Археологический парк Сан-Агустин (исп. Parque Arqueológico de San Agustín) — один из самых важнейших археологических памятников Колумбии (южная Америка), расположенный В 2,5 км от города Попаян, на берегу реки Магдалена. Включён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Сан-Агустин расположен в 227 км от столицы департамента города Нейва. Население составляет около 30 000 чел. Изначально город был основан как деревня в 1752 году испанцем Алехо Астудильо, однако индейцы вскоре её разрушили. Современный поселок основал в 1790 году Лукасом де Эрасо-и-Мендиганья.
В этой местности найдены следы одной из наиболее интересных цивилизаций Западного полушария. Недалеко от Сан-Агустина, на высоте 1 800 метров, у истоков реки Магдалена, в пещерах и под открытым небом находится большое количество каменных фигур, отдаленно напоминающих статуи эпохи империи ацтеков. Кто и когда их изготавливал, наука объяснить не может. Лишь делает предположения.
На сегодняшний день в Долине статуй найдено свыше 500 гигантских изваяний людей, богов и животных. Они разбросаны более чем в 20 местах в лесистой, сплошь заросшей орхидеями долине реки Магдалены. Вытесанные из камня фигуры выглядят на фоне этого ландшафта мрачно и отрешенно. Изваяния богов и мифологических персонажей выполнены в различных стилях и датируются разными веками. Высота некоторых достигает 6 метров.
Этот район был известен под этим именем задолго до открытия археологических раскопок . Испанские конкистадоры назвали его "маленький ад" (infiernito), считая это место дьявольским и называли его как место языческого поклонения.
Первое описание места было сделано в 1847 году, географом Хоакином Акостой из колумбийской армии, который сообщил о 25 каменных колоннах, наполовину зарытых в долине Моникира (Moniquira). Полученные результаты были изучены Александром фон Гумбольдтом , который верил , что сайт может быть использован для прогнозирования астрономических явлений, таких как Солнцестояния и равноденствия, согласно расстановки камней.
С тех пор как испанский монах Фрай Хуан де Санта Гертрудис в 1794 году впервые сообщил об этих исполинах, историки и археологи гадают об их происхождении и возрасте. Одни считают, что они возникли в VI веке до н. э., другие склоняются к более поздним датировкам, относя эти произведения к культуре, уничтоженной инками незадолго до испанского завоевания, В них есть известное сходство со знаменитыми каменными идолами с острова Пасхи.
В Археологическом парке Сан-Агустин представлены десятки скульптур. А в Лесу Статуй расставлены еще 35 фигур, между ними проложена удобная пешеходная тропа. Главное ритуальное место в парке - Источник омовения. Видимо, возле этого источника происходили ритуальные омовения и торжественные церемонии в честь богини Воды.
Скалистая долина реки вся прорезана каналами и водоемами. Здесь повсюду можно встретить причудливые каменные фигуры - людей, змей, ящериц. Также в парке есть музей обнаруженных в этих местах керамических изделий и других археологических находок.
Отличительной особенностью Сан-Агустина считаются захоронения. Сан-Агустин - единственная в Южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых в частности. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.
Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом.
Немало интересных погребений обнаружено в археологической зоне Тьеррадентро (по-испански "внутренняя земля"), которую большинство исследователей включают в Сан-Агустин. Не имеющие аналогов тьеррадентровские некрополи были созданы между серединой I тысячелетия до н. э. и серединой I тысячелетия н. э. (?)
До наших дней дошли склепы на вершинах горного узла Нудо-де-Пасто. К ним ведут вырезанные в скале ступенчатые ходы. Большие камеры, круглые или овальные, со сводчатыми потолками, разделены пилястрами по стенам на несколько ниш, в которых установлены погребальные урны с кремированными останками и аккуратно разложен сопровождающий инвентарь. Стены, пилястры и потолки украшены орнаментами.
Из Тьеррадентро происходят также каменные скульптуры и грубые темные сосуды с налепными изображениями змей, штампами и нарезкой. Санагустинцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием. Как и все земледельческие народы Америки, они обожествляли силы природы. Особое значение придавалось Солнцу и Луне, увязанным с плодородием почвы и урожаем, с земледельческим календарем.
Помимо каменных монументов и погребений в Сан-Агустине встречаются остатки круглых столбовых жилищ, террас, керамическая посуда, водопроводы, вырубленные в утесах. В могильниках были найдены золотые вещи, хранящиеся теперь в знаменитом Музее золота в столице Колумбии городе Боготе.
источник
|