Однажды занесло меня в далёкий сибирский город на крупный завод. Ну, порешал я дела, какие требовалось, отметил командировку, да и зашёл попрощаться к директору, Илье Николаевичу Аутлукову. Подвели итоги, проговорили планы и тут упал у меня взгляд на стену кабинета. А на стене в красивых деревянных футлярах была развешана целая коллекция старинных монет.
- Собираете?
- Да, есть грешок.
- Ну, директору крупного предприятия сам Бог велел собирать деньги!
- Да нет. Мне они, знаешь, с технологической точки зрения интересны.
- А что там может быть интересного?
- Да, много чего монета может рассказать о своем времени. Вот, смотри, например: российские послепетровские медяхи. Ничего особого не замечаешь?
- Ну, медяхи как медяхи... Старые, ржавые. Кривоватые немного...
- Кривоватые? Внимательнее смотри. Вот, например: этой монете явно придавали круглую форму не очень хорошим инструментом.
- Ну, может быть. И что?
- Как что? А ты задумайся, зачем?
- Да черт его знает. Ну, наверное, при штамповке металл деформируется, вылазит за края и надо по окружности немного подровнять.
- Сравни одинаковые монеты...
- Хм, их и ровняли одинаково... Ну и что?
- А то, что если ты берёшь нарубленные куски металла и плющишь их, металл лезет в разные стороны по разному. Ну, если ты, конечно, не штампуешь из идеально ровных заготовок, а тупо нарубил медный прут топором.
- И?
- И, получается, если обработано в одних и тех же местах, то и излишек металла был в одних и тех же местах. А о чём это говорит?
- О чём?
- Литник, дубина. На этих монетах был литник. Их отливали в одной и той же форме, а для того, чтобы в процессе изготовления уходил воздух, в форме делали специальные канавки. У готового продукта эти литники отрубались и зачищались, что мы и видим на петровских и послепетровских русских монетах. Вот посмотри. - Аутлуков вытащил из шкафчика тяжелую медную плиту. - Петровский гривенник. Явное литьё. Когда появилась хорошая сталь - эти плиты проштамповали. А те, что не проштамповали, перелили на монеты.
- А на европейских что?
- В основном такая же фигня. Разумеется, золотые и некоторые серебряные таких следов не имеют. Но, они и обработаны гораздо тщательнее.
- И, опять таки, что?
- Ну, как что. Мы видим, что даже в 18 - 19 веках монеты были литые. Значит, не умели ещё массово штамповать даже в 18 - 19м веках. А, тут, понимаешь, смотри сюда - античные из Турции, Греции и Северной Африки. Смотри: литников нет, монеты похожи на штампованные.
- Не вижу проблемы. В Турции умели штамповать, а у нас нет...
- Да, как же не видишь! - Закричал Аутлуков. - Ты что, гуманитарий? Вопрос производства монет - важнейший вопрос истории. Чтобы штамповать монеты нужен пуансон - матрица из более твёрдого металла, чем металл монеты. Античность же, это вполне официально бронзовый век. Железа, якобы, или не было, или оно было крайне редко (лично я не верю в эту версию, но, она официальная). Из чего делали пуансоны для чеканки монет?
- Из бронзы?
- Бронза - хрупкая. Железо, вот, пожалуй, подходящий материал для пуансона, но, в таком случае, чем резали изображения на этих железных пуансонах? Сталь ведь официально изобрели уже в новое время.
- То есть, не могли штамповать в древности монеты? Вы, Илья Николаевич, я вижу, новохронолог. Я тоже когда-то переболел этим увлечением.
- Новохронолог? Нет. Я думаю, "новую хронологию" вбросили специально для того, чтобы отвести глаза от очевидных вещей: древние штампованные монеты действительно существуют, но делать их, согласно традиционной истории, действительно не могли. Думаю, истина - в стороне. Шизоисторики и катастрофисты объясняют более убедительно для меня-технаря: в древности была высокоразвитая цивилизация, цивилизация "богов", погибшая в результате то ли войны, то ли из-за глобального стихийного бедствия, но, оставившая после себя запасы металлов, которыми и воспользовались наши гораздо менее развитые предки. А сейчас человечество только подходит к высотам, на которых оно когда-то уже было.
К сожалению, я очень спешил на поезд, поэтому второпях распрощался, но, взял с Аутлукова слово в следующий раз обязательно вернуться к этой теме.
источник
|