Американцы намеренно спровоцировали японцев на атаку
Ровно 75 лет назад, когда под Москвой советские солдаты сражались насмерть с отборными частями фашистов, покоривших всю Европу, на другом конце земного шара происходило не менее значимое историческое событие. В ночь на 7 декабря 1941 года с шести японских авианосцев в воздух поднялись 183 самолета, которые направились в сторону бухты Перл-Харбор на Гавайских островах, где базировался американский Тихоокеанский флот.
Этот день потом назовут Днем позора США. В результате двух волн воздушной атаки были потоплены 4 линкора, 2 эсминца, минный заградитель. Еще 4 линейных корабля, 3 легких крейсера и эсминец получили серьезные повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолетов, полностью уничтоженных, и еще 159 были сильно повреждены. Погибли 2403 человека, из них больше тысячи на борту взорвавшегося линкора «Аризона». Еще 1178 было ранено.
Казалось бы, невероятный военный успех японцев. Особенно учитывая их потери: 29 самолетов, 5 сверхмалых подводных лодок, 55 человек убитыми. Однако если вникнуть в обстоятельства, при которых произошло нападение, обнаруживаешь немало странностей. А учитывая его последствия, можно смело сказать: милитаристская Япония 7 декабря подписала себе смертный приговор. И к этому безумному шагу ее ловко подтолкнули.
Миролюбивый адмирал
По радио звучала бравурная музыка. Японский диктор с воодушевлением читал важное правительственное сообщение о «грандиозной воздушной атаке».
- Поздравляем командующего имперским флотом адмирала Ямомото! - торжественно закончил он.
Однако сам автор успешной операции отказывался принимать комплименты.
- Боюсь, мы разбудили спящего великана, - мрачно сказал он своим офицерам во время торжественного приема в честь победы.
адмирал Исороку Ямомото
Поразительно, но творец нападения на американцев Исороку Ямомото был, пожалуй, самым миролюбивым адмиралом в японской армии. Являясь выпускником Военно-морского колледжа США и Гарвардского университета, он был категорически против войны со Штатами. Именно Ямомото, как заместитель министра военно-морских сил, лично извинился перед послом США за инцидент с бомбардировкой американской лодки «Панэй» в декабре 1937 года.
Сын бедного самурая не поддерживал ни вторжение в Маньчжурию в 1931 году, ни войну с Китаем (1937 год), ни Берлинский пакт (1940 год) с нацистской Германией и фашистской Италией. Его позиция вызывала ненависть в армейских кругах, ему не раз угрожали смертью. К этому Ямомото относился философски. Он писал: «Цветы восходят в поле, где прошел тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен императору и его земле».
Кстати, об императоре Хирохито. Незадолго до начала войны он вдруг прочел изумленному кабинету министров стихи: «Если все люди братья, то почему так тревожно дует ветер и ходят волны?» Сын солнца (официальный титул монарха), как и его адмирал, войны не желал.
император Хирохито
На фронт - ни ногой!
А что же США? После потерь в Первой мировой лить кровь вдали от родных берегов американцы совершенно не хотели. Антивоенные настроения подогревали публикации о фантастических барышах, которые финансово-промышленные воротилы зарабатывали на крови. Сдохнуть ради очередного миллиона Рокфеллера? Дураков нет!
Однако Рузвельт прекрасно понимал, что победа Гитлера и японских милитаристов означала бы крах американской экономики. Евразийский континент - от Японии к рейху через покоренный СССР - превратился бы в замкнутую систему. Все инвестиции, все торговые связи - коту под хвост! Покорив же латиноамериканские страны, национал-социалисты смогли бы окончательно задушить Дядюшку Сэма экономической блокадой.
многоразовый президент США Франклин Делано Рузвельт
Рузвельт объяснял в одной из речей: «Американский рабочий будет вынужден конкурировать в оставшемся мире на принудительных работах. Заработки и величина рабочего дня будут установлены Гитлером. Профсоюзы станут историческими пережитками».
Чтобы переломить настроения в обществе, требовалось потрясение национального масштаба. И оно было организовано.
Прижали к стенке
Ряд источников цитирует удивительную записку помощника президента Гарольда Икеса патрону от 23 июня 1941 года: «Введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Поясним: американцы поставляли Японии 80 процентов (!) потребляемой ими нефти. При этом только флот Японии сжигал в час 400 тонн «жидкого золота». Когда кран был перекрыт, у японцев оставался лишь один выход - захватить нефтяные ресурсы Индонезии, Филиппин и Малайзии. И мешал этому только Тихоокеанский флот США. Японский посол Номура пытался урегулировать конфликт, но был послан, как говорится, к японской матери. В ноябре 1941 года военный министр США Генри Стимпсон сделал запись в дневнике: «Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?»
Дальше - больше. США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов. 26 июля Рузвельт санкционировал арест японских банковских активов на гигантскую по тем временам сумму - $130 миллионов. Все просьбы о переговорах игнорировались.
26 ноября 1941 года японскому послу в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, а также расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией. Это все равно как потребовать от Гитлера уйти из Европы - условия совершенно нереальные! И припертые к стенке японцы начали готовить операцию, чтобы расчистить путь к нефти.
«Красный код»
О том, что президент США был осведомлен о готовящейся атаке японцев, писал даже Уинстон Черчилль: «Рузвельт полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности он проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харборе, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от нее».
Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, заполучив секретный «красный код».
Многие конспирологи даже считают, что зенитные орудия намеренно не были приведены в боевую готовность, а корабли выстроены так, чтобы по ним было удобнее наносить удар.
Но это, как говорится, перебор. Три авианосца, главные цели японцев, были заблаговременно выведены с Гавайев в открытый океан. А что до остального, Рузвельта наверняка заверили, что серьезных потерь не будет. Ведь план Ямомото был настоящей авантюрой. Даже тактический руководитель нападения адмирал Нагумо до последнего утверждал, что пройти 3500 миль до Гавайев незамеченными просто нереально. Здесь фантастическое везение японцев наложилось на удивительное раздолбайство гавайского гарнизона.
Не поверили глазам
Организовать отпор можно было еще накануне, когда около базы были обнаружены две подводные лодки неприятеля. Но главнокомандующий Тихоокеанским флотом Хазбенд Киммел только отмахнулся. Он не входил в узкий круг людей, знавших о нападении.
В 7.02 оба сторожевых радара Перл-Харбора зафиксировали первую группу приближавшихся самолетов. Дежурный по штабу, получивший это сообщение, назидательно заявил: «Время вашей работы с 4.00 до 7.00, так что оно уже закончилось. К тому же мы ожидаем группу В-17, так что для волнений нет оснований».
камикадзе
До атаки было еще 53 минуты! В Перл-Харборе в то время базировался 391 самолет. На авианосцах Нагумо их было чуть больше - 441, но первая группа подлета состояла всего из 50 пикирующих бомбардировщиков. Еще не поздно было превратить Ямомото в самого знаменитого адмирала-лузера. И при этом получить формальный повод для вступления в войну.
Но случилось настоящее чудо. Командир воздушной эскадры Футида Мицуо с изумлением убедился, что их никто и не думал атаковать. И тогда он произнес в эфир кодовые слова: «Тора, тора, тора!» ( «Тигр, тигр, тигр!»). Это был пароль на самый невероятный случай - если к противнику получится приблизиться незамеченным. Бомбы и торпеды ударили по беспечным американцам. А в 8.50 над Перл-Харбором появилась вторая волна самолетов…
Сразу после нападения США вступили во Вторую мировую войну.
Месть американцев
Несмотря на впечатляющий успех японцев, фатального урона они не нанесли. После атаки морской министр Фрэнк Нокс хладнокровно констатировал:
«Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником».
К тому же удача отчасти улыбнулась и американцам. Осторожный адмирал Нагумо решил не рисковать ценными пилотами и не отправил третью волну самолетов, как предполагалось ранее. В результате уцелели 11 подводных лодок, хранилища с огромными запасами нефти, ремонтные мастерские и доки.
Если не считать погибших, то восстановить ущерб американская промышленность смогла уже к осени 1942 года. Но престиж державы пострадал сильно. Этого Ямомото простить не могли. Его долго выслеживали, и 18 апреля 1943 года специально подготовленная группа истребителей атаковала бомбардировщик «бетти», на котором адмирал совершал инспекционный вылет на Соломоновы острова. В операции принимали участие 18 самолетов (до цели добрались 15). Они были оборудованы дополнительными баками горючего, летели 413 миль на низкой высоте, все время соблюдая режим радиомолчания, чтобы не быть замеченными. Самолет Ямомото был сбит. Тело адмирала с простреленной головой обнаружили в джунглях. Он был пристегнут к креслу, выглядел задумавшимся. А правая рука в белой перчатке сжимала рукоятку японского меча - катаны.
После войны с Японией, точку в которой поставил СССР 2 сентября 1945 года, США превратились в самую могущественную державу мира. Оправданы ли были жертвы Перл-Харбора? Погибшие американские моряки вряд ли бы с этим согласились.
Источник
|