Древний город оказался в полном забвении, и в некоторых книгах по археологии о нем вообще перестали упоминать.
История оставила человечеству множество загадок, которые еще предстоит разгадать. Одной из таких загадок сегодня являются древние постройки, сделанные из огромных, весом в сотни тонн, каменных глыб. Кто были строителями подобных сооружений? Версии разные. Некоторые исследователи предполагают, что древние люди обладали невероятным уровнем знаний и соответствующей техникой, другие - что в строительстве участвовали пришельцы с других планет. Среди версий также есть предположение о существовании в прошлом людей-великанов, для которых такие камешки ворочать - пара пустяков.
Где-то такие поражающее воображение сооружения стоят поодиночке, где-то - группами, а в некоторых местах сохранились целые города, непонятно кем и как построенные. Одним из таких городов является Баальбек в Ливане, у подножья Антиливанских гор, в 85 км к северо-востоку от Бейрута, в плодородной долине Бекаа. Поэтому можно предположить, что "Баальбек" получился из двух слов - "Баал" и "Бека". Баал (Ваал) - это бог грозы финикийцев, Угарита, вообще страны Ретену. В мифологии Индии Вала - похититель коров, которых освободил громовержец Индра. На Руси Велес (Волос), как и в Литве Велс, тоже является богом скота. Известны и другие названия города - Баалат, Гелиополис.
Некогда он был одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира. Но в наше время Баальбек всеми забыт - он разрушен и стерт с лица земли за тридцать почти лет войны и терроризма в Ливане. Баальбек оказался в полном забвении, и в некоторых книгах по археологии о нем вообще перестали упоминать.
Древнейшая история Баальбека неизвестна. При императоре Августе город был обращен в римскую колонию и там стоял римский гарнизон. Из более древних источников можно почерпнуть косвенные сведения о Баальбеке - исходя из его названия. Существуют многочисленные надписи в Египте, в которых упоминается, что изделия Пунта и Божественной земли приобретались в Ретену. Только в одной надписи эпохи Среднего царства (12-я династия) при Сезострисе III упомянуто название Рузену - это очень короткий отчет о набеге в эту страну против народности менаси. В надписи на могиле одного из военачальников Тутмоса IV Рутену названа землей Бога; спустя одно поколение настенная надпись Аменхотепа III также упоминает о Рутену как о земле Бога. Эти названия - "Рутену", "Рузену" или "Русену" - часто встречающееся в египетских надписях Нового царства как обозначение территории от Египта до Библоса. Галилея называлась "Верхним Рутену". "Рузену", "Русену" - это, похоже, транскрипция названия, которым население данной территории обозначало собственную землю. Так что можно предположить, что когда-то Баальбек имел какое-то отношение к Древнему Египту. С высоты птичьего полета Баальбек напоминает фигуру человека, что опять же можно каким-то образом косвенно "привязать" к Египту - любили там такую масштабную символику.
С приходом Александра Македонского на Ближний Восток греки приравняли финикийское божество Баала к своему богу солнца Гелиосу. Так город стал называться Гелиополис. С присоединением города к Римской империи Гелиополис был предоставлен для заселения легионерам-ветеранам и стал центром римской власти в долине Бекаа. Почти сразу после прихода римлян началось строительство грандиозного храма Юпитера. Римские власти направили сюда лучших архитекторов, работавших во всех пределах империи. От Британских островов до Египта были выбраны самые опытные строители для возведения небывалого святилища в честь Юпитера, Бахуса, Венеры и Меркурия.
Сегодня самыми значительными и наиболее величественными являются развалины большего храма Юпитера, построенного в Римский период Антонином Пием. Храм был разрушен временем и войнами. Довершило дело землетрясение, случившееся в 1759 году, и сейчас мы можем увидеть лишь остатки собственно храма и двух больших дворов, окруженных галереей с колоннадой и с великолепным портиком при входе. А ведь раньше, согласно древним историкам, именно сюда приезжали римские императоры, чтобы принести жертвы своим богам и спросить оракула о судьбах империи. Во времена расцвета храм Юпитера, стоящий рядом храм Венеры (теперь его называют храмом Бахуса) и круглый изящный храм Фортуны собирали на свои праздники тысячи поклонников, устраивались знаменитые вакханалии, где человек еще при жизни пытался получить райское блаженство.
Храм Юпитера замыкал собой весь храмовый комплекс, который состоял из шестиугольного двора в окружении колонн; далее следовал главный двор акрополя. К колоннаде главного входа храмового комплекса Баальбека вела громадная лестница шириной 40 метров. Это был наружный вход к храму. Вверху масштабной лестницы находились две боковые квадратные башни. За ними сначала простирались малый гексагональный, а затем и большой дворы с остовом гигантского двухбашенного алтаря. Здесь же рядом остатки двух прямоугольных бассейнов. Пантеон был огорожен стеной высотой с пятиэтажный дом.
Здание главного храма в глубине большого двора представляло прямоугольник в 89 х 49 метров, крыша которого покоилась на 84 коринфских колоннах, образуя перистиль. Из этих колонн в настоящее время сохранилось всего 6, имеющих приблизительно 7 метров в обхвате и стержень длиной в 19,8 метра, а вместе с пьедесталом - 24 метра; все остальное представляет жалкие обломки, покрывающие всю занимаемую развалинами местность, площадью около 5 кв. км. Строительным материалом являлся мраморизованный известняк - камень сравнительно мягкий, хорошо поддающийся обработке. По сравнению с этим храмом Парфенон в Афинах может показаться карликом.
Стоял храм Юпитера на громадной платформе из плит - террасах. Террасы были построены задолго до прихода в Баальбек римлян. Именно происхождение этих террас вызывало и вызывает спор у ученых - учитывая их вес. В цоколе платформы на высоте 8 метров лежат каменные монолиты размером 19,1 х 4,3 х 3,6 метра, весом около 750 тонн и объемом в 300 кубических метров. В юго-восточной стене основания храма их девять рядов. Каждый блок размером примерно 11 х 4,6 х 3,3 метра и весит, соответственно, более 300 тонн. На том же уровне в примыкающей юго-западной стене еще шесть трехсоттонных камней, поверх которых лежат три колоссальных мегалитических блока, именуемых Трилитон, или Чудо трех камней. Три гранитных блока Трилитона образуют шестой видимый ряд кладки стены.
В 5 веке до н.э. исполинские террасы Гелиополиса причислили к чудесам света - и совершенно справедливо. Многотонные монолитные каменные блоки с величайшей точностью уложены друг на друга. Они плотно пригнаны и держатся без связующего состава. Между ними почти невозможно просунуть даже иголку.
Кроме всего прочего, в каменных блоках имеются загадочные квадратные отверстия-гнезда глубиной 20-30 см. Эти гнезда тянутся цепочкой почти по всему периметру платформы. До 5-8 отверстий имеется в мелких блоках размером 1,5 х 2 метра. Есть они и в основании колонн. Идут они где прямой линией, где правильным зигзагом. Не исключено, что они служат для более равномерного перераспределения больших нагрузок внутри камней. Подобное решение иногда применяется и сегодня в больших металлоконструкциях и стальных отливках, учитывая периодическое воздействие на них значительных температурных и иных факторов.
Почему же Баальбек вызывает такие споры среди ученых и откуда взялись версии об инопланетянах и великанах? Из-за неразрешенного вопроса: как же камни Трилитона весом в сотни тонн перетаскивали к месту строительства из каменоломни, которая находится на расстоянии около километра? Какая-либо на чем-либо перевозка таких громадных блоков практически исключена - из-за того, что местность между каменоломней и террасами каменистая и покрыта холмами. На ровном месте блоки можно было просто катить на бревнах, но по пересеченной местности их не покатишь. Размеры, конфигурация и вес блоков также не облегчили бы перевозку. Если подойти к вопросу чисто теоретически, а также традиционно, то тащить такие камни от каменоломни к городу пришлось бы десяткам тысяч рабов, что вызывает сомнения исследователей. Еще более непостижимо то, каким образом камни Трилитона были подняты более чем на семиметровую высоту и установлены на стену с такой точностью? Точность была такова, что, повторимся, никакого связующего раствора не использовалось. Такое возможно только при ювелирной подгонке поверхностей.
Кстати, трилитоны, используемые в строительстве храма - еще не самые большие. Гораздо больший каменный блок был найден в каменоломне, недалеко от самого города. Это исполинская каменная глыба, размеры ее составляют 23 х 5,3 х 4,55 метра. Весит эта махина приблизительно тысячу тонн. Она получила название "Южный камень". На сегодняшний момент он является самым крупным обработанным камнем в мире! Размеры его, данные сухими цифрами, ничего не выражают, необходимы хоть какие-то сравнения. Например, расстояние между двумя столбами уличного освещения на трассе составляет 25 метров, а тут всего на два метра меньше. 5 метров - это два этажа. В общем, человек на этом "камешке" выглядит как букашка на большом чемодане. Как, кем и зачем был вырублен этот камень? Как его собирались транспортировать?! Ведь его задачей явно было не лежать в каменоломне, а для чего-то служить.
Многие представители официальной исторической науки пытаются убедить нас, что такое обширное основание из камня в качестве фундамента для своих храмов построили в Баальбеке римляне. Допустим. Строительство было грандиозным, не правда ли? Любой римский император, задумавший и осуществивший такое, не преминул бы занести в анналы истории информацию о таком своем деянии. Однако ни один из римских императоров никогда не заявлял, что он совершил нечто подобное, а к тому же, как отметил один специалист, слишком велика разница между масштабом римских храмов и основанием, на котором они стоят. Иными словами, фундамент построили на рубль, а дом сверху - на копейку.
Помимо этого, нет никаких свидетельств того, что римляне в принципе владели технологией, при помощи которой могли транспортировать каменные глыбы весом в 800 тонн. И более того, нет никаких фактов, которые доказывали бы, что какая-либо известная нам цивилизация располагала техникой, при помощи которой можно было бы поднимать такие колоссальные камни, какие мы видим в основании Баальбека! Более того, такие колоссальные "строительные блоки" невозможно поднять буквально до недавнего времени, какую бы строительную технику не приспосабливай. Даже самые мощные краны - и те не помогут. Но недавно Боб Макгрейн, технический директор компании "Болдуинс Индастриал Сервисез", одной из ведущих британских компаний по сдаче кранов в аренду, заявил, что не так давно сконструированы некоторые типы передвижных кранов, при помощи которых можно поднять тысячетонный камень и установить его на кладку высотой в 7 метров. Компания "Болдуинс" располагает и поворотными кранами грузоподъемностью в 1200 тонн марки "Готвальд АК 912", а в других компаниях имеются краны, способные поднять груз и в 2000 тонн. Но, к сожалению, эти краны не могут передвигаться с таким тяжелым грузом - только поднимать. И речь идет все-таки о современной технике. Предположить разве, что древние обладали такой техникой?
В принципе, это вполне возможно. Что мы о них знаем - о древних? Строить такие махины, как египетские пирамиды и Баальбек - это ж надо было как-то постараться. Если наши предки на самом деле обладали какими-то высочайшего уровня знаниями, краны у них вполне могли быть. Но... их не было! Иначе остатки этих механизмов где-нибудь кто-нибудь хоть на какой-нибудь глубине - но нашел бы.
Говорить о том, что блоки передвигались силой духа? Вариант, конечно, но... У нас тут ведь не мистический сайт, где пишут все, что угодно. Инопланетяне опять же помогли? Ну, могли, конечно, помочь... Но может быть, хватит валить все на бедных зеленых человечков? Нет, мы опять же не отрицаем невероятных возможностей человека, в том числе переносить силой духа огромные глыбы, и палеовизиты пришельцев не отрицаем тоже - слишком много тому свидетельств. Но давайте хоть раз попробуем обойтись без таких объяснений? Может, получится?.. По крайней мере, решим более простую задачу: как бы мы сами, с нашим уровнем техники все это организовали.
Итак, каким же образом мы, современные люди, смогли бы перевезти Южный камень на место строительства? Инженеры компании "Болдуинс" предложили два варианта: первый - воспользоваться тысячетонным краном, поставленным на гусеницы. Хороший выход из положения, не правда ли? Вот только осуществить это будет ох как нелегко! Для этого требуются предварительные трудоемкие земляные работы, чтобы построить для движения крана прочную, ровную дорогу. Такой дороги между каменоломней и храмом нет.
Другой предложенный вариант - вместо крана использовать несколько модульных гидравлических трейлеров, которые можно соединить в платформу для перевозки тяжелых грузов. Эти трейлеры поднимают и опускают груз при помощи встроенных в их подвеску гидравлических цилиндров. Чтобы поднять камень в карьере, нужно завести трейлер в отверстие, вырезанное в нижней части каменного блока. Камень может быть окончательно установлен на стене, на высоте 7 метров, с помощью земляной насыпи. Но и насыпи никакой рядом с храмом не обнаружено. Так что оставим возможности нашего века нашему веку и будем думать дальше...
Вспомним загадочные гнезда-отверстия. Была выдвинута версия, что они служили для перемещения блоков. В качестве чего? Ручек наоборот? Но это опять же не дает ответа о способах перемещения блоков.
Может, древние все-таки действовали дедовскими способами, о которых нам талдычили советские учебники истории - деревянными катками? Правда, мы уже выяснили, что на пересеченной местности метод не сработает, но, допустим, местность ровная. И что, можно попробовать? Как бы не так! Современные эксперименты показали, что такие катки разрушаются даже под тяжестью значительно меньшей, чем 800 тонн. Но, допустим, нашли сверхпрочное дерево или даже камни бревнообразной формы, сами по себе легкие - чтобы не увеличивать прикладываемую силу. Опять же не получается! По проведенным подсчетам, для перемещения Южного камня потребовались бы совместные усилия от 40 до 60 тысяч человек. Хоть длина камня и огромна, рядом столько человек не поставишь и не синхронизируешь их усилия. Так что вопрос - как? - остается без ответа...
Еще один вопрос - как? - касается того, как эти огромные камни вообще вырубались. Ладно, с пяти сторон - еще можно понять. Напряглись и как-то вырубили. А как отделить их от массива скалы? Подрыться по них? Так это ж не земля, это скала! Опять нет ответа...
Кстати, чтобы уж совсем нехорошо стало любителям традиционных объяснений. На стенках каменных блоков отчетливо видно следы механической - токарной - обработки плоскостей. Бороздки от резцов имеют диаметр около четырех метров! (Буквами, а не цифрами написано специально - дабы не было соблазна подумать, что это опечатка, и воочию представить себе этот токарный станочек.)
В общем, с вопросом как не разобрались, давайте хоть попытаемся ответить на вопрос - зачем? А вот это - вообще слабое место современных историков и исследователей. Цель использования таких огромных монолитов остается загадкой. Зачем древним строителям нужно было возиться с такими тяжестями, если гораздо проще было разбить гигантский монолит на несколько блоков меньшего размера, ведь установка таких блоков намного легче и гораздо более быстрая. Но нет! работали с огромными монолитами. Предположить, что древние не искали легких путей? Но почему?
Кроме этого не стоит забывать и о такой вещи, как сопромат - сопротивление материалов. Использование в Трилитоне таких огромных каменных блоков - очень опасное дело, так как любая вертикальная трещина в камне могла бы привести к серьезному ослаблению всей конструкции. И напротив, такой же дефект в меньших блоках никак бы не отразился на прочности всей конструкции. Но опять же - нет! Использовались монолиты.
По этому поводу в печати как-то проскользнула версия, выдвинутая одним из официальных историков. Фамилию называть не будем, дабы не позорить ученого мужа еще раз - над ним и так достаточно посмеялись. Он предположил, что древние строители просто очень спешили и им было выгоднее и проще обтесать и доставить на место один большой камень, чем два малых. Ничего себе проще - учитывая все вышесказанное!
Может быть, вообще нет никакого смысла в том, чтобы пытаться представить себе, как десятки тысяч человек силятся сдвинуть и поднять восьмисоттонные глыбы? Как же в таком случае мы сможем выйти из тупика и что можно было бы предположить относительно намерений строителей Баальбека? С одной стороны, они, по-видимому, были совершенно, абсолютно уверены в том, что в их строительном материале не было никаких дефектов. Никаких трещин, ничего. Допустим, они в этом стопроцентно уверены. А как была достигнута такая уверенность? Какими методами они "сканировали" камень? Как "залезли" внутрь и поняли, что и внутри нет дефектов? Еще одна загадка.
И по-прежнему нет ответа на вопрос: зачем, ну вот зачем им это понадобилось?! Может, они считали, что использовать крупные блоки - более выгодно с точки зрения крепости конструкции? Мол, чем крупнее - тем надежнее? Не было инженеров, которые сделали бы соответствующие расчеты? Но тут, как у Станиславского: не верю! Так все рассчитать, чтобы ювелирно подогнать поверхности - и не смочь сделать гораздо более простого расчета?
Может быть, просто потому, что им было все равно - какие камни класть, большие или маленькие - с их-то высочайшим уровнем технологий? Древние баальбекцы положили в основание более крупные камни, надеясь, что они станут более прочной основой тому колоссальному сооружению, что планировалось построить на этой платформе. Но не построили. А римляне потом построили тот самый храм "на копейку".
За эту версию говорит и то, что и строительство самой платформы не завершено. Так, например, Трилитон возвышается над уровнем других рядов каменной кладки и не составляет единого целого с платформой. Все это очевидные свидетельства того, что строительство было внезапно прервано. А Южный камень вообще остался с одного бока не отделенным от скального основания каменоломни. Это-то опять же понятно - не смогли. Вот тут можно вспомнить ту смешную версию, что древние баальбекцы спешили. Спешили - и потому брали большие камни, спешили - и потому не закончили. Спешили куда? Может быть, уйти?.. Или все-таки не спешили?
А вот храм Юпитера - который "на копейку" - на самом деле построили римляне. Там все сходится. Он, конечно, грандиозный, но вопросов о том, как он строился, не вызывает.
Кстати, о храме. То, что он римский - это без сомнения, поэтому о религии здесь говорить нет нужды. А вот какие религиозные представления были у тех, кто строил платформу? Мишель Алуф, бывший хранитель Баальбека, писал, что "нигде ясно не указывается, чем объясняется религиозная роль Баальбека". Ключ к возможной разгадке могут дать... римляне. Почему они построили здесь свои храмы Юпитеру, Меркурию и Венере?
Почему у римлян и у ранних цивилизаций Ближнего Востока вообще существовал культ этих трех богов? Главную информацию дают нам греки, которые называли Баальбек Гелиополисом - Городом Солнца. Согласно древней легенде, Гелиос был богом Солнца и разъезжал по небу в колеснице, а Баальбек был будто бы местом, где эта колесница останавливалась на отдых. Можно ли объяснить этой легендой необходимость такого мощного основания платформы Баальбека? А может быть, все-таки есть доля истины в гипотезе Ситчина о Нибиру?
Кто такой Захария Ситчин - рассказ долгий. Те, кто увлекаются нетрадиционной историей, это знают. У тех, кто не знает, есть великолепный шанс получить массу удовольствия, ознакомившись с его трудами. Они продаются и есть в Интернете.
Ситчин нашел поразительное географическое доказательство того, что Баальбек стал после Потопа главной посадочной площадкой для богов. Задним числом это представляется достаточно очевидным, но до Ситчина никто никогда не замечал, что огромная каменная платформа Баальбека находится ровно посередине между пирамидами Гизы и горой Святой Екатерины на Синайском полуострове.
Эта гора - одно из самых священных религиозных мест в мире, она - и это еще более важно - самая высокая гора на Синае (2900 метров над уровнем моря). К югу от нее - гора Синай высотой в 2500 метров. Гора Синай и гора Святой Екатерины вместе образуют внушительную двуглавую вершину, которая соответствует двум главным пирамидам Гизы. Можно ли себе представить, что такое геометрическое соответствие (Гиза - Синай - Баальбек) возникло случайно?
Пирамиды Гизы были первоначально облицованы отполированными плитами из белого известняка, что позволяло увидеть их невооруженным глазом на большом расстоянии. Морис Шатлен, бывший научный сотрудник НАСА, будучи ведущим разработчиком в проектах "Аполлон-Луна", отмечал, что "из космоса Великая пирамида видна на экране радара значительно лучше благодаря наклону своих стен, которые отражают лучи радара перпендикулярно, если падают на них под углом 38 градусов к горизонту". Морис Шатлен подсчитал, что пирамида первоначально представляла собой "радарный рефлектор с установочным фактором в 600 миллионов для длины волн в 2 см". Если перевести это на язык не разбирающихся досконально в вопросе, то это означает, что Великая пирамида была чрезвычайно мощным рефлектором!
Каким образом все это объясняет, кто, как и зачем строил Баальбек, все-таки неясно. Неужели древние на самом деле обладали таким высоким уровнем знаний и технологий? Или все-таки опять придется вернуться к тому, от чего мы сознательно отошли - к пришельцам? Или здесь речь может идти о сгинувшей в лица Земли чисто земной цивилизации? Ясно лишь одно: картина прошлого человечества, история развития цивилизации сейчас далеко не полна и содержит немало загадок и белых пятен. Она похожа на пазлы, в которых не достает более половины фрагментов, и все они - ключевые.
Всего несколько десятилетий назад подвергалось сомнению существование хеттов и шумеров, но теперь доказано, что эти народы не часть мифов - они жили в действительности и создали свои культуры. Уже написанные страницы истории могут изменить лишь новые открытия. А пока гигантские террасы Баальбека хранят свою тайну. На сто процентов понятно только одно: цивилизация, оставившая после себя эти исполинские сооружения, обладала такими техническими возможностями, о которых люди следующих веков могли только мечтать. Да и мы, в принципе, тоже можем только мечтать... Куда нам с нашими "Готвальдами АК 912" до древних!
О.БУЛАНОВА
Источник
|