Места захоронения предков во все времена вызывали священный трепет. Выбором таких мест занимались люди, считавшиеся хранителями тайных знаний и обладавшие особыми способностями. Так, практически никогда могильники не устраивались на берегах рек, в низменностях или вблизи поселений. С одной стороны, это было связано е соблюдением элементарных санитарных норм, к другой - стремлением оградить мир живых людей от мира мертвых.
"Город мертвых"
В Бурятии в середине пятидесятых годов прошлого века дорожными строителями было обнаружено удивительное место, являвшееся, по сути, гигантским кладбищем, где веками местные народности хоронили умерших.
Равнина, усеянная невысокими, поросшими редкой травой и хилыми кустарниками холмами и курганами, была окружена каменными валунами. На валунах были начертаны странные знаки. За внешним периметром кладбища тянулась редкая болотистая тайга, отделявшая древний некрополь от населенных пунктов. Ветви тощих, изогнутых сосен были усеяны сотнями разноцветных ленточек - именно таким образом жители отдавали дань памяти отошедшим в иной мир предкам.
Местные старожилы уверяли строителей, что тем ни в коем случае нельзя входить в "город мертвых", ибо ничто живое без вреда себе не может посещать это страшное место. И действительно, рабочие были крайне удивлены тем, что на большом пространстве некрополя стояла по-настоящему "гробовая тишина", не нарушаемая даже голосами птиц. В подтверждение своих слов старики рассказали легенду о жительнице одного из близлежащих селений - молодой женщине, похоронившей много лет назад, еще до войны, в "городе мертвых" своего мужа. Через некоторое время после своей безвременной кончины мужчина едва ли не каждую ночь стал сниться женщине, тяжело переживавшей потерю любимого человека. И вот однажды, не выдержав, она решила нарушить табу и пошла на кладбище, чтобы поклониться могиле мужа...
С тех пор живой женщину никто в поселке не видел. По преданию, она будто бы превратилась в соляной столб, оставшийся стоять навечно у края могильного холма.
Страшные предупреждения
Несмотря на предостережение, проходчики приступили к работе -по проекту именно через "город мертвых" должна была пропечь трасса, которая позже соединила Улан-Удэ с Читой. Приехавшие позже археологи вскрыли ряд древних захоронений, возраст которых доходил до семисот лет, и были несказанно удивлены тому, как хорошо сохранились останки. А возле одной из могил обнаружилась каменная стела высотой в полтора метра, покрытая толстым соляным слоем и напоминавшая формами человеческую фигуру.
Несколько валунов, окружавших некрополь, ученые увезли в Новосибирск для расшифровки нанесенных на них таинственных знаков. Эта работа безрезультатно длилась на протяжении пяти лет, пока исследователи института археологии и истории Земли не наткнулись в архивах на фотографии тибетского "города мертвых", обнаруженного в начале сороковых годов в пещерах Гималаев. Таинственные гималайские знаки чрезвычайно походили на бурятские. В итоге после тщательного их сопоставления археологи пришли к выводу, что на камнях почти тысячу лет назад были высечены заклинания-обереги, обязанные хранить мир живых от вторжения существ из мира мертвых.
Тем временем, пока шло строительство скоростного шоссе "Улан-Удэ-Чита", жители трех небольших селений, лежащих вблизи древнего некрополя, под разными предлогами покинули обжитые места и переехали в другие районы. Едва выехал последний житель, как пожары, одновременно вспыхнувшие во всех трех поселках, сожгли их дотла.
Да и на стройке в те годы происходило много необъяснимого. Так, в первый же день работ довольно нелепо погиб бульдозерист. В течение полугода от неизвестной болезни умерли трое инженеров, производивших геодезическую съемку местности. Прежде твердая суглинистая почва района вдруг стала чрезвычайно неустойчивой, а во многих местах отчего-то вдруг образовались топи, сводившие на нет усилия дорожников. Лишь через полтора года строителям удалось пройти этот сложный участок...
Уже гораздо позже, в семидесятые годы, аналитики из областного ГАИ, изучив многолетние статистические сводки, пришли к выводу, что на этом участке трассы количество ДТП почти на треть превышает средний уровень по региону.
Кровавая могила воина
Другим не менее загадочным местом, является так называемое Чепошское городище, расположенное в устье реки Эдиган в Горном Алтае. Оно стало предметом пристального внимания ученых только в восьмидесятые годы прошлого столетия. "Чепошское городище" представляет собой двенадцать курганов, отходящих равновеликими лучами, строго направленными на четыре стороны света, от основного - крупного высотой в тринадцать метров.
По одной из местных легенд, в этом кургане похоронен вождь древнего и воинственного скифского племени - Хунну, живший, предположительно, во 11-111 веках до нашей эры и умевший будто бы повелевать стихиями природы. Своими набегами Хунну наводил ужас на народы Азии и Европы от Байкала до Дуная. Курганы, где Хунну был похоронен вместе со своими полководцами, долгие века были местом поклонения и совершения культовых жертвоприношений. Эту политую кровью жертв землю обходили стороной многочисленные захватчики, часто опустошавшие своими набегами Алтай, Даже сегодня на курганах нет никакой растительности, а вода, бьющая из родника на вершине кургана Хунну, имеет розовый цвет крови.
Попытки ученых начать раскопки древнего кургана вызвали волну протестов среди местного населения. Старики, убеждавшие руководителей экспедиции не тревожить прах грозного воина, говорили о том, что великий полководец древности жестоко покарает тех, кто покусится на его покой, и принесет неисчислимые беды местному народу.
Вскоре после того, как ученые появились в "Чепошском городище", там стали происходить необъяснимые вещи. Исследователи, поднимавшиеся на вершину кургана Хунну, начинали испытывать сильное недомогание, часто кончавшееся обмороками. Электронная аппаратура, которой ученые пытались сканировать недра кургана, выходила из строя. Стояла жаркая погода, а археологов на вершине священного холма окутывал холод. При этом поднимался пронизывающий ветер, которого не ощущали люди, находившиеся у подножия кургана. Вода в ручье, стекавшем с вершины кургана, отчего-то приобрела яркий алый цвет. Один из исследователей, решивший ее попробовать, утверждал, что она имеет солоноватый привкус крови.
Ночами исследователи слышали странные звуки, походившие на топот и ржание множества лошадей, бряцанье металла и слабые вскрикивания. А однажды ранним утром археологи отчетливо увидели в тумане на вершине кургана фигуру всадника, которая при приближении людей необъяснимым образом растворилась в воздухе...
Развал СССР и прекращение финансирования начатых исследований остановили дальнейшее проведение раскопок. Археологи разъехались по своим институтам, оставив нетронутой усыпальницу Хунну. Однако, как утверждают местные жители, дух воинственного правителя не может успокоиться и в наши дни, тревожа своим появлением население поселков, примыкающих к "Чепошскому городищу".
источник
|