Вот сидим мы, сумасшедшие Искатели, разглядываем фото, карты, ловим "знаковые кадры" на видео, переводим с буржуинского на русский древние источники... Ну и так далее. Всё копаем в направлении Правды. Было дело - обсуждали "невозможную статую девочки" в Воронцовском дворце и Ливадийский парк (фото в начале). Оба находятся в Крыму, и оба "молчат про историю Империи". То есть, что хочу сказать: у нас-то всё своим чередом движется потихоньку. Но вот попались мне на глаза недавно свидетельства разрушений и всяческих безобразий вокруг исторических памятников Крыма...
Это - не поддаётся определениям. Только матерным разве только. Как-то я накопала примерно такой же материал насчёт убитой вдребезги, некогда знаменитой Ялтинской киностудии. И все эти подвиги Украина совершила за период так называемой независимости. А мы как дураки плачем по взорванной, частично новодельной Пальмире, где повеселились искусственно созданные игиловские бабайки в тапочках. Тут под боком народ веселится примерно так же, и взрывать ничего не надо - само сдохнет. Вот материал:
"Республика Крым сейчас не без оснований притягивает к себе повышенное внимание. Чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными туристами, да и перед жителями родной страны, Правительство РФ первым делом решило заняться реставрацией культурно-исторических памятников полуострова. В течение двадцати с лишним лет над их внешним видом работали оползни и рейдеры. В результате Россия теперь рискует лишиться чеховской «Белой дачи», которая сползает по склону, а также Ливадийского и Воронцовского дворцов, которые следуют ее примеру. Министерством культуры РФ уже составлен список объектов, нуждающихся в немедленной реставрации. Увы, но далеко не все культурные памятники попали в перечень приоритетных.
Ливадийский дворец разрушается на глазах. Все стены в трещинах, а лестница с Химерой вот-вот оторвется от здания.
В Крыму исторических и культурных объектов — превеликое множество. И по меньшей мере сотне из них требуется экстренная помощь. Такие нуждающиеся, как «Ласточкино гнездо», Ливадийский и Бахчисарайский дворцы, библиотека Воронцовского дворца, панорама «Оборона Севастополя» 1854–1855 годов и мемориальный комплекс «Сапун-гора» в Севастополе, концертный зал «Юбилейный» в Ялте, Украинский музыкальный театр в Симферополе, а также музейные помещения Картинной галереи Айвазовского в Феодосии будут отреставрированы на выделенные дополнительные средства из федерального бюджета.
Ливадийский дворец-музей
Ливадийский дворец оказался в числе счастливцев, на реставрацию которого деньги в бюджете найдут. И это понятно... Ливадия — одно из самых значимых мест крымского побережья. По коридорам дворца и его мраморным лестницам ходили члены августейшей семьи Романовых. Во время Великой Отечественной войны в стенах дворца состоялась встреча трех «мировых правителей» — Сталина, Черчилля и Рузвельта. После войны историческое здание облюбовали кинематографисты. В Ливадийском дворце снимались сцены фильмов «Возвращение резидента» и «Собака на сене». Однако без срочного вмешательства специалистов история архитектурного памятника рисковала оборваться в ближайшее время.
Уже уничтожена нижняя часть парка, лавровая и виноградная беседки, потрескались стены, а лестница, известная всем по фильму «Собака на сене», вовсе оторвалась от здания. Над внешностью Ливадийского дворца «неустанно работает» оползень. Еще несколько лет назад инженеры, следящие за оползневыми процессами, заявляли: «Если в ближайшее время не будут возобновлены противооползневые работы на территории Ливадийского дворца, разрушения музея, которые уже начались, будут носить прогрессирующий характер и станут необратимыми». Резиденция последнего русского царя Николая рискует в буквальном смысле уплыть в море.
Тут был фонтан, но его давно спёрли. Кстати, все целые вазоны для цветов тоже давно спёрли.
Воронцовский дворец
Всемирно известный Воронцовский дворец в Алупке в не менее плачевном состоянии. Оползень активно разрушает памятник культуры. В одном из двориков дворца сложены части упавших колонн и карнизов: из-за деформации восстановить их уже невозможно.
И вот что печально: немалую роль в разрушении и растаскивании музейного добра сыграли прежний директор Константин Касперович и его семья. За 18 лет его руководства дворец лишился мраморных скульптур, диабазовых скамей, серебряного сервиза, тысячи старинных книг и сотен литографий стоимостью до 100 тысяч долларов за штуку. А парк потерял полгектара территории, на которой выросли частные отели. Да и в самом дворце несколько лет подряд работала гостиница на 78 коек. Сейчас музей можно назвать аварийным архитектурным памятником. Два года назад неумелые работники дворца внесли свою лепту в плачевное состояние парка. Во время морозов в старинном фонтане замерзла вода. Ее стали отогревать, залив в бассейн горячей воды. В результате из-за разницы температур фонтан треснул. Руководство музея подтвердило, что повреждения видны невооруженным глазом.
Испорчена балюстрада по верхнему краю крыши Воронцовского дворца. Трещины практически испещрили все здание.
Для начала все же в Алупкинском музее-заповеднике решили отреставрировать библиотечный корпус Воронцовского дворца. Понятно, что пропавшие книги не вернешь: из собрания в 10 тысяч ценных фолиантов после правления Касперовича осталось только шесть тысяч. Четыре тысячи книг исчезли навсегда.
Дом-музей Чехова
А вот Дом-музей Чехова в программу реставрации не попал. Александр Титаренко, директор дома-музея, рассказал «МК», в каком состоянии сейчас находится историческое здание, а также выразил надежду, что правительство «не поставит на нем крест» и внесет домик Чехова в заветный список.
По дому-музею А.П. Чехова медленно, но верно начал распространяться грибок.
— В данный момент мы готовим документы по реконструкции музея. У нас одна большая проблема, и она тянется из года в год, — это проблема оползня. Последняя масштабная реконструкция проходила аж в 70-е годы. На сегодняшний момент музей вплотную занялся этим вопросом. На флигеле и на входной части есть признаки разрушения — небольшие трещины. Это говорит о том, что оползень делает свое дело. Время тоже дает о себе знать. В музее около 27 тыс. экспонатов, в том числе бумажных носителей и бытовых вещей. Из них около четырехсот требуют немедленной реставрации.
Когда мы были в составе Украины, нашему музею очень помогал российский меценат Александр Лебедев, который активно участвовал в реставрации. Он нам перечислял деньги, это было в 2008–2009 годах. Тогда была отреставрирована крыша на «Белой даче». После, в 2010 году, наш музей выиграл грант США (просто супер!!!). Благодаря этому были реконструированы двери, оконные рамы.
Главная опасность для культурных памятников — оползни. Михаил Рыжий, директор центра научно-технических услуг «Инжзащита», объяснил «МК», как важно вести постоянное наблюдение за оползневыми процессами, а также посетовал на отсутствие финансирования.
— Исторические памятники потихоньку рушатся. Процесс идет. Надо заниматься постоянным мониторингом. Последние наши наблюдения по Ливадии были в начале 2000 года. После процесс организованного мониторинга не велся ни по Ливадии, ни по Воронцовскому дворцу-музею.
С домиком Чехова получилось несколько иначе. Наш центр находится недалеко от него. Поэтому его мы периодически мониторим.
Прогнозы с 2012 по 2014 год были очень страшные для Крыма. Слава богу, что все сильные оползневые процессы все-таки обошли полуостров.
Надеюсь, что в этот переходный для Крыма год наблюдения возобновятся. Пока можно сказать, что нет конца и края всем работам, которые надо провести. Остается надеяться, что не будет как в поговорке — пока жареный петух не клюнет… Ведь у нас только после этого проекты начинают финансировать.
Людмила Александрова
|