Позвольте вам представить - барон Самди, он же барон Суббота.
Посмотрите, сегодня ночью среди наших гостей элегантный мужчина в черном цилиндре, черных очках и черном фраке. Он казался бы еще интереснее, с его черной тростью и дорогой сигарой, если бы не заткнул ноздри ватными тампонами. Ведь это, никто иной, как барон Суббота – знаменитый повелитель мертвых из пантеона Вуду. Кто такой барон, и почему он носит свой титул?
Точно этого, конечно, никто не знает. А если и знает – то старается молчать. Нечего лишний раз поминать могущественного лоа. Лоа – дух, являющийся посредником между богом-творцом и людьми. У барона Субботы – несколько ипостасей. Некоторые считают что он сам лишь одно из воплощений Папы Геде – властелина мертвых. Согласно этой легенде барон Суббота – первый кто был похоронен в Порт-о-Пренсе, столице Республики Гаити. Но его тело служит до сих пор приютом духу, чья роль – облегчать переход человеческой души в загробный мир. Часто рядом с бароном перечисляют барона Креста и барона Кладбища. Их можно так же рассматривать как две ипостаси самого лоа: крест – это тот перекресток, на котором пути живых пересекаются с путем мертвых. Кладбище – традиционное место упокоения, где могилы и их содержимое вверяются охране барона Субботы.
По другой легенде барон – гробовщик, который и хоронит тело и переводит душу в загробный мир. Потому то и ноздри у него заткнуты – в гаитянском жарком климате не так то легко сохранить тело умершего в должной кондиции для похорон.
А еще барон – человек семейный. Его жена – мама Бриджит, охраняет кладбища и стережет покой умерших.
Ой, я вам не сказала, что барон - это элегантно одетый скелет? Нет?
Но ведь это мелочь, если перед вами истинный джентельмен.
Как вы уже догадались, барон – любитель путешествий. Когда-то на судах работорговцев его дух пересек океан и попал на Эспаньолу. Со временем остров стал называться Гаити, а его население, завоевав свободу от рабовладельцев, основало два государства и один своеобразный культ поклонения духам-лоа, в образах которых смешались традиционные племенные божества африканских племен, католические святые и колдовство. А в наши дни, когда Гаити трясут катаклизмы – политические и природные, барон вполне охотно посещает США, где обосновалась самая большая диаспора беженцев с Гаити.
Поскольку смерть, это то состояние, избежать которого не удастся никому, барон весьма почитаем всеми служителями вудуизма. В качестве жертвоприношений он предпочитает ром, зачастую настоянный на жгучем перце и отличные сигары. Благо, что в землях, куда ввозили чернокожих рабов, нет недостатка в качественном табаке.
О чем же просят барона его почитатели?
Дух барона, действительно, могущественен и силен. Его трость, или костыль – фаллический символ, знак перерождения и возрождения. Говорят, что барон Суббота сторонник строго установленного порядка: он не любит, когда хоронят детей, или физически сильных людей, а значит, если ребенок тяжело болен, и врачи уже отчаиваются его спасти, - нужно немедленно вызывать Барона.
Если барон отказывается выкопать могилу для умирающего, значит срок его смерти еще не наступил, и, даже пережив видимость физической кончины, человек сможет вернуться к своим близким.
Другое дело, если вы понапрасну потревожите барона – ведь у каждой души свой срок. Тут уж нужно быть особо осторожным. Это вам не милиция, чтобы отделаться штрафом за ложный вызов. Барон заберет с собой то, к чему прикоснулся. И если вы загодя не возьмете в руку коровью ногу, прежде, чем поздороваться с бароном, ответив на его рукопожатие – то лишитесь собственной руки.
Тем же, на кого снисходит дух барона Субботы, доводится совершить, порой, удивительные вещи – пить галлонами настоянный на жгучем перце ром или поразить своей сексуальной мощью всех окрестных дам. В общем-то барон, не смотря на мрачный род занятий, большой жизнелюб и ничего человеческое ему не чуждо. Если уж надо погулять – так надо, и барон это умеет на славу.
Впрочем, у барона есть один маленький недостаток. Простительный, говорите вы? Кому как.
Дело в том, что гаитянские колдуны, путем призывания барона, давно научились одной незамысловатой вещи:
они захватывают душу человека, помещают ее в бутылку и просят барона заткнуть горлышко пробкой. Задобренный жертвоприношениями барон ни в чем не может отказать своим служителям. Так на свет появляется зомби – человек, лишенный души и памяти, который в буквальном смысле становится рабом колдуна, и пребывает в таком состоянии до тех пор, пока кто-то не освободит его душу из заточения.
Считается, что слово «зомби» произошло от слова «Nsambi» (Нсамби), которое в языках конголезских народов имеет несколько значений. Так называют верховное божество, так называют душу и так называют покойников. Причем покойники бывают нескольких типов: полностью отошедшие в мир иной, неуспокоенные духи мертвых, сродни европейским привидениям, а также «ниюмба» (nyumba) — люди, считающиеся формально умершими, но продолжающие как ни в чем не бывало жить среди живых. Видимо, последние и являются «предками» гаитянских зомби.
Самым известным из людей-зомби на Гаити был Клавдиус Нарцисс, который весной 1962 года внезапно скончался и, после соответствующего обследования в больнице Порт-о-Принса, был похоронен как умерший. Вскоре Нарцисс был похищен из могилы и увезен на одну из отдаленных ферм, на которой он очнулся от своего «сна» и, не помня себя, работал с сотнями таких же, как и он сам, в течение восемнадцати лет. Осознание действительности вернулось к нему неожиданно. Он сбежал с плантации, но родные, хоть и признали в нем Клавдиуса Нарцисса, побоялись иметь с ним дело. Нарцисса поместили в госпиталь на восстановительное лечение, а его фотография, на которой он был запечатлен сидящим рядом со своей могилой, облетела весь мир.
Тут, наверное, надо обмолвится и о том, что является, пожалуй, настоящим стыдом Гаити: в 1957 году к власти в Республике Гаити пришел президент Франсуа Дювалье, бывший врач и организатор военной хунты, совершившей переворот в стране. Спустя какое-то время страна узнала что Дювалье – могущественный колдун-вуду и даже – воплощение барона Субботы. А его полицейские силы – тонтон-макуты – никто иные, как армия зомби, воскресших, чтобы служить своему повелителю. Жестокий режим диктатора держался на суеверном страхе вплоть до 1971 года, а затем, после смерти отца, к власти в стране пришел его сын, Жан-Клод Дювалье, смещенный только в 1986 году. Годы правления семейства Дювалье не только разорили население страны, но и сократили его путем жесточайших репрессий. Барон Самди собрал неплохую жатву с политических противников семейства Дювалье.
Есть слухи, что барон так же был вынужден участвовать в убийстве Кеннеди. За отказ от субсидий Республике Гаити, «Папа Док», как любил называть себя Франсуа Дювалье, совершил обряд проклятия над куклой-вуду президента США. Вскоре Кеннеди убили в Далласе. И если дух барона Субботы не витал над деревянным забором, то за душой Ли Харви Освальда пришел наверняка.
Отметился барон и в современном мейнстриме. Сперва Йен Флеминг сделал его героем своего романа о Джеймсе Бонде, а Джефри Холдер блестяще воплотил его образ на экране. А затем барон «всплыл» в пантеоне «Американских богов» Нила Геймана и в «Ведьмах за границей» Терри Пратчетта.
В общем, господин барон, как обычно, стремится к развлечениям, путешествиям, известности и получению разного вида удовольствий.
|