Февральская революция 1917 года изменила судьбу всей России самым кардинальным образом и изменила судьбы миллионов людей.
Перед особенно сложной дилеммой стали солдаты и офицеры Русской императорской армии, которые были вынуждены выбирать между служением государству и Родине. Часть из них предпочла бороться за уже рухнувшую империю, надеясь обрести в борьбе нового царя, другие же восприняли отречение Николая II от трона как предательство и сделали свой выбор в пользу служения новой стране. Среди них оказался и человек, получивший известность в эмигрантской среде российского дворянства как «Советский граф».
Алексей Алексеевич Игнатьев родился в дворянской семье, родословное древо которой просматривается на 700 лет вглубь. Как и многие другие именитые дворянские семейства род Игнатьевых прославился многими умелыми офицерами. Алексей Алексеевич не стал исключением и с юности готовился стать настоящим российским офицером.
На офицерский путь он встал в Киевском кадетском корпусе, после чего продолжил своё обучение в Пажеском корпусе и был направлен в настоящую элиту российской армии – в Кавалергардский полк. Талантливого офицера быстро приметили и в 1902 году он уже успел окончить обучение в Николаевской академии Генерального штаба. Естественно, что молодой офицер, получивший лучшее военное образование в империи, желал применить свои знания на деле и с началом Русско-японской войны немедленно отправился на фронт.
1915 год
Но своё истинное призвание он обнаружил уже в послевоенное время, когда стал военным агентом, ответственным за оценку и закупку иностранных образцов вооружения. Параллельно со своей официальной деятельностью, Игнатьев вёл и другую жизнь, куда более тайную - занимался созданием агентурной сети для внешней разведки. В новом амплуа Игнатьев испробовал себя в Дании, затем была Швеция и Норвегия, а Первую мировую войну он встретил уже во Франции, одном из главных зарубежных поставщиков оружия для Русской императорской армии.
В его верности престолу никто не сомневался, поэтому именно ему и было дозволено распоряжаться громадными финансовыми средствами России, находившимися в Париже. Сам Алексей Алексеевич также никогда не выступал ни против монархии в целом, ни против Николая II в частности. Более того, свои первые генеральские погоны он получил в революционный 1917 год. Но мировоззрение офицера кардинально поменялось после отречения императора.
«Царь нарушил клятву, данную в моём присутствии под древними сводами Успенского собора при короновании. Русский царь отрекаться не может», - заявил он в присутствии десятков своих соратников и соотечественников. После таких громких слов Игнатьев перевёл все доступные госсредства на личные счета. Всего в его руках оказалось 225 миллионов золотых франков, а это почти 175 тонн чистого золота. В принципе, с такими средствами генерал мог бы и сам стать царём в какой-нибудь небольшой стране, ведь в переводе на современные расценки у него на руках оказалось 7 миллиардов долларов.
Однако Алексей Алексеевич не мог позволить себе столь низкого поступка и свои действия знакомым и семье объяснил желанием уберечь деньги от возможных проходимцев-революционеров и передать их тем, кто будет работать на благо новой России.
Такое объяснение хоть и не устраивало его семью и знакомых, активно поддерживающих белогвардейское движение, но было им понятно. Но следующий его поступок сделал генерала изгоем в своей семье. В 1924 году, когда наладились дипломатические отношения между Францией и советской властью, Игнатьев пришёл в посольство и предложил Леониду Красину, отвечавшему в то время за всю внешнюю торговлю молодого государства, все сохранённые средства. Он поставил лишь одно условие – «Лучшей наградой для меня будет советский паспорт, возможность вернуться на Родину и вновь служить России».
Вопреки сложившимся мифам, Рабоче-крестьянская Красная Армия состояла отнюдь не одних рабочих и крестьян. Отречение Романовых от власти многие российские офицеры, бывшие в большинстве своём дворянами, восприняли этот поступок как предательство. Примечательно, что в Россию возвращались жить даже те, кто во время Гражданской войны иммигрировал в Европу. Так, писатель Алексей Толстой, прославившийся под прозвищем «Красный граф», вернулся в СССР из Франции.
Примечательно, что за всё время жизни в Париже Игнатьев не потратил ни рубля из оставшихся у него денег. Все семь лет он со своей новой супругой балериной Натальей Трухановой прожили на сбережения семьи и заработанные в Париже деньги. Новые испытания ждали генерала, когда советская власть оценила его широкий жест, предоставила ему гражданство и предложила восстановиться на знакомой для него работе – заниматься закупками оружия для Красной Армии.
Алексей Алексеевич принял предложение, что его родственники принимать отказались. Мать генерала публично отреклась от сына, а его брат даже организовал заговор против «предателя», причём лично участвовал в покушении, но промахнулся и пуля пробила лишь фуражку офицера.
Очевидно, после столь громкого разрыва продолжать жить в доме семьи Игнатьев уже не мог и почти на 10 лет поселился вместе с супругой в здании советского торгпредставительства, продолжая вести агентурную работу. И хотя о шикарной дореволюционной жизни молодой четы в Париже ходили легенды, но балерина не оставила офицера и в годы куда более скромной жизни советского чиновника. На Родину Игнатьев с супругой вернулся лишь в тяжёлом 1937 году, где «Советского графа» вновь представили к генеральскому званию, на сей раз уже в Красной Армии.
По официальной версии, Игнатьев занимался в СССР преподаванием иностранных языков в военных училищах. На самом же деле он занимался активной подготовкой новых разведчиков, а результаты деятельности «классового врага» неоднократно высоко оценивал Сталин. Пользуясь благосклонностью вождя, именно Алексей Игнатьев курировал возрождение в СССР кадетских корпусов и по его личному настоянию им присвоили имя Александра Суворова.
Деятельность генерала в советской армии в целом была нацелена именно на возрождение традиций Русской императорской армии. Игнатьев не упускал ни малейшей возможности, чтобы указать на преемственность таких разных поколений. Одним из таким штрихов стало возвращение в войска погон.
Во время Великой Отечественной войны генерал Игнатьев продолжал подготавливать разведчиков и диверсантов. Свою военную карьеру «Советский граф» завершил лишь в 1947 году в возрасте 70 лет.
Талантливый человек оказался талантлив во всём. В свободное от работы время Алексей Алексеевич увлекался кулинарией и 20 лет собирал свою книгу рецептов, а его автобиография «50 лет в строю» получила широкую популярность среди советской молодёжи.
Всю жизнь генерала Игнатьева характеризует цитата из его книги: «Честно служи России, сынок, несмотря на правителей и на то как она называется… Это делал твой отец, это делали и твои деды и прадеды. Главное будь честен перед своей совестью и не опозорь память своих предков!»
Скончался «Советский граф» в ноябре 1954 года в Москве и был похоронен со всеми полагающимися ему почестями на Новодевичьем кладбище.
Автор: Арсений Гурский
источник
Документальный фильм "Красный граф" (2014 год)
|