На пустынном крымском берегу пирамида... из неё вырываются матросы... это их последний бой... они это знают...
О мертвых героях вспоминают не часто, обычно это делают политики к юбилею, чтоб примазаться к чужой славе, их помощники отслеживают даты, а референты строчат релизы. Да и черт с ними.
Я просто сегодня увидела памятник этим героям вот и пишу... . Кто знает - вспомните, кто нет - поразитесь героизму наших дедов и прадедов.
То, что они смертники, десантники поняли, когда начался шторм. Но давайте о всем по порядку.
5 января 1942 г. в Евпатории с целью отвлечения вражеских сил от осаждённого Севастополя и с Керченского полуострова был высажен десант 700 человек.
Противник направил против них из-под Севастополя пехотный полк, 2 батальона и несколько батарей. Штормовая погода помешала оказать помощь десантникам.
Высадившись на берегу советские матросы атаковали Евпаторию.
Основные силы гарнизона составляли румынский артиллерийский и кавалерийский полки, всю внутреннюю службу несли полицейские подразделения, сформированные из крымских татар. Эти обстоятельства способствовали тому, что большая часть города довольно быстро оказалась в руках десантников.
Ожесточенное сопротивление им пришлось встретить лишь у гостиницы «Крым», на крыше которой немцы успели установить крупнокалиберные пулеметы, да у здания поликлиники санатория «Ударник», где располагалось гестапо. И если гостиницей моряки все же овладели, то гестаповцев даже в кровавой рукопашной, вспыхнувшей во дворе и на первом этаже поликлиники, одолеть не смогли: те дрались с отчаянием обреченных и в плен не сдавались.
Зато на других направлениях десантникам сопутствовала удача. Группа разведчиков капитан-лейтенанта Литовчука забросала гранатами береговую батарею, на мысе Карантинный, и захватила расположенную там же электростанцию. Еще две батареи у складов конторы «Заготзерно» уничтожила рота старшего лейтенанта Шустова.
Перебив немногочисленную охрану, морские пехотинцы ворвались в лагерь для военнопленных и освободили более 500 находившихся в нем бойцов и командиров Красной Армии. Около 200 из них оказались в состоянии держать в руках оружие. Тут же был сформирован отдельный отряд, который присоединился к основным силам десанта и вступил в бой. На свою беду именно на их пути оказалась городская больница с ранеными немецкими солдатами: вчерашние пленные убивали их без выстрелов — прикладами, штыками, ножами. И вряд ли за это их можно осуждать…
Тем временем отряд милиционеров и пограничников во главе с капитаном Березкиным занял управление городской полиции и жандармерии. Им в руки попали личные дела всех изменников родины, изъявивших желание служить оккупантам, списки полицейской агентуры и осведомителей. Сейфы с этими и другими важными документами были тут же доставлены на берег и на одном из морских охотников отправлены в Севастополь.
Одновременно в городе вспыхнуло восстание, в котором участвовала часть населения города и прибывшие на подмогу партизаны.
Начавшийся на море затяжной шторм помешал оказать помощь десантникам и высадить в порту подкрепление (уже погруженное на корабли
3 дня они сражались с превосходящими силами врага. ТРИ ДНЯ без надежды победить или выжить!
Из семисот десантников осталось в живых меньше сотни.
Евпаторийский десант отвлёк часть сил противника от Севастополя, а также способствовал закреплению успеха советских войск на Керченском полуострове.
Завершив ликвидацию десанта, немцы расстреляли на Красной Горке в Евпатории 12 640 стариков, женщин, детей и раненых советских моряков.
Владимир Высоцкий был поражен подвигом советских моряков, в их честь он написал песню "Черные бушлаты"
источник
|