Сказание о Бэтмене начнём блатным шансоном – «Нас с Нью-Йорка два громилы...»
Художник Боб Кейн (в девичестве Роберт Кан, с местечковыми восточно-европейскими корнями) и писатель Билл Фингер (по ходу, из галицийских ашкеназов) прославлены как создатели образа Бэтмена (1939), хотя официально единственным автором персонажа является Кейн.
Создавался Бэтмен как конкурент Супермену – в издательско-долларовом, ясен пень, смысле, – а на деле был спионерен из нескольких источников, гл. обр. из немого фильма «Летучая мышь» (1926) и его звукового римейка «Шёпот летучей мыши» (1930), откуда было слизано буквально всё, включая летуче-мышиный знак, проецируемый на стену. Заодно громилы-соавторы (это не шутка; сведущий ребе Симха Вайнштейн прямо намекает на их участие в уличных молодёжных бандах Нью-Йорка) прихватизировали образ Джокера – они нашли его в фильме «Человек, который смеётся» (1928). Только роли персонажей поменялись – Бэтмен из преступника стал героем, а широкоротый Гуинплен из страдальца сделался злодеем и садистом. Хотя ребе Симха и для Джокера доброе слово нашёл, объявив его чуть не воплощением неунывающего национального духа, который шутками-прибаутками и невинными шалостями врачует раны своей измученной души.
К слову, сюжет «Вампиров» смутно напоминает события в Готэм-Сити: «Париж находится во власти террора, против которого полиция бессильна. Преступная организация, известная как Вампиры, совершает погромы, убийства, грабежи, похищения. Их поступки отличаются точностью и дерзостью. Ничего не известно о банде злодеев за исключением того, что у них во главе Великий Вампир и его соблазнительный партнёр, Ирма Веп» (из Википедии).
Хотя – парням из уличных банд всякая мифология по фигу, в т.ч. праотеческая. Таких ребят правоверие одолевает лишь на склоне дней, где-то между развитым атеросклерозом и торжествующим Альцгеймером, по принципу Васеньки Буслаева «Смолоду много бито-граблено, под старость надо душа спасать». Сомнительно, что Кейн и Фингер были шибко воцерковленные. Судите сами – золотое детство прошло на грязных улицах Бронкса, в кровопролитных тёрках с бандами ирландскими и итальянскими, которые тоже отстаивали свою этническую идентичность. Потом будущие креаклы остепенились, стали посещать теннисные корты (свои кошерные, конечно – в англосаксонском обществе тогда местечковую братию не привечали, да и сефарды воротили от них нос), распускать перья перед девчонками и вообще пробиваться в люди. И тут вдруг предложение – превзойти успех Супермена или хотя бы поравняться с ним. Победитель получает много баксов! При выборе между Торой и пачкой долларов лишь замшелый упёртый ортодокс с пейсами до пояса предпочтёт кожаный свиток.
В Европе с кожистыми крыльями принято было изображать сами знаете кого.
Блаженный Августин и дьявол, картина XV века -
Неудивительно, что с такими же крыльями изображали и т.н. Равеннского монстра, родившегося в 1512 году –
А вот его изображение образца 1890 года. Почти Бэтмен! И шлем с ушами, и плащик с намёком на крылья -
С годами Джек мельчал и мутировал в заурядного кладбищенского монстра -
В наши дни образ Джека окончательно опошлился - всё больше косит под трэш или под алиенов -
Жару Англии подбавил сериал готических ужастиков «Варни-Вампир, или Кровавый Пир», выходивший в виде грошовых иллюстрированных брошюр «penny dreadfuls» в 1845-47 г.г. (одновременно с сериалом о Суини Тодде) и вышедший как книга в 1847 году – сочинение из 220 глав и примерно 667000 слов! Брэм Стокер со своим Дракулой отстал от этого эпоса ровно на полвека. Присмотревшись к обложке «вампирского пира», вы без труда найдёте там и знаковый широкий плащ, замаскированный под саван, и крылья нетопырей…
Далее был фильм «Знак Зорро» (1920) с Дугласом Фэрбенксом (персонаж Зорро создан Джонстоном Маккалли в 1919-ом на основе истории ирландского авантюриста XVII в. Уильяма Лампорта, приключавшегося в Мексике).
Кейн и Фингер честно сознавались, что заимствовали из фильма мотив богатого и влиятельного человека, который живёт двойной жизнью и по ночам в маске борется за справедливость. Однако, сдаётся мне, образ Зорро-Фэрбенкса не только отец Брюса Уэйна (Бэтмена), но и внук Джека-прыгуна –
Раз прыжок -
Два прыжок -
Фильм «Летучая мышь» (1926) –
...и справа -
Так-то, кукусики...
Фильм «Шёпот летучей мыши» (1930) –
Помог Кейну с Фингером и палп-мэгэзин «The Shadow» (Тень), издававшийся с 1931 по 1949 год – сериал о Тени, загадочном супергерое, который борется с преступностью и несправедливостью. Присмотревшись к образу Тени, нетрудно увидеть в нём кое-какие знакомые черты…
Вот, собственно, и вся история о тех фруктах, из которых был сварен компот «Бэтмен». Или об овощах, из которых замесили винегрет того же имени. Знаковой фигурой (впрочем, в ряду многих и равных) Бэтмен стал по тем же причинам, что и Супермен – «высок, строен, белокур», месит злодеев направо и налево. Плюс ещё летуче-мышиный плащ и ушастый шлем придавали ему злодейски-тёмного очарования, не забытого зрителями «The Bat» и «The Bat Whispers». К моим любимым тотемным героям он не относится – Бэтмен ряженый, а не урождённый сверхгерой. Джек-прыгун, при всех его несимпатичных чертах, как герой интереснее – в нём есть тайна, а Брюс Уэйн просто не наигрался в Зорро.
А закончился феномен сами знаете чем -