Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года. Снабжение города электроэнергией прекратилось со стороны всех электростанций, находящихся за линией обороны. Помимо этого, вследствие военных действий разрушениям подверглись также и подстанции, находящиеся в черте города, а также многие километры линий электропередач.
Жители блокадного города делились воспоминаниями о той страшной зиме 1941-42 гг.: «В комнатах была постоянная темь: в большинстве домов от обстрелов, от бомбежки вылетали стекла, окна были заделаны фанерой, завешаны одеялами, заткнуты тряпьем… На улицах тоже стояла темень. В целях светомаскировки в домовые фонари ввинтили синие лампочки. Когда и они погасли, по вечерам приходилось ходить по памяти, натыкаясь на людей. Темнота действовала угнетающе. К этой морозной темноте трудно было привыкнуть, приспособиться…»
«Бывало, выйдешь на улицу, а там так темно, что будто пропасть какая, - вспоминали блокадники. - Идешь и руки перед собой держишь. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная все время…».
Из-за нехватки электроэнергии троллейбусы в Ленинграде встали. С весны 1942 года в Ленинграде действовало шесть маршрутов трамваев.
Работники электростанции собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий. Был разрешен снос всех деревянных построек в черте города – за две недели «на дрова» разобрали 279 строений. Тогда же частично разобрали деревянный саркофаг Медного всадника, на оставшихся досках появилась надпись: «Ему не холодно, а мы согреемся».
Доставка мазута в плавучих цистернах на Ленинградские ТЭЦ
Ленинград сидел без света - вся энергия направлялась на оборонные заводы города.
Весной 1942 года началась добыча торфа на правом берегу Невы, а на электростанции «Красный октябрь» один из котлов был переоборудован жителями под сжигание фрезерного торфа. Именно благодаря торфу заводы Ленинграда были обеспечены электроэнергией и смогли бесперебойно выпускать продукцию для фронта.
Волховская ТЭЦ
Благодаря контрудару наших войск на Волховском фронте был освобожден город Тихвин, а с ним и Волховская ГЭС. Это создало возможность восстановления станции, основное оборудование которой было демонтировано и эвакуировано в тыл страны. Вскоре начались работы по монтажу первых трех гидрогенераторов. Также было решено в самом узком месте Ладожского озера проложить бронированный кабель, чтобы обеспечить хотя бы малым числом электроэнергии Ленинград.
Газеты того времени писали: "В конце июля 1942 года группа инженеров "Ленэнерго" во главе с главным инженером Сергеем Васильевичем Усовым разработала смелый и отважный план помощи Ленинграду электроэнергией. Инженеры Усов, Ежов и Наумовский предложили связать город со спасенной от немцев Волховской гидростанцией и получить от нее электрическую энергию. В те дни электрический паек блокированного Ленинграда был очень скуден, и получение дополнительной мощности хотя бы в 10—20 тысяч квтч в сутки было жизненно необходимо... Предложение инженеров Ленэнерго было поддержано руководителями обороны города. 7 августа 1942 года Военный совет Ленинградского фронта принял решение в двухмесячный срок построить линию электропередачи с Волховской гидростанции в Ленинград общей протяженностью более 150 километров. Средняя часть линии должна была быть выполнена кабелем, уложенным по дну Ладожского озера. Кроме того, нужно было соорудить три трансформаторные подстанции..."
Олег Шаров, ветеран "Ленэнерго" вспоминал: "Со всего Ленинграда по приказу Жданова, со всех заводов, где только были и хранились кабели, все отправлялось на Ладожское озеро. А заводу «Севкабель» дали специальное распоряжение – день и ночь выпускать кабель..."
К августу 1942 г. в тяжелейших условиях ленинградский кабельный завод "Севкабель" выпустил свыше 100 км бронированного подводного кабеля с бумажной изоляцией. Интересен факт, что при производстве кабеля в Ленинграде не нашлось кабельной бумаги для изоляции, вместо неё применили бумагу для выпуска денег с водяными знаками. Отсюда пошло второе название легендарного кабеля - "кабель с денежкой". Также по аналогии с "Дорогой Жизни" кабель получил название "Кабель Жизни".
Олег Шаров: "Работа была большая, трудная, тяжелая… Водолазам трудно было – дно Ладожского озера очень неровное. Глубина от 16 до 20 метров доходила. Монитором размывали дно, чтобы кабель ложился ровно. А уже когда проложили под водой, кабель надо было протянуть до подстанции. Это 150 метров... Немцы несколько раз повреждали кабель, и его спаивать приходилось. А порт был в 2-3 километрах от нашего места. И бомбили часто нас. Один раз бомба была сброшена, а работники в это время тащили кабель по берегу. Кабель-то тяжелый, там через каждые 2 метра – человек. Потихоньку тащили до подстанции уже по земле из воды. Немцы сбросили бомбу на воду. Женщину убило на берегу и троих ранило..."
Операция по прокладке кабеля по дну Ладожского озера была выполнена в героически короткие сроки. В мирное время прокладка 23-х километров кабеля под водой заняла бы около 6 месяцев. Военный Совет, который поставил задачу проложить кабель по дну Ладожского озера, отвел на выполнение задачи 56 суток. Благодаря героизму людей первая линия была проложена за 47 суток и 23 сентября 1942г в Ленинград начало поступать электричество.
Тем не менее, работа по прокладке следующих кабельных ниток продолжалась. Всего для передачи электроэнергии от Волховской ГЭС до Ленинграда было проложено 5 ниток подводного кабеля. Когда Ладожское озеро покрылось льдом на протяжении 30 км была возведена "ледовая линия". Опорные столбы, по которым тянулись провода, просто вмораживались в лед. Эта линия продержалась 68 суток и с наступлением весны была демонтирована.
После снятия блокады с Ленинграда "кабель жизни" был демонтирован со дна Ладоги и использовался для ремонта городских линий. На сегодняшний день части легендарного кабеля находятся в Музее истории Петербурга.
источник
|