Сенсационной находке, обнаруженной неподалеку от жемчужины Зайлийского Алатау — озера Иссык, предшествовал страшный сель. Гигантский поток из камней и грязи смел всё на своем пути. Погибли сотни людей, исчезли строения, было уничтожено и само древнее озеро. Иссыкский сель 7 июля 1963 года был одним из самых крупных и разрушительных на территории СССР. Через несколько лет началось восстановление водоема и пострадавших объектов. На месте возведения одного из них и произошло знаменитое открытие.
Из приказа №54 дирекции Института истории, археологии, этнографии КазССР, 21 апреля 1969 года: «Командировать в г. Иссык сроком на 10 дней экспедицию в составе: мл. научного сотрудника отдела археологии Б. Нурмуханбетова, инженера-фотографа О. Медведева и художника П. Сон. Фронт предписанных работы — снос двух курганов Иссыкского могильника».
На левом берегу реки Иссык около полусотни сакских курганов. Под руководством известного археолога Кемаля Акишева специалисты проработали два сезона над несколькими усыпальницами. Раскопки ничем не порадовали, курганы оказались разграбленными. И вот, когда уже сворачивались все работы, археолог Бекен Нурмуханбетов попросил бульдозериста снести пласт земли чуть в стороне от последнего кургана. Тот стал расчищать указанное место, вдруг выскочило бревно, оказавшееся частью деревянной усыпальницы, в которой чуть позже обнаружат останки древнего кочевника.
Из воспоминаний археолога Бекена Нурмуханбетова: «1970 год, 22 апреля. «Золотой человек» блестел, лежал. А как думаете, почему я запомнил дату? Сто лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это был Всесоюзный субботник. Я сорвал этот субботник. Все участники субботника были вокруг этой могилы».
В нетронутой могиле были найдены свыше четырех тысяч золотых блях и пластин. Здесь же лежала сумочка с остатками охры, зеркальце, перстни, серьга, гривна, оружие, различные сосуды. А еще серебряная чаша, на которой были начертаны знаки на каком-то неизвестном языке. Тут важно отметить, что иссыкский курган в разные века уже дважды грабили, но ворам даже в голову не пришло, что есть еще боковое погребение.
Найденные украшения в зверином стиле и остроконечный головной убор дали подсказку – две с половиной тысячи лет назад на территории Семиречья жили разные сакские племена, и археолог Кемаль Акишев предположил, что найденный кочевник был саком-тиграхауда. Во время извлечения останков сильно пострадал череп, и, к сожалению, мы теперь вряд ли узнаем, каким было лицо Алтын адам. Его возраст — 18-25 лет, рост около 165 см. Жил он, вероятно, в 4-5-м веке до нашей эры.
Один из перстней Золотого человека
Из интервью антрополога О. Исмугалова, май 2010 года: «Нижняя челюсть была достаточно стройная, тонкая и при этом большого размера. Для женщины это редкость. Надбровные дуги, носовые кости дали возможность говорить о том, что найденные останки принадлежали именно мужчине. Но элемент сомнения всегда есть».
Так «Золотой человек» — юноша или девушка? Это самый живучий вопрос. Все находки из могилы можно трактовать как в пользу первой версии, так и второй. Например, штаны и оружие в древности носили и кочевницы. Погребальные сосуды, подобные тем, что нашли в кургане Иссык, встречались в могилах сарматских жриц. А знаменитый головной убор Иссыкского человека напоминает головной убор, найденный недавно в комплексе Таксай (на западе Казахстана). Он принадлежал «Золотой женщине», или, как ее называют, «Алтын ханшайым». С годами народная молва пошла дальше — в царском кургане покоилась ни много ни мало… легендарная Томирис — царица массагетов, убившая персидского царя Кира. Или другая сакская правительница — Зарина, которой, по легенде, на могиле возвели пирамиду, а на вершине установили позолоченную статую.
Советская наука не знала современных методов исследования ДНК. Возможно, новая экспертиза останков «Золотого человека» пролила бы свет и положила конец спорам вокруг того, женщину или мужчину похоронили в древнем кургане.
Находки в боковой усыпальнице поражают, но и основное (дважды разграбленное) захоронение до сих пор не дает ученым покоя. Одежда и погребальный комплекс Иссыкского человека указывают на то, что он принадлежал к очень знатным кочевникам, царской элите. Но если таких почестей удостоен усопший в боковом погребении, тогда кто мог лежать в основной могиле? В руке у «Золотого человека» камча. Тогда где его конь? И тут вновь вспоминается опустошенное основное погребение. Конечно, после смерти хозяина животное не всегда приносили в жертву. Но на востоке Казахстана есть захоронение примерно этого же периода и статуса – в Берельских курганах покоилась сакская элита, – там вместе с человеческими останками лежат останки лошадей, полностью снаряженные, в специальных масках. Ведь конь – верный друг и вечный спутник кочевника.
Необычная деталь — на одном из золотых перстней Иссыкского человека как будто изображен… индеец. Как объяснил в передаче «Тайны Великой степи» реставратор Крым Алтынбеков, это изображение древнего божества, бога Митра. Экспертиза показала, что украшение долго носили и даже несколько раз ремонтировали.
Еще одна загадка кургана Иссык – таинственные руны на серебряной чаше. Она лежала у изголовья «Золотого человека» , и, по всей видимости, 26 знаков рассказывали о том, кто нашел здесь вечный покой. Говорит ли это о том, что у саков две с половиной тысячи лет назад была письменность? – тогда это ставит степную цивилизацию на очень высокий уровень развития. Ученые из разных стран предложили уже 25 вариантов расшифровок древних рун, но так и не пришли к единому мнению.
Наконец, то, о чем не подозревает большинство казахстанцев, полагающих, что «Золотого человека» нашли в одном из курганов вблизи от нынешнего музея-заповедника «Иссык». На самом деле после завершения раскопок знаменитый курган Иссык сравняли с землей и на его месте построили автопредприятие.
источник
|