Какими удивительными и непостижимыми путями порой приходит к нам вдохновение! Как трудно бывает найти этот неуловимый невидимый эфир, удержать, приручить. Какие муки терпят те, кто никак не может настроиться на нужную волну...Нас вдохновляют музыка, природа, стихи, произведения искусства... что ещё? Много чего, например старинные легенды вроде этой:
Что за неведомый город описывает шведская писательница Сельма Лагерлёф в своей сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями"? Античность, раннее средневековье, богатый ремесленный город-порт на Балтике, торговавший со всем миром? Что-то не припомню такого из известных... Впрочем, фрау Лагерлёф могла и выдумать Винетту вместе с говорящими гусями. А вот и не могла! Книга была написана ею по госзаказу отдела образования Швеции в 1907 г. и должна была в увлекательной форме знакомить детей с историческими и географическими фактами. Значит Винетта в Швеции, Германии известный факт? Ещё какой известный!!! Немецкий журнал "Историк-марксист" за 1936г сообщает, что Третий Рейх усиленно пропагандировал поиск и раскопки древнейшего мегаполиса, гордился наличием в Германии средневекового предшественника технической гигантомании Рейха!!! А финансирование являло собой аттракцион невиданной щедрости! Но...говорят, что после личного посещения Гитлером археологического раскопа щедрость как-то заметно поубавилась! Почему? А ему показали найденные артефакты! Город населяли славяне! (Кстати, Гитлеру наверняка сообщили, что завоёвывал и ассимилировал местные славянские земли с 1143г Адольф|| Гольштейнский. Символично! Наверняка, Гитлер уже мнил себя Адольфом||| Новым Освободителем Земли от славян. )
Итак, давным-давно, более тысячи лет назад на южном побережье Балтики (в древности Варяжское море) в устье Одры на острове Волин располагался большой торгово-ремесленный город-порт. Хроники называют его Yumne, Iumne, («imne» - пчеловодство), Юмне (город света), Йом, Йомсбург, Винетта - город, где живут венеты( венды, иногда инды - многочисленное славянское племя, пращуры многих современных славянских народов, в том числе русских, украинцев, белорусов). А сами славяне называли свой город - Волын, Волынец, от слова "вольный". Вот что говорят немецкие хроники: " Роскошные дома в нём были украшены окнами из цветного стекла. Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в дома. Позолоченная черепица отражала солнечный свет и...наполняла улицы жёлтым сиянием. Мужчины в Винетте носили дорогие одежды, отороченные мехами с роскошными головными уборами, женщины были затянуты в бархат и шёлк, а тяжёлые золотые украшения с драгоценными камнями обвивали их шеи. Вино там пили из золотых кубков, а пряли золотыми веретёнами...".
А вот что писал о Винетте немецкий учёный Адам Бременский( 11век): « Славнейший город Юмне.. больше и красивее любого города в Европе. (!) Населяют его славяне и другие народы, греки, варвары. Приезжие саксы также получают равное право проживать вместе со всеми, моряков, торговцев, ремесленников – всех ждет здесь гостеприимный прием. Но только если они не исповедывают христианство. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим идолам. Впрочем, что касается гостеприимства, не найдётся ни одного народа, более радушного и достойного уважения. Город этот богатый товарами всех северных народов, имеет всё, что есть приятного или редкого. Там имеется так же и маяк на высокой башне.» (Маяк?! В 8-11 вв?! Вот почему "город света". Но, на минуточку, официально на этих берегах известные маяки впервые появляются в 14-15вв... )
Славянский город с многонациональным населением, однако! Языческий, а греков-христиан принимает, только запрещает проповедь. Для сравнения: языческий Рим выискивал и уничтожал христиан с маниакальной одержимостью не взирая на пол и возраст; христиане, получившие в 313 году закон, запрещавший преследование за веру (миланский эдикт), первым делом, забыв все слова Христа о любви и кротости, устроили в Риме грандиозную резню инакомыслящих, а придя к власти организовали гонения на язычников, переплюнув в разы своих бывших преследователей. (Как это ни горько осознавать современным христианам.) На фоне этого нескончаемого кровавого месива Волын-Винетта выглядит реальным образцом рая на земле. Самый большой, красивый и богатый город в Европе первого тысячелетия!!! И так мало известен!?
...Гостеприимство было возведено в Винетте в ранг закона: в каждом дворе стоял стол с яствами специально для проголодавшихся случайных прохожих. Хозяин не имел права отказать просящему в ночлеге и гостеприимстве; а если становилось известно о подобном случае, соседи обязаны были сжечь такой дом! Отказа не случалось, чему несказанно удивлялись заезжие нищие иностранцы, а в Винетте изумлялись: "Ну кем надо быть, чтобы побираться, когда кругом столько возможностей разбогатеть!" В 10 в Европу посетил путешественник-дипломат (он же работорговец) из арабской Испании Ибрагим ибн Якуб, сообщавший, что земли острова сплошь леса, пастбища и плодородные илистые низменности, где собирали по два урожая в год!!! А рыбы, морепродуктов, мяса, дичи, мёда, овощей,фруктов, круп, хлеба несть числа! В Винетте даже наряду с известными " медами стоялыми" и квасами употребляли виноградные вина. ( Балтика! Средневековье!)
Приезжих скандинавов ( шведов, данов и т.д.) приводили в неистовое удивление многоэтажные дома Винетты! Ведь даже самые именитые конунги викингов в те времена почитали за особую роскошь просто отдельный деревянный дом, а остальные и вовсе довольствовались либо длинными общими домами, либо полуземлянками, а чаще просто землянками (протопить легче). Высокие дома - это ж только в Риме, Византии! Оказывается, не только. Вот откуда пришли к нам сказки про царевну в высоком тереме, что выйдет замуж за того, кто доскачет до неё на лихом коне!
Существовал в городе языческий храм. Причём, не костёр на полянке, а именно полноценное здание с культовой статуей из чистого золота и...колоколами, созывавшими горожан в храм своим малиновым звоном. (Остатки фундамента найдены и изучены.)
Здесь же производились суды, вече и все значимые события города.
При храме жил священный конь, принимавший участие в каком-то обряде - коню завязывали глаза и вели через связанные пучками копья, следя, каким копытом он перешагнёт те или другие копья. По тому, что именно замечали, делали свои выводы и прогнозы на ближайшее будущее. ( А у нас сегодня гадают на осьминоге...)
Ещё ибн Якуба поразило отсутствие рабов( скорее огорчило). Все жители свободны!!! Приезжие рабы обретали свободу после специального обряда инициации (что-то вроде нашего принятия гражданства).
Власть принадлежала выборным старейшинам! (про феодализм раннего средневековья не забываем). Важные решения принимались сообща на вече в храме. А налоги платили лишь Великому князю острова Рус или Руяна (ныне Рюген), держащего власть над всей огромной державой Поморья. ( но это другая история).
По городу имели хождение " некие лоскуты, кои всегда можно было обменять на товары или золотые монеты" в рамках острова Волына.( Так вот, где придумали бумажные купюры!) А традиционная наука сообщает, что первые банковские векселя в Европе являются изобретением тамплиеров и в гораздо более поздние времена. На "лоскутах" явно была надпись. Письменность?! Выходит - да! В храме велась летопись с полной хронологией событий на деревянных дощечках! А население поголовно было грамотным, что явствует из найденных надписей бытового характера. Они умели писать задолго до рождения братьев Кирилла и Мефодия! Некоторые деревянные таблички найдены и находятся в стадии расшифровки. Буквы напоминают руны. А найденные археологами творения искусных ремесленников Винетты вполне сравнимы с лучшими образцами античности. В городе работали ювелиры, кузнецы,оружейники, резчики по кости и дереву, гончары, художники, ткачи, вышивальщики , здесь даже знали токарный станок. Вот лишь некоторые образцы найденного:
Резные костяные гребни, бронзовые ключи, деревянные резные рукоятки.
Бронзовая фигурка оленя, подвеска, серебряная пряжка, бусы, деревянные резные амулеты и рукоять. Предметы исчислялись сотнями, там были ножницы, шпоры, замки, кольчуги, оружие, весы и многое другое. Нашли даже мощёные деревом улицы, с удивлением описанные в некоторых хрониках. Волын держал в своих руках всю торговлю Варяжского побережья и являлся настоящей оптовой базой лучших товаров и ярмаркой самых искусных мастеров!!! В окрестностях города найдена треть кладов со всей Балтики! А вот что пишет "Сага о Йомсвикингах": "Вскоре там был построен большой, хорошо укреплённый град, часть которого находилась на мысу и окружена была морем. Там была гавань, где могло разместиться 360 длинных ладей, да так, что все они находились бы под прикрытием городских укреплений. Всё там было устроено так хитро, что вход в гавань перекрывала большая каменная арка с башней и катапультами. На входе в бухту были установлены железные ворота, запирающиеся изнутри".
Город, лежащий ниже уровня моря, обязан был, защищаясь от постоянных подтоплений, научиться строить плотины и шлюзы, в чём волынцы преуспели не хуже римлян. Плотина, закрывающаяся гавань, катапульты на башнях, маяк! А ещё, недалеко от городской черты на Серебряной Горе располагалась крепость воинов-йомсвикингов, готовых в любой момент защитить город от непрошенных завистливых гостей, что им долгое время удавалось и Волын-Винетта, оставаясь непобеждённой, процветала и увеличивалась.
Историк В.В.Фомин сообщает, что в 9 веке город занимал 50 га, население насчитывало 5-10 тысяч человек, а в 11веке уступал лишь Константинополю.( Сравним: в те же времена Шведская столица Бирка - 12 га, Хедебю - 24га, с населением около тысячи, в тогдашнем Лондоне около 5 тысяч) И это только раскопанная часть. Передовые технологии, огромные размеры, беспрецедентное богатство конечно давали повод для написания о Волыне сказок и былин, которые распространялись и сохранялись в веках певцами-сказителями, за что им наша немеркнущая благодарность.
Былина о Дюке повествует о том, как "... из того славна й Волын-града" отправляется боярин Дюк Степанович "...на й святую Русь-матушку в стольный Киев-град". Из текста понятно, что приехал он просить у князя Владимира разрешение на торговлю. Но, не послушав предупреждения матери помалкивать, не сдержал своего разочарования и давай за княжеским столом с апломбом критиковать местные обычаи: "Что ж в Киеве у вас всё не по-нашему... а дороженьки...грязь-то по колен, замарал я сапоги зелен сафьян, забрызгал цветно платьице...а мосточки неровные - медведь ногу сломит...дома деревянны - крыши осиновы...стены-потолки не расписаны, скатерти забраны(?)...не могу есть ваших калачиков крупивчатых...они у вас призадохнулись...не могу пить зелена вина...пахнет на затохаль великую... и у тебя, Владимир-князь, и у княгини Апраксеи платье, как у наших самых бедных..."
При этом эстет-Дюк противопоставляет увиденной "убогости" нереальную роскошь Волына и собственное немерянное богатство. Владимир обиделся и решил вывести хвастуна на чистую воду, уличив во лжи и опозорив! Пришлось Дюку на деле доказывать, что он действительно богат, а не пустослов. По условиям спора с Чурилой Пленковичем оба должны были три года подряд каждый день, не повторяясь, одевать новую дорогую одежду. Дюк выиграл!
Но князь, не веря в запредельное богатство Дюка, приказывает отправиться вместе с ним в Волын своим подручным посчитать и переписать всё имущество. Убедиться в неправомочии хвастуна и нахала. Переписчики своими глазами увидели и золотые крыши домов, и мощёные улицы, и служанок в доме Дюка, одетых по-княжески. А в конце Владимир получает письмо, в котором его посыльные пишут, что требуется продать весь Киев с Черниговым для покупки бумаги и чернил, чтобы описать имущество, да и то может не хватить. Забавно, как Владимиру советуют, не посылать в Волын Алёшу Поповича:"..у него глаза завидущие, как увидит золоту казну без счёту, так там и останется." Даже если разделить на сто, всё равно получается беспрецедентно. Наверняка слушатели принимали подобные былины за вымысел и не связывали сюжет с реальностью, тем более, что никто не видел Волын своими глазами после 1170 года. Куда же он подевался?!
Языческий вольный город-сказка давно не давал покоя многочисленным соседям, съедаемым завистью и жаждой поживы. Особенно во времена, когда привычный окружающий мир рушился, погибая в борьбе с новой религиозно-политической военной мощью христианства. Победителей не судят, а побеждённым - горе, вот почему мы очень мало знаем о Волыне-Винетте. Но разве греки, римляне, египтяне не знают свои мифы и сказания языческой древности?! Почему нам отказано?! Знать свои древние корни необходимо, ведь и дерево без корней погибает. И какой бы ни оказалась горькой Правда, всё равно лучше знать её, чем жить во Лжи...
...Долгое время городу удавалось защищаться, пока датский конунг Магнус, движимый страстной идеей крестовых походов на непокорных язычников в 1043 году во время штурма не приказал разрушить плотину, окружающую часть города. Три дня погружалась Винетта на дно моря.
Хорошую добычу взяли датчане.( До сих пор музеи выставляют некоторые древние славянские артефакты с надписями "скандинавское искусство 9-11вв".) Многим удалось спастись, другие погибли в бою, защищая свой мир и свою правду.
Одни спасённые бежали подальше на восток, вглубь материка, где имелись давние поморские колонии. Их следы находят на Ладоге, Белозере, территориях современных Архангельска, Пскова, Новгорода. Именно здесь записывались былины о Дюке, Волыне, "богатой Индеи" (земля индов-вендов). Здесь же старославянский язык имел разновидность поморского диалекта с цокающими окончаниями: человече-человеце, водичка-водица, дочь-доца, в веке-в веце, отче-отце и т.д.
Другие выжившие рассеивались и оседали, где только было возможно. Многие остались поблизости и со временем ассимилировались, смешавшись с немецкими колонистами-христианами. Язычество и христианство переплеталось невероятно крепко сложным узором в судьбах наших предков и новых традициях.
Кровь древних волынцев и сейчас течёт в жилах их потомков, где бы они ни жили: немцев, русских, украинцев, белоруссов, литовцев и тд. У нас общее прошлое, друзья!
А ещё у нас одни сказки. Легенды о затонувшем городе встречаются у многих народов. У нас это " Сказание о невидимом граде Китеже".
Несмотря на то, что древний текст повести конкретен: "И после того разорения (от Батыя) запустели города...и большой Китеж, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет...Китеж вплоть до пришествия Христова..." , где ни слова о затоплении, всё равно в разных списках, древних текстах, сказах, былинах вновь и вновь читаем о том, как "... погрузился на дно озера Светлояра пресветлый град Китеж... с церквами, колоколами и всем народом святым..."
" И только очень редко показывается священный град на воздусех господних.."
"... Но только человек с очень чистым сердцем, светлыми помыслами и душою незлобивою, как у младенца сможет увидеть дивный град, как награду от Бога..."
" А иные слышат звон колоколов церковных и видят пресветлый Китеж-град в водах Светлояровых..."
Кстати, именно такие версии легенды о затонувшей Винетте хорошо известны жителям южного побережья Балтики. Здесь тоже рассказывают о пастухах, рыбаках, просто бедняках, но чистых сердцем и добрых душой, которым посчастливилось "...увидеть славный город в предрассветной дымке..."
Итак, Винетта погибла. Часть её на дне моря ждёт своих исследователей, разорённая часть на суше не перестаёт удивлять учёных. "Карфаген должен быть разрушен!" После 1170 года в хрониках перестают появляться любые упоминания о Волыне-Винетте. Кому-то "чёрный глаз слепила" даже память о златоглавом граде двенадцати врат, как с придыханием отзывался о нём ибн Якуб.
Что ж, наверно очень трудно стерпеть богатого, сильного, независимого, свободного, не согласного с твоим мнением и, не желающего становиться твоим рабом, соседа! " Если звёзды загораются, значит это кому-нибудь нужно", а если гаснут...то это кому-то выгодно... До сих пор слышится из-под толщи морской пучины глухой звон бронзовых колоколов. Сегодня его отзвуки услышали и мы с вами...
авторы источников и использованного материала: Л.Р Прозоров, Адам Бременский, В.В.Фомин, А.Ф. Гильфердинг, Клаус Гольдман, Гельдмольд, Ибрагим Аль Йакуби, А. Князева, Ф.М. Селиванов, К. Шухардт.
источник
|