Место «Пуэрта де Хаю Марка» расположено в Перу, недалеко от города Пуна на берегу озера Титикака и в переводе с местного языка означает «Ворота Богов». Эти семиметровые ворота в 1996 году случайно обнаружил альпинист Хосе Луис Дельгадо Мамани во время очередного поиска новых мест для скалолазания. С тех пор это необычное место служит постоянным предметом исследований для археологов и учёных.
Некоторые люди, прикасающиеся к участку каменных ворот близкому к выемке под ключ, молвят о непередаваемых ощущениях или видениях, в которых они наблюдали звёзды, столбы огня, а также слышали музыку. Другим свидетелям виделся в скале тоннель, хотя подробное компьютерное сканирование не выявило никаких полостей. С другой стороны абсурдно предполагать, что столь сложная обработка скальных пород была сделана лишь с декоративной целью.
На юго-восточной оконечности основного массива в скале Aramu Muru расположен портал:
Местные называют его "Puerta de Hayu Marca" - "Врата Богов". Рассказывают легенды о том, что человек может исчезнуть в этом проёме, а также, что видели высоких людей, проходящих сквозь этот портал в окружении светящихся шаров.
Представление о масштабе:
Детали:
В центре портала - углубление, по стенке сочится вода:
Путь к порталу. Портал к нам боком, слева от людей:
Над порталом вот такой "балкон". Или "трибуна"?
В северо-западном направлении плоскость портала ориентирована на будущий Северный Полюс (по мемокоду) и реплику Стоунхенджа возле Мерихилла, шт. Вашингтон, США ( 45°41'39.78"С 120°48'21.51"З).
В километре с небольшим (1,12 км = 0,01°) от портала к северо-западу на конце одного из гребней - башня (приписывают инкам):
Ближе:
Нигде вокруг Титикака нет ничего подобного этим скалам. Есть в Антарктиде, но совсем иного масштаба.
Поблизости от врат не было обнаружено никаких археологических следов — ни петроглифов, ни остатков каких-либо построек. Таким образом, с археологической точки зрения памятник не может быть датирован. Равно как невозможно определить с научной точки зрения его предназначение.
Но нашелся исследователь-энтузиаст Хосе Мамани, который подошел к этой проблеме с иной стороны. Он использовал комплекс сложной аппаратуры, регистрирующей различные виды электромагнитных колебаний. Результат эксперимента оказался ошеломляющим. После включения аппаратуры врата начали атаковать огненные шары, воздух сгустился и стал вязким.
Местные старейшины, сопровождавшие ученого, опустились на колени и лишились чувств. После окончания эксперимента пришедшие в себя старейшины поведали о том, что распахнувшиеся врата впустили их в обитель предков — безбрежный огненный океан, насыщенный электричеством и наполненный кристаллическими образованиями синего цвета. Так, по их мнению, выглядели обитатели того мира.
Тем временем есть и другие "врата богов"
На западе Турции на территории древней Фригии расположены еще одни врата, которые сегодня называют храмом Кибелы (Матери богов).
Это тоже отдельно стоящая плоская скала, на одной поверхности которой вырезаны врата размером 16 на 17 метров. В отличие от предыдущих врат, поверхность фригийских покрыта резным геометрическим орнаментом, а собственно дверь обрамлена пилонами и перекрытием. Возможно, фригийцы тоже использовали более древние врата, покрыв их орнаментом и посвятив Матери богов.
На востоке Турции на берегу озера Ван расположены остатки древней столицы урартского царства Русахинили. Город по оф. истории был возведен царем Русой I в конце VIII века до "их эры". На территории этого памятника есть отдельно стоящий утес, в вертикальной стене которого тоже вырезаны подобные врата. От перуанских они несколько отличаются конструкцией и формой.
В армянской традиции этот памятник называется Врата Мгера. Мгер, он же Митра в древнеиранской традиции, являлся богом Солнца. В армянском эпосе «Сасна црер» есть два персонажа с именем Мгер (Михр) — Старший и Младший (внук предыдущего, сын Давида Сасунского). Мгер Младший, встречаясь со своим отцом Давидом, сражается с ним, не зная, что это его отец, и побеждает его.
Униженный Давид проклинает Мгера, обрекая его на бездетность и несчастье. Мгеру не удается победить несправедливость в мире, земля перестает держать его и его коня, и он вязнет в земле. Посоветовавшись с могилами своих предков, Мгер получает их завет ждать наступления справедливости в скале. Он ударяет по скале мечом, она расступается, впуская его вместе с конем. Периодически Мгер выходит из скалы и проверяет, наступил ли справедливый мир. Если это случится, то он сможет покинуть скалу навсегда.
Это прямоугольная ниша, тремя ступенями врезанная в скалу. Ее примерные размеры 2 на 5 метров. По бокам ниши имеются обширные надписи, сделанные клинописью. В них говорится, сколько быков и овнов необходимо преподносить богам. Но вовсе не исключено, что сама ниша была сделана до основания здесь урартского города. Более того, можно предположить, что выбор места для новой столицы царства был обусловлен сакральной природой этого места.
|