О библейском царе Соломоне в Древнем мире ходило множество легенд. Все они сходились на том, что в правление мудрого царя наступил мир и процветание между Египтом, Израилем и Месопотамией.
В этот период благоденствия, в 950 году до нашей эры, Соломон приступил к сооружению храма, который впоследствии сделался знаменитейшим по своему великолепию и красоте.
В самом начале строительства царские инженеры столкнулись с непростой задачей: как построить огромное здание, не прикасаясь к камням никакими железными инструментами?
Дело в том, что Соломон, памятуя о словах самого Яхве, сказанных когда-то пророку Моисею на горе Синай («И устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа»), приказал возводить храм, не касаясь его железом, чтобы не осквернить его.
В поисках инструмента
Легенда рассказывает, что мудрецы указали Соломону на драгоценные камни в нагрудниках первосвященников. Эти самоцветы были огранены и отшлифованы неким инструментом, еще более твердым, чем они сами. Шамир — так он назывался. Шамир был способен разрезать то, что не поддавалось никакому железу.
Поскольку сами жрецы ничего не ведали о камнях, Соломон вызвал духов, а те открыли ему путь к шамиру и заявили, что шамир — это… червь, который размером не больше ячменного зернышка, но обладает такой силой, что перед ним не устоит даже самый твердый камень.
Словарь древнееврейского языка объясняет слово «шамир» египетским происхождением. В Библии оно означает не что иное, как алмаз, что кажется вполне естественным. Однако из археологических материалов известно, что в качестве режущих инструментов древним египтянам был доступен только кристаллический кварц (или горный хрусталь). Они не использовали алмаз, так как ничего о нем не знали.
Тем не менее в самом начале XX столетия в местечке Абусир на левом берегу Нила археологи откопали остатки пирамиды фараона Сахуры, правившего во времена расцвета Древнего царства (примерно XXV век до нашей эры).
В исключительно твердых каменных породах (граните, базальте, диорите, чья твердость по шкале Мооса — 8,5 из 10), из которых была сложена пирамида, исследователи обнаружили точно высверленные отверстия, сделанные под одним углом. Всего насчитывается свыше 30 подобных бурильных отверстий.
По примеру предков
Тогда же английский археолог Флиндерс Петри обратил внимание на камнерезную технику древних египтян. «При сверлении гранита, — писал Петри, — на сверла действовала нагрузка не менее 2 тонн, так как у гранитного керна шаг спиральной риски, оставленной режущим инструментом, равен 2,5 мм при длине окружности отверстия 15 см… Такую геометрию спиральных рисок нельзя объяснить ничем, кроме как подачей сверла под огромной нагрузкой…»
Таким образом, буровые работы в Абусире, то есть колонковое бурение скальных пород, можно объяснить только применением техники, аналогичной нашей. Но произвести подобное не смогли бы даже самые искусные бурильщики времен Древнего царства, ведь они пользовались только доступными им инструментами из меди — ручным буром и долотом.
Однако сомневаться не приходится: для выполнения сложных буровых работ применялась некая специально предназначенная для этого техника.
У Петри не было объяснения этой загадки. Также не мог он объяснить, каким инструментом были вырезаны иероглифы на диоритовых чашах IV династии (возраст около 5 тысяч лет), которые он отыскал в Гизе.
Изображение шамира в виде червя, поедающего камни
В египетских музеях можно увидеть большое количество сосудов, относящихся к древнейшим временам и выточенных из самых твердых пород. Свыше 30 тысяч экземпляров каменной посуды было найдено под ступенчатой пирамидой Джосера в Саккаре (кувшины, вазы, тарелки и прочая утварь). Найденные сосуды демонстрируют высочайшее качество исполнения.
Но еще не изобретено инструмента, которым можно было бы вырезать вазы такой формы, потому что он должен быть достаточно узким, чтобы пролезать через горлышко, и достаточно прочным, чтобы им можно было бы изнутри обработать заплечики и скругленные по радиусу поверхности.
На сегодняшний день следы «божественного инструмента» обнаружены и в других культурах, но вряд ли мы сможем понять, что он собой представлял на самом деле, ибо, выполнив работу, как правило, мастер забирает инструменте собой…
Михаил ЕФИМОВ, журнал "Загадки истории" №42 2016