Треть населения Таймыра (около 10 тысяч человек) — коренные и малочисленные народы эвенков, долганов, нганасан, ненцев и энцев.
Многие из них до сих пор продолжают заниматься оленеводством и промыслами на полуострове.
Впрочем, несмотря на то, что государство пытается поддерживать культуру и традиционный уклад жизни этих народов, жители Таймыра перенимают новейшие достижения цивилизации. Жизнь аборигенов, балансирующих между сохранением идентичности и полным погружением в современность.
Ненец на оленьей упряжке. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В основе жизни всех коренных народов Севера находится олень. Ему поклоняются, используют как источник пропитания, шкуры применяют для возведения чумов и в одежде. У ненцев существуют жесткие гендерные правила взаимодействия с предметами, изготовленными из оленьей кожи. Например, женщине запрещено топтать голову оленя, мужскую одежду, оленью упряжь, переступать через них и обходить очаг.
Ненец на оленьей упряжке. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В конце 2014 года на Таймыре поголовье домашних оленей превышало 100 тысяч животных. Оно регулярно увеличивается. Государство дотирует содержание оленей, что делает забой домашних оленей невыгодным. Вместо этого местные жители предпочитают охотиться на диких животных.
Девочка и пожилая женщина народа нганасаны. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Охота на дикого оленя была основным промыслом предков нганасан — самого древнего народа Таймыра. Само название полуострова идет из языка нганасан — «тай мирэ». Это переводится как «Страна оленьих следов». Нганасаны — исчезающий народ. По данным переписи 2010 года, их осталось 747 человек. Сейчас язык нганасан пытаются поддерживать с помощью «языковых гнезд» —родную речь изучают в детском саду и школе.
Долганы в гостях у нганасан. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Тяжелая экономическая ситуация в 1990-х годах привела к конфликту нганасан с их ближайшими соседями — долганами. Последних на Таймыре насчитывается около 5000 человек. Долганы произошли от «затундренных» русских крестьян, якутов и эвенков. Традиционным промыслом долган было кочевое оленеводство, но в последние годы большая часть представителей этого народа осела в городах, в основном, в Дудинке.
Ненец на снегоходе. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Сейчас представители коренных малочисленных народов Севера пользуются многочисленными льготами и привилегиями. Например, им положены квоты на вылов рыбы и охоту, специальная пенсия, облегченный допуск в вузы. Отдельные регионы дополнительно поддерживают малые народности дотациями из бюджета, помощью с летним отдыхом и целевыми субсидиями. В Госдуме находится проект закона, который создаст реестр представителей коренных малочисленных народов, который упорядочит предоставление господдержки малым народам.
Встреча с кочевниками. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Помимо государства помощь исконным обитателям Таймыра оказывает бизнес. «Норильский никель» на день оленевода и день рыбака вручает местным жителям подарки и призы за участие в местных конкурсах и соревнованиях. Кроме того, в экстренных ситуациях «Норникель» выручает аборигенов продуктовыми наборами и «техническими» забросками. Компания уделяет большое внимание развитию местных промыслов, чтобы жители меньше зависели от ее поддержки
Танец «хэйро» на празднике «Большой Аргиш» в Норильске. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
С 2010 года коренные народы Таймыра участвуют в этническом фестивале в Норильске «Большой Аргиш», который поддерживает «Норильский никель». Фестиваль проходит в ноябре. Под Аргишем на Севере понимают путешествие в оленьем обозе. Праздник по традиции завершается танцем дружбы «хэйро». На языке долган «хэйро» означает не солнце, как многие думают, а возглас радости. Им и приветствуют солнце.
Ненец. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Чтобы сохранить традиционный уклад и не разлучать детей и родителей, на Таймыре стали использовать кочевые школы. В конце 2014 года их было три, но власти края рассчитывают запустить полноценные школы-девятилетки, в которых будет применяться дистанционное образование. Помощь одной из школ оказал «Норникель», закупив пол с подогревом.
Девушка народа долганы. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
Исконные обитатели Таймыра долгое время сохраняли древние обычаи и практики. Например, у долган был развит матриархат. Женщина считалась хранительницей домашнего очага. Кроме того, на нее часто падала обязанность воспитания и поддержки детей, если погибал отец. Долганы полагали, что женщина должна во главу ставить мужа, но муж должен всегда прислушиваться к словам жены.
Энец. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
По результатам переписи 2010 года, на Таймыре проживало 227 энцев. Местные ученые спорят с такой оценкой — в советский период энцев путали с ненцами. При этом два народа сильно отличаются. Например, ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы — всегда по одному и только в редких случаях — по два-три. Энцы занимались промыслами — охотой и рыбалкой, а оленей использовали только как транспорт, в то время как ненцы исторически были оленеводами. Энецкий язык на полуострове почти исчез — на нем говорят несколько человек.
Девушка эвенк. Фото: Максим Шаповалов, Слава Шут
В отличие от энцев эвенки — один из самых многочисленных северных народов. В мире их более 50 тысяч человек. Однако на Таймыре лишь около 300. Все они живут на берегу Хантайского озера. Эвенки были охотниками-оленеводами. Они использовали оленя как верховое животное. В древние времена незамужние девушки эвенки заплетали много косичек, а замужние оставляли две. Традиционная одежда — парки — у девушек были украшены бисером и лисьим мехом.
источник