На Синайском полуострове, на берегу Красного моря, до высоты 120 метров над его уровнем возвышается гора Джебель-Накуг. В переводе на русский язык — «звенящая (колокольная) гора». Гора действительно звучит. Сначала путешественник слышит будто жужжание волчка. Тональность звука то повышается, то понижается, он то таинственно замолкает, то опять возобновляется. И чем выше человек взбирается на гору, тем громче и продолжительнее звуки.
Многие учёные наблюдали это явление и с целью посмотреть, что же там на самом деле происходит, взбирались на гору. Подъём очень труден: гора состоит из белого хрупкого песчаника, покрытого наносом чистого песка. Когда один немецкий учёный — Ситцен — полз на коленях по склону горы вверх, наносный песок катился из-под его ног вниз. При этом происходили чудеса: под его ногами земля застонала; звучали скалы и ближайшие пропасти. Грохот и стон стояли повсюду. Когда Ситцен достиг вершины Джебель-Накуг, ему показалось, что земля начала колебаться, от грохота у него закружилась голова.
Джебель‑Накуг на берегу Красного моря
Взбирались на синайскую гору два англичанина — Ге и Уэльстед. Они тоже слышали, как она звучит. Сначала звуки походили как будто на нежный звон арфы. Через несколько мгновений они переменились и стали походить на визг, будто кто-то водил гвоздём по мокрому стеклу. Немного спустя звуки сделались похожими на отдалённый гром, который, казалось, потрясал всю гору. Скала, где сидели путешественники, колебалась, их верблюды не на шутку испугались.
БАРАБАННЫЙ БОЙ
Явление, возникающее на Джебель-Накуг, не единственное в своём роде. Поблизости от Кабула возвышается гора Рег-Раван, что значит «колеблющаяся».
Подобно синайской, она покрыта пластом белого песчаника. Когда несколько человек сходят с горы, то раздаётся громкий звук, похожий на барабанный бой.
«Поющие пески» имеют достаточно широкое распространение на земном шаре, а их «пение» весьма разнообразно, и общим является лишь то, что пустынные пески «поют» на более низких нотах, а прибрежные — на более высоких.
Первое описание поющих песков оставлено в Китае более тысячи лет назад. В провинции Ганьсу был известен холм высотой 150 метров. Между вершинами этого холма как будто находилось отверстие, которое не могли засыпать пески — настолько оно глубоко уходило под землю. В Праздник дракона жители поселений взбирались на холм и скатывались под его «пение», подобное барабанному бою. Необычайные звуки возникали на этой горе и сами по себе, без видимой причины.
Провинция Ганьсу
На перуанском побережье странное явление, производящее звуки, подобные барабанной дроби или тарахтению моторной лодки, вызывало суеверный ужас у индейцев. Они считали пески заколдованными, остерегались их и обходили далеко стороною, так как были убеждены — звуки издают пляшущие мертвецы.
В России «поющие пески» известны на Кольском полуострове, Терском береге, на байкальском побережье полуострова Святой Нос, в театре/студии рисования песком Sand-Show и в ряде других мест. Геолог В.К. Маляревский рассказывал о «пении» песка на Кольском полуострове: «На мои шаги песок пляжа ответил глухим ворчанием. Я топнул ногой, песок взвизгнул... Налетевший порыв ветра взметнул песок, и вокруг меня всё запело, зазвенело. Поразительна была при этом чистота звука, напоминавшего переливы флейты... Мешочек, в который был взят образец песка, при встряхивании точно взлаивал. Если я пытался мешочек помять, он начинал хрюкать и взвизгивать, как поросёнок...»
Осень на Кольском, полуостров Рыбачий
«ПОЮЩИЙ БАРХАН»
Особенно громкий голос у 150-ти метрового бархана в Алма-Атинском национальном парке «Алтын-Эмель» на правом берегу реки Или. Феномен природы — «Поющий бархан» знаменит тем, что в сухую погоду его пески издают звуки, похожие на мелодию органа. Его гул и дрожание вызываются едва заметным осыпанием песка по склону, звук столь сильный, что иногда слышен за несколько километров. Люди, посетившие это любопытное место, рассказывают: если в безветренный день подняться на вершину бархана и сбежать по его склону вниз, возникает громкий, необычный звук, напоминающий рокот двигателей летящего самолёта.
Поющий бархан
Егерь Кудинов, работавший в заповеднике, на вопросы журналистов, отвечал: «Кто говорит — поёт, кому слышится, что плачет. Местные жители сказывали, что в эту гору Аллах когда-то засадил шайтана, ну тот и воет, просится на волю. Но, по-моему, он гудит. Иной раз очень громко, прямо как пароход. У нас даже стёкла дрожат... Чаще по ночам. Мы по нему погоду узнаём. Когда «верховка» дует, он молчит. Загудел — значит, ветер меняется. А к дождю звук прерывистый, будто бормочет, как старый дед».
Алтын-Эмель
У подножия «поющего бархана» не раз белели экспедиционные палатки — приезжали исследователи из Алма-Аты, прилетали московские физики, питерские геологи. Сотни магнитофонных записей были сделаны здесь и проанализированы в лабораториях с помощью современной акустической аппаратуры. Но однозначного исчерпывающего ответа на вопрос, почему поёт бархан, нет по сей день. Есть только новые вопросы и лишь в какой-то степени правдоподобные предположения.
ПЕСОК И ЧЕЛОВЕК
Заинтересовавшись звучанием песка бархана на реке Или, геологи решили определить разность электрических потенциалов между землёй и воздухом. Не изменяется ли она, когда песок начинает свои песни? Когда группа исследователей прибыла на место, выяснилось, что он «поёт» далеко не каждый день. Ждать наши люди не любят, и геологи решили вызвать лавину песка искусственным путём. Но когда это было сделано, произошло совершенно неожиданное. В тот момент, как масса песка хлынула вниз и бархан заревел, участники эксперимента почувствовали... страх! Тянуло бросить опыт и бежать куда глаза глядят. Мало того, у геолога возникла острая боль в области солнечного сплетения, а одна из лаборанток позднее говорила: «Во мне всё словно перевернулось».
Байкальское побережье полуострова Святой Нос
Что могло стать причиной столь необычного, пугающего воздействия «пения» песка на человека? Пока можно лишь догадываться. Но исследования последних лет привели учёных к выводу, что инфразвук большой мощности оказывает на психику человека вредное воздействие, вызывает паническое настроение, беспричинный страх. Другие частоты провоцируют состояние усталости, чувство тоски или же морскую болезнь.
Движущиеся пески ревущего бархана, безусловно, порождают опасные неслышимые инфразвуки. Некоторые учёные считают, что звуки рождаются при трении множества песчинок друг о друга. Песчинки покрыты тонким налётом соединений кальция и магния, и звуки возникают наподобие того, как если по струнам скрипки проводят смычком, натёртым канифолью.
Другие исследователи полагают, что основная причина заключена в движении воздуха в промежутках между песчинками. Когда бархан осыпается, промежутки между песчинками то увеличиваются, то уменьшаются, воздух то проникает в них, то выходит. При этом и возникают звуковые колебания. Есть и такое объяснение: звуки вызываются электризацией песка. Благодаря трению песчинки «поющей горы» заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой. А это вызывает звуки, как при обычном электрическом разряде.
Взгляды научных работников сошлись лишь в том, что поёт только сухой песок. Утром, когда воздух холоден и песок влажен, нельзя добиться звучания. Точно так же: сразу после дождя пески не звучат. Зато, когда верхний слой начинает подсыхать и сдвигаться под действием ветра, появляется звук и становится сильнее. Учёные объясняют это тем, что во время дождя могли быть вымыты глинистые загрязнения. Такое периодическое промывание улучшает структуру песка.
«Поющие пески», несмотря на всю доступность их для непосредственного изучения, — до сих пор ещё одна из загадок природы, ждущих объяснения.
Источник
|