы Древней Греции или Древнего Рима — в школе их изучаем, но кто сможет рассказать мифы наших предков-славян? А кацкари свои «укороны» рассказывают. Основной кацкий миф о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана.
Сонцо-Белая Корова
Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах — всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.
Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь — всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»
А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры — зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася — быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.
Баять, бахорить — говорить; глобка — тропка; глумяной — древний; зыкать — носить; мантурица — труженица; маскалить — идти; неслетьё — холодное и дождливое лето; хиз — ветер.
(отсюда)
|