Добро пожаловать в парк Сергиевка, что находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен (но немногим) как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX (пишу прописью: «девятнадцатого», зачем – объясню позже) века.
Первоначально здесь было несколько «приморских мест» Петра Первого. Их владельцы: царевич Алексей, Пётр Второй (до коронации), графы А.И. Румянцев, П.А. Румянцев-Задунайский, В.Л. Долгоруков.
В 1820-м году все эти небольшие поместья были собраны в одну усадьбу Кириллом Нарышкиным, который и создал здесь парк со множеством построек.
В 1839-м имение было куплено у Нарышкина в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая Первого, Марии, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. После чего сюда были вложены немалые средства с целью создания райского уголка для царской дочки. В планировке парка принял участие П. Эрлер, создававший Петергоф.
Такова, вкратце, история.
А теперь то, о чём хочу рассказать: если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, перед нами откроется невероятное зрелище – огромная, каменная, наполовину вросшая в землю… ГОЛОВА!
Откуда она там взялась, кто её туда притащил, и когда – великая тайна, покрытая мраком. Её называют «Стариком», «Адамовой головой», «Самсоновой головой», «Русичем». Есть гипотезы:
- что она создана в 1800 г. по велению Павла Первого архитектором Броуэром.
- что у неё некогда был шлем, о чём свидетельствует отверстие на переносице, сделанное для крепления защитной пластинки и некая «недоделанность» черепа.
- что это голова Петра Первого, выточенная мастером Петергофской Гранильной фабрики в благодарность за то, что сам царь-амператор крестил дочь сего мастера (Какая, однако, гипертрофированная благодарность! И почему только голова?).
- Пушкин видел это произведение искусства будучи совсем молодым, в 1818-м, отчего и вдохновился впоследствии на описание образа говорящей головы богатыря из «Руслана и Людмилы».
Фото для визуального определения размера артефакта
Подытожим:
- парк распланирован и обустроен после 1839-го.
- голова явно существовала до этого момента, она находится настолько ниже уровня проходящей мимо дорожки, что давность её появления здесь очевидна.
- она НИКАК не соответствует по стилю ни одной из тамошних скульптур.
- и, вообще, откуда сей языческий гигантизм а-ля ольмеки-из-южной-америки в России, рядом с православной «домашней» церковью?
- усадьба находится в плачевном состоянии, экскурсий туда не водят – что, рассказать нечего?
Герцог, супруг Марии Николавны, был человеком умным и влюблённым в разного вида искусства. Он также написал несколько работ по гальванопластике, а в 1854-м открыл своё «Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение», где с успехом занимался изготовлением статуй и барельефов, и даже делал что-то из убранства Исаакиевского собора.
Он мог добаловаться со своей гальванопластикой до вот такой совершенно потрясающей головы. Но – проблема в том, что сия штуковина мирно врастала в землю и ДО появления славного герцога Максимилиана.
Вопрос – так КТО ЖЕ ЕЁ СОЗДАЛ? Нет ответа….
Напоследок несколько фото из серии "допотопный Санкт-Петербург". Великолепные мостики и усадьбы в так называемом "античном" стиле, идеальная кладка из каменных (гранитных) блоков (ровных или с фаской по краям), колонны, статуи, портики...
|