Меня до глубины души поразил этот маленький пост с чудесными деревянными узорами «русского зодчества», хочу обратить внимание читателей на круглые отверстия что сделаны, для разметки и удобства, как пишет автор, нанесения рисунка. Прежде чем читать этот пост рекомендую посмотреть вот этот для того, что бы сравнить поразительную похожесть и техники нанесения узоров и узоры которые прослеживаются в официальной историографии с античных времен. То есть получается что на Волге в 18 веке «свято хранили заветы предков античных»?
далее сам пост lica_alica
Начало здесь, и в начале этом я говорила, что один из путей пополнения Фондов Государственного Исторического музея – экспедиции, организованные самим музеем. Что в 20-30-е годы прошлого века такие экспедиции, отправлявшиеся на Волгу, буквально спасали народную память и народное искусство от того, чтобы было оно сожжено или сгинуло на дне строившихся водохранилищ. Во время экскурсии по Фондам нам показали кусочек результата тех «спасательных операций».
«Глухая», «корабельная», «барочная» — все это названия вот такой резьбы по дереву. Глухая – потому что не предполагает никаких сквозных отверстий, корабельная и барочная – потому что пошла с украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов. Ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.
Маленькая комнатка Фондов, свет приглушенный – по науке для сохранности, так что не судите строго за качество фото, в них больше информации, чем этого качества.
Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припороки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.
Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли.
Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То есть, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер.
Понятно, что в это место просто так не попасть, но, по странному совпадению, встроенный в это же здание Покровский собор тоже украшен деревом и резьбой, а уж его-то от наших глаз никто не прячет…
Да и живьем по уголкам Поволжья еще немало сохранилось такой красоты и немало возводится новой. Думаю, ни один, кто по М-7 ехал, безразличным взглядом по такому не скользнул)
Еще раз большое спасибо Михаилу tushinetc, Государственному историческому музею и сообществу mosblog, без которого все мы не сошлись бы в одной точке, за экскурсию!
источник
|