Служители церкви, обращаясь к истории христианства, утверждают, что уже первые приверженцы религии считали крест священным символом. Но в действительности это не так. Крест почитался не всегда. Ранние христиане не поклонялись кресту, более того, они ненавидели и презирали его. Крест напоминал им орудие мучительной и позорной казни, которая применялась в римской империи по отношению к преступникам.
Помимо этого, крест в глазах первых христиан, был знаком язычников. Видный христианский автор III века Феликс Минуцкий писал: «Что касается крестов, то мы их совсем не почитаем: нам не нужны они, нам, христианам. Это вы, язычники, вы, для кого священны идолы, вы почитаете деревянные кресты, быть может как части ваших божеств. И ваши знамёна, стяги, военные значки, что другое из себя представляют, как не кресты золочённые и изукрашенные?» Это высказывание красноречиво говорит о том, что ещё в III веке ни о каком почитании креста христианами не могло быть и речи.
Но при римском императоре Константине Великом /285-337г./ христианство было воссоединено с язычеством. Началось бурное смешение этих двух противоречащих друг другу религий путем больших компромиссов со стороны т.н. христиан. Христианство стало вбирать огромное количество различных черт более древних религий. Язычники, перейдя в новую религию, продолжали носить крест, который был посвящен старым богам.
Бывшие поклонники бога Митры внесли вместе с другими обрядами и обычай ставить на груди и на лбу знак креста.
И теперь нас может не удивлять то обстоятельство, что кресты, изображённые в римских катакомбах приписываемые «первым христианам», полностью повторяют древние кресты. Крест на надгробии Луции из римских катакомб ничем не отличается от подобного знака на древних сосудах и одежде.
У языческой богини Дианы-Артемиды крест мы видим на голове.
На одной из монет Константина имеется равноконечный крест… под фигурой бога солнца и надпись на оборотной стороне: «Солнцу — непобедимому спутнику». Обратим внимание, Константин в кресте видел не Иисуса Христа, а древний языческий символ — бога-солнца, и подчёркнуто это провозглашал. Но кто-то может возразить и предположить, что эта монета бытовала до принятия Константином христианства. Возможен и такой вариант. Только неизменным остаётся тот факт, что язычество, вошедшее в христианство, привело за собой практически все свои символы и обряды, переклеив на них всего лишь этикетку.
Сам Константин был жестокий и суеверный человек, поклонявшийся древним римским и восточным богам. Он смотрел на союз с христианством как на выгодную сделку. Свою личную жизнь он запятнал множеством преступлений. Он казнил своего сына Криспа, завидуя его популярности, уморил в паровой бане свою жену Фаусту и, наконец, в завещании предписал умертвить всех своих братьев. Всё это не помешало государственной церкви объявить его святым.
Существует предание, что мать Константина Елена в 326 г. будучи в восьмидесятилетнем возрасте, совершила паломничество в Иерусалим. Там она, будто бы чудесным образом нашла зарытый крест, на котором распяли Христа. Ею же были найдены одновременно два других креста, на которых казнили разбойников. Предание повествует, что она поспешила на гору Голгофу и воскликнула: «Я императрица, а крест Господень пребывает в грязи! Я хожу в золотых украшениях, а знак победы моего спасителя погребён под мусором!» Елена приказала рыть землю и искать крест. Вскоре были откопаны целых три креста. Но узнать, какой принадлежит Христу, Елена не могла. Тогда «дух божий» напомнил ей, что Христос был распят между двумя разбойниками, и, вероятнее всего, истинный крест находится в середине, но Елену взяло сомнение, а что, если случайно крест был перемещён, прошло ведь 300 лет со дня казни. Тогда она вспомнила Евангельский рассказ о том, что на кресте Христа была помещена надпись: «Иисус назарянин, царь иудейский». Елена стала внимательно осматривать кресты и на одном из них обнаружила надпись. Вот так всё просто. Церковь создала даже специальный праздник — воздвижение креста в память этого события.
Но где же хоть одна историческая запись этого события? Известный церковный историк IV в. Евсевий Кесарский, описывающий путешествие Елены по Палестине, ни словом не обмолвился о таком «выдающемся» событии, как находка креста. Хотя описывал всё в подробностях. Евсевий умер в 338 г., т.е. через 12 лет после этого «события». Неужели бы церковь умолчала о таком событии? Но и в других исторических летописях об этом НИ СЛОВА!
Позже, один из отцов церкви Амвросий в преданиях описывал это событие самым подробным образом, хотя не был и не мог быть его свидетелем: Но, тем не менее, предания Амвросия заканчиваются словами: «Древу же креста она (Елена) не молилась т.к. с такой безбожной глупостью не имела ничего общего».
Если проанализировать предание, то выплывает ещё один противоречивый факт: Елена якобы нашла три креста, на одном из которых висел Иисус, нашла зарытым в земле. Но, извините, любой историк знает, что римляне кресты в землю не зарывали, а оставляли для следующей казни. У Амвросия же речь идёт о трёх крестах, одновременно зарытых в землю и пролежавших в целости и сохранности 300 лет.
Нигде, вплоть до VIII в. не встречается и намёка на то, чтобы представить Христа распятым на кресте. Этот образ более позднего периода. И только к XII в. появляется крестное изображение Христа. Ранние христиане не могли и помыслить о том, чтобы изображать момент страданий и унизительной смерти Спасителя мира.
В повествовании другого церковного историка Феодорита, написавшего свою «Историю церкви» в первой половине V века, история о находке креста описывается ещё более красочно. Феодорит рассказывает, как Елена вначале велела разрушить языческий храм, который осквернял святое место и убрать мусор. Затем были открыты засыпанный землёй гроб и возле него три креста. Какой из них принадлежал Христу, помог определить не дух божий, как писал Амвросий, а местный епископ. Он предложил прикладывать к каждому кресту больную женщину. Приложившись к одному из крестов, женщина немедленно исцелилась. И всем стало ясно, что это и есть крест, на котором распяли Христа.
Но Феодорит совершенно упустил из виду, что допускает резкие противоречия с Амвросием, который утверждал, что истинный крест опознала сама Елена по надписи на нём. Однако такое несоответствие нисколько не смущают представителей церквей.
Ещё более поздние авторы добавляли к этому преданию всё новые и новые факты. Чем больше проходит времени, тем больше почему-то всплывает подробностей. Одно ясно, что первоисточники отсутствуют.
А предания…, они на то и предания.
Ещё более древним пережитком является «крестное знамение». В основе этого ритуального жеста лежит вовсе не «осенение себя крестом», как думают верующие. Римские жрецы задолго до возникновения христианства складывали подобным образом пальцы во время богослужений перед статуями богов. Например, почитатели малоазиатского бога Сабазия складывали пальцы именно так, как это делают многие христиане. Бронзовое изображение руки с пальцами сложенными словно для крестного знамения, было найдено при раскопках древнего святилища бога Сабазия.
Не менее чудесной была история царицы Елены с найденными возле крестов гвоздями. По рассказам раннего христианского церковника она нашла 3 гвоздя. Впоследствии епископ Григорий Турский уже рассказал о том, что ею было найдено 4 гвоздя. Дальше их количество возрастало с невероятной быстротой. В итоге, в настоящее время их насчитывается в разных местах свыше тридцати святых гвоздей, выставленных для поклонения. Кроме того, имеется огромное количество кусков и кусочков гвоздей, которые хранятся в разных соборах, церквях, монастырях.
История о кресте была бы неполной, если не остановиться на празднике, посвященном «воздвижению креста», который занимает особое место. В нём можно найти немало пережитков дохристианских верований. Взять хотя бы тот момент праздничной церемонии, когда священник возглашает: «Кресту твоему поклоняемся, Владыка!», при этом хор поёт: «Прейдите, праведные, животворящему древу поклонимся…» В этот момент верующие преклоняют колени перед крестом. Но ведь подобно им, за много сотен лет до возникновения христианства падали ниц древние египтяне на празднике воздвижения СТОЛБА БОГА ОСИРИСА (столба Джед, символизирующего позвоночник Осириса), который тоже именовался чудесным древом.
Столб Джед
На стене одного из древних египетских храмов сохранился рельеф, изображающий сцену, когда жрицы воздвигают священный столб-древо Осириса перед коленопреклонёнными верующими. Именно этот древний земледельческий праздник перешёл в христианство с измененным содержанием.
Сколько преступлений совершалось церковью под знаком креста: этим знаком были увенчаны знамёна крестоносцев, которые во имя освобождения креста Господня от язычников совершали свои кровавые походы; крест, как символ «святой инквизиции»; крест был отличительной особенностью католиков в Варфоломеевскую ночь в 1572 г., когда была массовая резня протестантов. А сколько было уничтожено людей под знаком креста во все века существования этого символа!
В итоге хочется надеяться на то что те, кто до сих пор с умилением взирают на купола храмов, проходя мимо них, осеняют себя крестным знамением, преклоняют колени перед крестом, пусть задумаются над смыслом того, что они делают. И, возможно, они поймут нелепость преклонения перед знаком огня — священным символом язычников, и, наконец, орудием пыток, который с некоторых пор стал христианским символом веры. Христианским ли? Воспоминания о крестной смерти Иисуса Христа и преклонение перед изделием рук человеческих — разные вещи. В Библии мы читаем: «Буду ли поклоняться куску дерева?» (Исайя 44:19). И ещё: «Господу Богу поклоняйся и ему одному служи» (Матф.4:10).
Источник
|