В регионе Пеи-де-ла-Луар (департамент Атлантическая Луара) есть маленький городок под названием Сен-Жан-де-Буазо́ (фр. Saint-Jean-de-Boiseau). А в этом городке есть чудная часовня - Chapelle de Bethléem ("Вифлеемская часовня" - Викистатья о ней). В 1911 г. она была включена в число исторических памятников, а с 1993 по 1995 г. прошла реставрацию.
И вот по той причине, что подробных планов и видов ее внешнего оформления не нашли, археологическое общество департамента обратилось к скульптору Жану-Луи Буастелю (Jean-Louis Boistel) и архитектору Гвеноле Конгару для творческой реновации пинаклей часовни. Пинакли - это такие типа художественные башенки, кроме эстетики не несущие никакой функциональной нагрузки.Скульптор и архитектор к процессу подошли со всем своим креативом...
В результате часовня получила 24 скульптуры, часть из которых следует признать весьма нетрадиционными для христианской архитектуры. При этом все богато обвешено символизмом.
И, в общем-то, со своей задачей реставраторы справились. Вот только вместо горгулий, в привычном понимании этого слова среднестатистическими французами, на церкви появились гремлины, Гизмо, Чужой из одноименных фильмов и робот Грендайзер, невероятно, кстати, популярный в Пятой Республике. Христианские традиции были безукоризненно соблюдены, но безликая церковь превратилась в настоящий аттракцион. Не знаем, как уж там реагируют жители спокойной и сонной коммуны, но продаваться экологически-чистые продукты у них стали значительно лучше.
(до реставрации)
Так, первый пинакль, посвященный душе мужчины, имеет четыре скульптуры:
кабан (противоречиво весьма: у кельтов символ воинской доблести; в христианстве - обжорство и разрушение)
кентавр (конфликт инстинктов и разума)
Св. Анна на якоре (якорь души во Христе)
Адам (да, это он: одной рукой закрывает глаз, другой - тянется к Еве, что жрет кушает яблоко)
Второй пинакль ("Душа женщины") украшен скульптурами:
Ева (трющит лопает кушает яблоко, а одной рукой тянется к Адаму)
триада (у скульптора: Alma, Dahud, Malgwen; хотя у кельтов эта традиция шире вплоть до трех богинь войны)
сирена (похоть)
змея (тайна)
Третий пинакль посвящен посвящен Зигмунду Фрейду бессознательному. Его венчают:
Голдорак (современный рыцарь)
злой гремлин (плохой был хорошим)
пушистый гремлин (хороший может стать плохим)
ирония (злобность языка)
Посвященный мудрости пинакль обрамляют:
сумасшедший (искусство)
друид (наука)
тамплиер (покровительство)
генеральный подрядчик [maître d’œuvre] (управление)
Связанная с памятью башенка окружена апостольскими символами:
орел (Иоанн)
бык (Лука)
лев (Марк)
ангел (Матфей)
Последняя башня демонстрирует "истоки" [origines]:
снятие кожи (и воскресение)
старик (предки)
Чужой (Левиафан; то, что не должно проснуться)
Анку (бретонское воплощение смерти)
источник
источник
источник
|