Иногда даже не конкретных людей, а целые нации настигает временное помутнение рассудка. И в это время они перестают отличать добро от зла, а вместо подлинных героев возвеличивают фальшивых.
Смышлёный малец
В начале XXI века Украина сотворила себе кумиров из мародёров, насильников и убийц, состоявших в Украинской повстанческой армии. Трусы и подонки, способные выполнять лишь карательные функции, убивать «жидов, москалей и коммунистов», возведены в статус «героев нации».
Можно было бы просто сказать — «какая нация, такие и герои». Но это было бы несправедливо по отношению к Украине, ибо эта земля подарила миру немало настоящих воинов и просто Людей с большой буквы.
На Байковом кладбище Киева спит вечным сном человек, ставший легендой при жизни, человек, одно имя которого наводило ужас на гитлеровцев — Сидор Артемьевич Ковпак.
Памятник Сидору Ковпаку в Киеве
Он родился 7 июня 1887 года на Полтавщине, в большой крестьянской семье. На счету была каждая копейка, и вместо школы Сидор с юных лет осваивал навыки пастуха и землепашца.
В 10 лет он стал помогать семье, работая в лавке у местного торговца. Шустрый, сообразительный, наблюдательный — «далеко пойдёт малец», говорили о нём умудрённые житейским опытом деревенские аксакалы.
В 1908 году Сидора призвали в армию, и после четырёх лет срочной службы он отправился в Саратов, где устроился разнорабочим.
От императора до Василия Ивановича
Но всего через два года Сидор Ковпак опять оказался в солдатском строю — началась Первая мировая война.
Рядовой 186-го Асландузского пехотного полка Сидор Ковпак был отважным воином. Будучи несколько раз раненным, он всегда возвращался в строй. В 1916 году, будучи разведчиком, Ковпак особо отличился во время Брусиловского прорыва. Своими подвигами он заслужил два Георгиевских креста, которые ему вручил император Николай II.
Возможно, тут царь-батюшка немного погорячился — в 1917 году Ковпак выбрал не его, а большевиков. Вернувшись после Октябрьской революции на родину, Ковпак обнаружил, что война идёт за ним по пятам — красные и белые сошлись не на жизнь, а на смерть. И здесь Ковпак собрал свой первый партизанский отряд, с которым стал громить деникинцев, а заодно, по старой памяти, и германцев, оккупировавших Украину.
В 1919 году отряд Ковпака влился в регулярную Красную Армию, а сам он — в ряды партии большевиков.
Но на фронт Ковпак сразу не попал — его свалил бушевавший в полуразрушенной стране тиф. Выкарабкавшись из лап болезни, он всё-таки отправляется на войну и оказывается в рядах 25-й дивизии, которой командует сам Василий Иванович Чапаев. Командир трофейной команды чапаевцев Сидор Ковпак уже тогда прослыл своей рачительностью и бережливостью — он умел собирать оружие на поле боя не только после побед, но и после неудачных сражений, поражая противника подобной дерзостью.
Ковпак брал Перекоп, добивал остатки врангелевской армии в Крыму, ликвидировал махновские банды, а в 1921 году был назначен на должность военкома в Большом Токмаке. Сменив ещё несколько подобных должностей, в 1926 году он вынужден был демобилизоваться.
В партизаны — огородами
Нет, Ковпак не устал от войны, но подводило здоровье — беспокоили старые раны, мучил заработанный в партизанском отряде ревматизм.
И перешёл Ковпак на хозяйственную деятельность. Пусть недоставало образования, зато были у него в наличии жилка крепкого хозяйственника, наблюдательность и сообразительность.
Начав в 1926 году с поста председателя сельскохозяйственной артели в селе Вербки, Ковпак через 11 лет дошёл до должности председателя Путивльского горисполкома Сумской области Украинской ССР.
К началу Великой Отечественной войны Сидору Ковпаку было 54 года. Не так уж и много, но не так уж и мало для человека, вся жизнь которого была связана с войной и тяжёлым крестьянским трудом.
Но Ковпак в трудную минуту умел забывать и о возрасте, и о болячках. Он взял на себя всю организационную работу по созданию в районе Путивля партизанского отряда. Времени на организацию было очень мало — враг приближался стремительно, но Ковпак до последнего занимался подготовкой баз и схронов.
Из Путивля он уходил огородами едва ли не последним из руководства 10 сентября 1941 года, в тот момент, когда немецкие части уже появились в населённом пункте.
Очень многие партизанские отряды погибли в самом начале войны из-за того, что их руководители попросту были не подготовлены к подобной деятельности. Были и такие, кто, заложив базы, из страха предпочитал спрятаться, скрыться, но не вступать в борьбу.
Но Ковпак был совершенно иным. За плечами — огромный военный опыт, объединённый с опытом талантливого хозяйственника. Всего за несколько дней из ушедших вместе с ним в леса путивльских активистов и разведчиков-окруженцев Ковпак создал ядро будущего отряда.
Власть из леса
29 сентября 1941 года у села Сафоновка отряд Сидора Ковпака провёл первую боевую операцию, уничтожив гитлеровский грузовик. Немцы отправили группу для уничтожения партизан, но та вернулась ни с чем.
17 октября 1941 года, когда гитлеровцы были уже на подступах к Москве, в украинских лесах отряд Ковпака объединился с отрядом Семёна Руднева, кадрового военного, участника сражений с японскими милитаристами на Дальнем Востоке.
Ковпак (сидит слева) зачитывает партизанам шифровку с Большой земли. Комиссар отряда С. В. Руднев (сидит справа), 1942 г. Фото: РИА Новости
Они оценили хватку друг друга и прониклись взаимным уважением. У них не было соперничества за лидерство — командиром стал Ковпак, а Руднев занял пост комиссара. Этот управленческий «тандем» очень скоро заставил гитлеровцев содрогнуться от ужаса.
Ковпак и Руднев продолжали объединять мелкие партизанские группы в единый Путивльский партизанский отряд. Как-то на встречу командиров таких групп прямо в лес заявились каратели с двумя танками. Гитлеровцы всё ещё полагали, что партизаны — это нечто несерьёзное. Итогом принятого партизанами боя стал разгром карателей и захват одного из танков в качестве трофея.
Главным отличием отряда Ковпака от многих других партизанских соединений было, как ни парадоксально, практически полное отсутствие партизанщины. У ковпаковцев царила железная дисциплина, каждая группа знала свой манёвр и действия при внезапном нападении противника. Ковпак был настоящим асом скрытного перемещения, неожиданно для гитлеровцев появляясь то здесь, то там, дезориентируя врага, нанося молниеносные и сокрушительные удары.
В конце ноября 1941 года гитлеровское командование почувствовало, что район Путивля оно практически не контролирует. Громкие акции партизан изменили и отношение местного населения, которое стало смотреть на оккупантов едва ли не с насмешкой — мол, разве вы тут власть? Настоящая власть — в лесу!
Сидор Ковпак (в центре) обсуждает с командирами отрядов детали боевой операции, 1942 г. Фото: РИА Новости / Л. Коробов
Идёт Ковпак!
Раздражённые немцы блокировали Спадащанский лес, ставший главной базой партизан, и бросили большие силы на их разгром. Оценив ситуацию, Ковпак принял решение прорваться из леса и уйти в рейд.
Партизанское соединение Ковпака стремительно разрасталось. Когда он шёл с боями по тылам противника по Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям, к нему присоединялись всё новые и новые группы. Соединение Ковпака превратилось в настоящую партизанскую армию.
18 мая 1942 года Сидор Ковпак был удостоен звания Героя Советского Союза.
В августе 1942 года Ковпака вместе с командирами других партизанских соединений принимали в Кремле, где Сталин спрашивал о проблемах, нуждах. Были определены и новые боевые задачи.
Соединение Ковпака получило задание отправиться на Правобережную Украину с целью расширения зоны партизанских действий.
Из брянских лесов партизаны Ковпака прошли с боями несколько тысяч километров по Гомельской, Пинской, Волынской, Ровенской, Житомирской и Киевской областям. Впереди них уже катилась партизанская слава, обраставшая легендами. Говорили, что сам Ковпак — огромный бородатый силач, ударом кулака убивающий 10 фашистов за раз, что в его распоряжении танки, пушки, самолёты и даже катюши и что его боится лично Гитлер.
Сидор Ковпак осматривает новый плацдарм, 1943 г. Фото: РИА Новости / Л. Коробов
Гитлер не Гитлер, но нацисты калибром поменьше действительно боялись. На полицаев и немецкие гарнизоны новость «Идёт Ковпак!» действовала деморализующе. От встречи с его партизанами старались уклониться любым путём, ибо ничего хорошего она не сулила.
В апреле 1943 года Сидору Ковпаку было присвоено звание «генерал-майор». Так у партизанской армии появился самый настоящий генерал.
Самый трудный рейд
Те, кто встречал легенду наяву, поражались — невысокий старичок с бородкой, похожий на деревенского деда с завалинки (партизаны так и звали своего командира — Дед), казался абсолютно мирным и никак не походил на гения партизанской войны.
Ковпак запомнился своим бойцам целым рядом изречений, ставших крылатыми. Разрабатывая план новой операции, он повторял: «Прежде чем зайти в Божий храм, подумай, как из него выйти». Про обеспечение соединения всем необходимым лаконично и немного издевательски говорил: «Мой поставщик — Гитлер».
И действительно, Ковпак никогда не докучал Москве просьбами о дополнительных поставках, добывая оружие, боеприпасы, топливо, продовольствие и обмундирование на гитлеровских складах.
В 1943 году Сумское партизанское соединение Сидора Ковпака отправилось в свой самый трудный, Карпатский рейд. Из песни слова не выкинешь — в тех краях было много таких, кого вполне устраивала власть гитлеровцев, кто рад был под их крылом вешать «жидов» и вспарывать животы польским детям. Разумеется, Ковпак для подобных не был «героем романа». В ходе Карпатского рейда были разгромлены не только многие гитлеровские гарнизоны, но и отряды бандеровцев.
Бои были тяжёлыми, и порой положение партизан казалось безвыходным. В Карпатском рейде соединение Ковпака понесло самые серьёзные потери. Среди погибших оказались и ветераны, стоявшие у истоков отряда, включая комиссара Семёна Руднева.
Живая легенда
Но всё-таки соединение Ковпака вернулось из рейда. Уже по возвращении стало известно, что сам Ковпак был серьёзно ранен, но скрывал это от своих бойцов.
В Кремле решили, что дальше рисковать жизнью героя нельзя — Ковпака отозвали для лечения на Большую землю. В январе 1944 года Сумское партизанское соединение было переименовано в 1-ю Украинскую партизанскую дивизию имени Сидора Ковпака. Командование дивизией принял на себя один из соратников Ковпака, Пётр Вершигора. В 1944 году дивизия совершила ещё два масштабных рейда — Польский и Неманский. В июле 1944 года в Белоруссии партизанская дивизия, которую так и не удалось разгромить фашистам, соединилась с частями Красной Армии.
В январе 1944 года за успешное проведение Карпатского рейда Сидор Ковпак был вторично удостоен звания Героя Советского Союза.
Сидор Ковпак, 1954 г. Фото: РИА Новости
Залечив раны, Сидор Ковпак приехал в Киев, где его ждала новая работа — он стал членом Верховного суда Украинской ССР. Наверное, другому в вину поставили бы недостаток образования, но Ковпаку доверяли и властные верхи, и простой народ — он заслужил это доверие всей своей жизнью.
В 2012 году, при Викторе Януковиче, Верховная Рада Украины по предложению коммунистов приняла Постановление о праздновании 125-летия со дня рождения Сидора Артемьевича Ковпака. Тогда ещё Ковпак оставался для Украины героем.
Что бы сказал Сидор Артемьевич, если бы увидел то, что сталось ныне с его родной Украиной? Наверное, ничего бы не сказал. Много повидавший на своём веку Дед, покряхтев, просто ушёл бы в сторону леса. А дальше… Дальше вы знаете.
источник
|