(картина: Константин Юон "Штурм Кремля в 1917 году")
С 27 октября по 3 ноября 1917 года Москва расстреливалась артиллерийским, бомбометным, пулеметным, ружейным огнем. Русское оружие, в котором ощущался недостаток для обороны от сильно вооруженного неприятеля на фронте в начале войны, ныне было заготовлено в огромном количестве, однако оно было обращено не на неприятеля, а в своих же русских, на расстрел своих родных городов и святынь.
Чтобы взять Московский кремль, где оборонялся небольшой отряд юнкеров, большевики установили на Никольской улице орудия, которые прямой наводкой стали вести огонь по Кремлю.
В 17 часов оборонявшие Кремль юнкера и председатель Комитета общественной безопасности городской голова эсер Руднев, видя, что сопротивление бесполезно, подписали договор о капитуляции. Но председатель Военно-революционного комитета Московского Совета большевик Г. А. Усиевич отдал приказ о прекращение огня только в 21 часов, но и после этого Кремль продолжали обстреливать до полуночи.
В Москве говорили, что большевики прибегли к помощи военнопленных немцев-артиллеристов, которые таким образом отомстили символу Российского государства. В Кремле потом работала специальная комиссия, которая составила акт на 3 страницах под недвусмысленным названием "Разгром Кремля большевиками". Всего при штурме Кремля погибло около 2 тысяч человек.
К вечеру 29 октября началась со стороны Красной площади неистовая атака большевиков на Спасские и Никольские ворота Кремля. Огонь велся изо всех окон и подворотен, находившихся на противоположной стороне площади. Большевики подвезли бомбометы, и огонь был сконцентрирован по Никольским воротам.
Всюду, несмотря на перемирие, была заметна подготовка к решительным действиям с большевистской стороны. Большевики везли пушки и устанавливали их на площадях и больших улицах, прилегающих к училищу, рыли окопы, занимали те или иные здания, имеющие боевое значение. Перемирие явно было использовано военно-революционным штабом для усиления своего положения, нарушено самым вопиющим образом.
С утра 30-го числа заговорили пушки. Большевики били по Кремлю прямой наводкой из орудий, поставленных в Замоскворечье. Распоряжался стрельбой, очевидно, человек, не очень сведущий, потому что снаряды попали в Архангельский и Успенский соборы, сносили главы собора Василия Блаженного.
От Большого театра стреляли по «Метрополю», занятому юнкерами, по краю городской думы. Упорно старались занять телефонную станцию и, как уже говорилось выше, захватить дом градоначальника, зачем и вели наступление на Никитском бульваре.
В ночь на 31 октября ВРК двинул свои силы в наступление и обратился к Советам ряда городов, где уже установилась советскую власть, с призывом прислать подкрепление.
В Москву были направлены 350 человек из Серпухова, около 800 человек из Подольска, около 400 человек из Звенигородского уезда, 150 человек с Мытищинского завода, 500 солдат из Мызораевского гарнизона, красногвардейские отряды из Орехово-Зуева, Клина, Владимира, Иваново-Вознесенска и др.
Из Петрограда в Москву был выслан сводный отряд матросов, солдат и красногвардейцев. Всего на помощь революционным частям Москвы из других городов было направлено не менее 5 тыс. человек.
В течение 1 ноября были захвачены здания Исторического музея и Городской думы. КОБ укрылся в Кремле, по которому ВРК открыл артиллерийский огонь со Швивой горки, с Воробьёвых гор, из Китай-города и от Крымского моста.
Источник