Воскресенье, 01.12.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

Главная » 2016 » Январь » 8 » Дмитриевский собор во Владимире
13:31
Дмитриевский собор во Владимире

Есть в центре старого Владимира один удивительно красивый православный храм - старый, с красивыми и своеобразными барельефами. Он сразу бросается в глаза своей необычностью. И всё вроде про него известно, написано-переиздано (хотя тут я не совсем прав - после очередной реставрации нет-нет, да раскроется новая фреска), до мелочей исследованы все загадочные барельефы, всё вроде-как объяснено, выдано по несколько трактовок. Но ощущение того, что раскрыты все загадки - НЕТ! Хотя чувствуется, что авторы и археологи максимально приблизились к разгадке, но не могут переступить какой барьер. И убедили себя, что всё разгадано и исследовано. В этом смысле интересно исследование рельефов храма и с точки зрения «новой хронологии». Это - Дмитриевский собор.

Официально считается, что Дмитриевский собор (конец 12 века) был центральным зданием не сохранившегося до наших дней ансамбля дворца князя Всеволода Большое Гнездо. Великий князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю- Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. В 1837-1839 годах провели "реставрацию" собора, чтобы придать ему "первобытный вид". В результате считается, что собор был изуродован до такой степени, что утратил какое-либо подобие первоначального вида и начал разрушаться. И только более поздние реставрационные работы отчасти вернули храму его первозданный облик. Фасады здания разделены на три яруса.

 

 

Нижний ярус почти лишен всякого убранства и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы.

Средний ярус представлен колончатым поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом.

Верхний ярус сплошь покрыт резьбой, покрывающей и барабан купола. Храм увенчивает пологий золоченый купол. На нем установлен широкий крест из золоченой меди с полумесяцем в основании, на самом верху креста голубь. Может этот крест и древнее самого купола (Точнее: тот крест, что хранится, как реликвия внутри Собора).

Считается, что нижний ярус фасада Дмитриевского собора свободен от каких-либо украшений из-за того, что первоначально был закрыт галереями, окружавшими собор с трех сторон. Расположение рельефов горизонтальными рядами, как считается, подчеркивает величественную неподвижность и царственность здания.

 

http://images.icon-art.info/pics/000800-000899/p000831.jpg

http://lib.informaxinc.ru/100/100-velikih-hramov/img_122.jpeg

 

Вообще говоря, в 19 веке было отреставрировано более 400 барельефов, где-то полностью, где-то вставками в сюжетную картинку, поэтому при рассмотрении рельефов собора имеет смысл не вглядываться особо в отдельные части композиции или части барельефа, которые вполне могут оказаться новоделом. Стоит рассматривать общую сюжетную линию, которая была сохранена, и которую полностью уничтожить в 19 веке уже не было никакой возможности. Например: «Бой Геракла со зверем». Геракл сохранился в основном древний, а чудовище, кроме хвоста, - новодел. Но сюжетная линия осталась древняя: Геракл(?) сражается со зверем на барельефе христианского Храма.

Некоторые полностью сделанные новоделы-рельефы - копии старых, восстановленные для симметрии. И это тоже не влияет на сюжетную линию. Также нам интересна традиция в изображениях святых и их окружения, видимо-раннехристианская, которая представлена в России часто в немногочисленных сохранившихся реально старых памятниках.

 

 

Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида (?), занимающая центральное положение на каждом из трех фасадов храма. Вокруг размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц, причудливых трав и цветов; среди них очень мало изображений церковного характера (видимо в современном понимании).

Мы видим правителей, героев и царей: «Полёт Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде. Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Г.К. Вагнер, автор специальной монографии о скульптуре Владимиро-Суздальской Руси (Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: Владимир: Боголюбове: XII век. М., 1969), считал, что на рельефах Дмитриевского собора изображен вовсе не Давид, а Соломон (Соломон-Саломон по новой хронологии - это Александр Македонский. Или Сулейман Великолепный.), пророк и царь, который держит в руках не гусли, а свиток. Соломон считался идеалом мудрого правителя, и именно поэтому Всеволод стремился украсить его изображениями свой дворцовый храм (предположение учёных).

 

 

Реликвии Дмитриевского собора - икона («доска гробная») Св.Дмитрия и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 г., а впоследствии попавшие в Москву, – вернулись в собор из столичных музеев (в копиях). Выставлен и грандиозный четырёхметровый крест с орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 г. новоделом.

 

Музей внутри собора. В центре фото - старый крест.

 

Дмитриевский собор.Купол

Дмитриевский собор.Купол

 

В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых - русские князья Борис и Глеб (?). Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы - льва с "процветшим" хвостом, гусей со сплетенными шеями. (Это тоже видимо некоторая забытая древняя традиция: животные с переплетенными шеями встречаются на рельефах в Египте и Месопотамии).

Приведу ниже несколько достаточно известных примеров.

 

Птицы с перевитыми шеями на Дмитриевском соборе.

 

Резные птицы Марфо-Мариинской обители (Москва)

 

Львы с перевитыми шеями. Дмитриевский собор

 

Оттиск печати из Урука. Месопотамия

 

Палетка Нармера

Палетка Нармера

 

Итак, на южном фасаде храма выделяется крупная композиция "Вознесение Александра Македонского на небо". Этот сюжет нам, сегодняшним кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен. Два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеном коробе. В руках Александр держит маленьких львят. Вознесение Александра Македонского на небо.

 

Полет Александра Македонского на небо. Рельеф на южном фасаде Дмитриевского собора во Владимире

Полет Александра Македонского на небо (а что у него с ногами?). Рельеф на южном фасаде Дмитриевского собора во Владимире

 

От внутренних украшений собора мало что сохранилось. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками.

 

Рельеф северного фасада Дмитровского собора во Владимире

 

На первом рельефе собора представлен человек, сидящий на льве и разрывающий зверю пасть (как Самсон льву). Но в раннехристианском времени, героя, разрывающего пасть льву, изображали и как Давида, таких изображений было несколько, и они были подписаны, как «David». "Давид-Самсон" вверху справа.

 

самсон

Вот из-за этой надписи (в том числе): "ДАВЪ" барельеф определяется как изображение Давида.

 

Декорация центральной закомары западного фасада собора. Центральный персонаж изображен в окружении ангелов, барсов и львов, к его изголовью слетают орлы.

 

Царь Давид и Давид-Геракл

источник

***

Итак, учёные понятия не имеют о том, кто именно и кого именно изображал на стенах храма. Просто-напросто этот зверино-цветочный стиль назвали "русским" (иногда "псевдорусским"), а здания в таком стиле имеют строгую локализацию - только северо-восток России. Лично я называю его "стилем Берендеев". Кроме Дмитровского собора во Владимире есть храм Покрова на Нерли и некоторые другие здания. Я хочу собрать упоминания о всех них. Чтобы не забыли совсем Берендеев...

Ох, давненько это было!. .
Сколько лет - и не сочтете.
Над рекою синей-синей
Жили-были берендеи.

В Берендеевке деревне
Все березовое было:
Все дома, сараи, бани,
И калитки, и заборы.. .
Чашки-плошки из березы.
Избы крыты берестою.
И в кувшинах в каждом доме --
Квас березовый пахучий.

Говорят, а может, брешут,
Будто знали берендеи
В поле каждую травинку,
В речке каждую тростинку
И с цветами луговыми
Разговаривать умели...

Категория: Всё интересное | Просмотров: 5506 | Добавил: len2128 | Теги: древние сооружения, русская история, архитектура, россия
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх