Суббота, 27.04.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

Главная » 2015 » Сентябрь » 17 » Философская клешня или эти глаза напротив
21:00
Философская клешня или эти глаза напротив

Начнём, пожалуй, с одного из самых необычных произведений художника Хусепе Риберы – «Портрет бородатой женщины». Его полное название звучит как «Портрет Магдалены Вентура с мужем (и сыном)» («Magdalena Ventura con su esposo e hijo»; «Mujer barbuda»). Эта картина, хранящаяся в Госпитале Тавера (Толедо, Испания), является типичным примером интереса эпохи барокко к диковинному и уродливому.

По сути, это полотно – семейный портрет: на нем изображена бородатая женщина по имени Магдалена Вентура, родом из городка Абруцци, её муж Феличе де Амиче, а также младенец в возрасте примерно года-полутора, которого она прижимает к обнаженной груди, будто бы для кормления. Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании). В тот момент таким вице-королем и одновременно патроном художника был Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (Fernando Afan de Ribera y Enriquez, III Duque de Alcala; 1570-1637). Именно он заказал мастеру эту картину: услышав о существовании Магдалены Вентура, герцог специально поселил эту необычную женщину в своем дворце, чтобы живописец имел возможность написать это «великое чудо природы», обнаруженное во время правления вице-короля.

 

загруженное (514x700, 58Kb)

Ну и как вам эта семейная пара ?

 

Заказчик портрета, аристократ эпохи барокко, был коллекционером с академическими и научными склонностями. Он принадлежал к старинному роду собирателей и меценатов, владел множеством научных и математических инструментов. Кроме данной картины Риберы герцог владел несколькими портретами карликов и гигантов, и также картинами с другими феноменами природы, например, трехрогим быком.

Все имена, даты и обстоятельства создания «Портрета бородатой женщины» известны из длинной латинской надписи, начертанной на блоках камня в правой части картины. Она гласит:

EN MAGNV[M] NATVRA
MIRACVLVM

MAGDALENA VENTVRA EX-
OPPIDO ACVMVLI APVD
SAMNITES VVLGO, EL ABRVZZO REGNI,
NEAPOLI-TANI ANNVRVM 52 ET
QVOD INSOLENS EST CV[M]
ANNVM 37 AGERET COE
PIT PUBESCERE EOQVE
BARBA DEMISSA AC PRO-
LIXA EST VT POTIVS
ALICVIVS MAGISTRI BARBAT
ESSE VIVEATVR QVAM MV-
LIERIS QVAE TRES FILIOS
ANTE AMISERIT QVOS EX
VIRO SVO FELICI DE AMICI
QVEM ADESSE VIDES HA-
BVERAT. 

IOSEPHVS DERIBERA
HISPANVS CHRISTI CRVCE
INSIGNITVS SVI
TEMPORIS ALTER APELLES
IVSSV FERDINANDE IJ
DVCIS IIJ DE ALCALA
NEAPOLI PROREGIS
ADVIVVM MIRE DEPINXIT
XIIIJ KALEND. MART.
ANNO MDCXXXI

Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет. И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите.

Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».

 

ad943bd63142 (188x500, 45Kb)

 

После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля. Он описывает свое удовольствие при виде этого прекрасно выполненного портрета: «В комнатах вице-короля был очень знаменитый художник, писавший портрет замужней женщины из Абруццо, родившей много детей, у которой было полностью заросшее лицо с бородой, длиннее, чем в ладонь. Все её груди волосаты, и Его Превосходительство имел удовольствие продемонстрировать мне её, как необыкновенную вещь, каковой она действительно и является». Этот источник подтверждает дату, указанную на полотне.

 

c15212f437ab (450x665, 68Kb)

 

Хотя современному зрителю этот портрет кажется весьма необычным и, пожалуй, уникальным, эта картина на самом деле принадлежит к обширной испанской традиции изображения монстров, уродцев и карликов, возникшей еще в период Возрождения — той же самой традиции, которая включает цикл шутов Веласкеса. Не является это произведение и уникальным – до наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее фра Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brigida del Rio, la Barbuda de Penaranda, 1590 год, Прадо).

 

загруженное (438x700, 80Kb)

Санчес Котан, Хуан - Бригита дель Рио, бородачка из Пеньяранды. Музей Прадо, Мадрид

 

Но вернёмся к картине Риберы. Донна Магдалина изображена в центре полотна. Она одета как кормящая женщина, дающая обнаженную грудь своему младенцу. За её плечом стоит пожилой муж. В правой части картины написаны блоки камня, на которых высечена рассмотренная нами выше надпись. Сверху на этих камнях лежит пряжа на веретене. Это символ женской доли, его задача – подчеркивать пол Магдалены, вопреки её бороде. 

mujer_barbuda_Ribera (330x480, 40Kb)

 

Современная американская исследовательница У. Бёрд считает, что игра с атрибутами еще более глубокая — по-испански «веретено» звучит как «barva», что созвучно слову «борода» — «barba», то есть Рибера играет словами и подчеркивает гермафродитизм своей модели. Прялка помещена в некий объект, который ряд исследователей считают морской ракушкой — символ гермафродитизма, хотя такая идентификация принимается не всеми (другие предполагают, что это просто моток шерсти).

 

naturalezamuerta (400x428, 25Kb)

Вот она, эта странная штуковина

 

Бесспорно, что Рибера прибег к допущению в своей работе, создав «постановочную» картину (ребёнок не принадлежит бородатой женщине). Это вручение Магдалене «подкидыша» было необходимо Рибере, чтобы иметь повод изобразить обнаженную грудь своей модели и еще раз подчеркнуть её пол. 

«Постановка» не ограничивается только этим: по указаниям врачей, оволосение должно было коснуться и груди — то есть для позирования грудь женщины, скорей всего, побрили (это совпадает со словами венецианского посла, который пишет о её волосатой груди). 

 

caras (450x321, 13Kb)

 

Обращает внимание то, что, хотя по сути, сюжет этой картины — паноптикум, цирк уродцев, подобного ощущения благодаря подаче Риберы не создается. Он изображает бородатую женщину с жалостью и внимательностью — также, как Веласкес пишет своих карликов. Он видит в ней человеческую личность. Лицо Магдалены демонстрирует горечь и удрученность. Позади неё изображен её муж, на чьем лице также заметна усталость; он выглядит утомленным и слегка задумчивым.

В начале 1986 года, в честь дарения музею «Портрета карлика» Хуана ван дер Хамена, в Прадо была организована выставка под названием «Уроды, карлики и шуты при дворе испанских Габсбургов» (Monstruos, enanos y bufones en la corte de los Austrias). На ней удалось собрать 37 картин на эту тему. Комментируя данную выставку, художник Антонио Саура написал в своей статье, озаглавленной «Los monstruos del Prado», следующее: «Мы говорим, без сомнения, об одной из самых красивых выставок, организованных музеем; некоторые из экспонатов показывают нам как, в первый раз за всю историю, урод прекратил быть предлогом для морализаторства, и стал отражать, главным образом, человеческий характер». Эти слова о новом понимании испанскими художниками человеческого уродства, позволяющими заглянуть в страдающую душу карикатурной модели, справедливы и для данного полотна Риберы.

 

magdalena-ventura-60 (550x394, 33Kb)

Посмотрите на технику письма! Необыкновенная реалистичность.

 

Морщины и следы душевных переживаний, а также симпатия, которую чувствует художник, делают этих пожилых людей не предметом для смеха, а поводом задуматься и почувствовать жалость к Магдалене. Ведь она – женщина, которая почти до сорока лет была нормальной, а потом вдруг потеряла свой пол. И теперь они вдвоем с мужем, и по сегодняшним меркам пожилые люди, а для XVII века тем более, вынуждены покинуть родной дом и семью по приказу вице-короля. Их судьба теперь – несколько лет позировать, как в стеклянной витрине, выставляя на обозрение нынешнюю ненормальность всей их семейной жизни, и показывать обнаженную грудь 52-летней женщины не только художнику, но и венецианскому послу и, возможно, многим другим посетителям.

 

София Пономарева
2009

 

Jos-_Ribera (587x700, 134Kb)

 

Хосе де Рибера

Хосе или Хусепе де Рибе́ра (исп. José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в испанском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

(отсюда)

***

А теперь - главное. И это не борода несчастной мадам на полотне и даже не "тема сисек", которая как обычно раскрыта не полностью. Уважаемая Вероника Ассукарейра побывала в музее, где выставлена другая картина Рибейры "Портрет философа" и описала свои ощущения. Смотрим:

Национальный дворец г. Синтра.

 


Это - рука философа.

 

Очень странно - вторая фотография этой же самой руки получилась совсем по-другому, хотя с того же самого ракурса:

 


Мистика какая-то.

 

Вот "клешня" в хорошем качестве. Полюбуйтесь на цвет, кончики пальцев и вообще на объект в целом.

 


 

Но самая мистика начинается, когда заглянем ему в глаза:

 

тут картина в очень хорошем качестве

Братцы, или лыжи сломались, или радужка у него во весь глаз и белков даже не видать. а?



 

Вот его чертеж:

***

А ведь у мужа бородатой женщины тоже подозрительные глазки.

А вот фрагмент картины Риберы "Пьяный Силен":

 

Пьяный Силен

 

Крайне неприятный тип, разве нет?

Все эти черноглазые граждане непременно ассоциируются с демонами из сериала "Сверхъестественное":

 

 

Вроде бы, такие вот неприятные граждане иногда встречаются людям и в реальной жизни. Как обычно, реальных доказательств этому нет. Но ведь Хусепе Рибера нарисовал именно такого типа! И по всей видимости - не одного.

Категория: Всё интересное | Просмотров: 2178 | Добавил: len2128 | Теги: странные существа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх