Королева Арнегунда – о которой вы, скорее всего, никогда не слышали – до 1959 года мало интересовала даже ученую публику. А теперь исследователи с гордостью сообщают, мол, "десятилетия догадок и предположений позади, тайна мумифицированного легкого королевы Арнегунды наконец-то разгадана". Такое чувство, будто мы что-то пропустили.
Именное кольцо Арнегунды с надписью ARNEGUNDIS REGINE
История Арнегунды, королевы франков, в чем-то схожа с историей Тутанхамона: как однажды заметил Говард Картер, "единственным примечательным событием жизни фараона было то, что он умер и был похоронен". Так и останки Арнегунды вызвали в научной среде куда больший ажиотаж, чем ее жизнь.
Биография королевы укладывается в несколько строк: жила в VI веке, стала второй (или третьей) из шести (или семи) жен короля франков Хлотаря I из династии Меровингов, была родной сестрой Ингунды – первой (или второй) жены Хлотаря.
Почти анекдотическая история женитьбы короля на сестре уже имеющейся королевы известна в кратком пересказе Григория Турского, автора многотомной "Истории франков": Ингунда обратилась к Хлотарю с просьбой подобрать для ее сестры достойного супруга, тот не нашел никого достойнее себя и женился на Арнегунде сам. От этого брака родился будущий король Нейстрии Хильперик I.
Иными словами, основные этапы жизни Арнегунды известны лишь благодаря жизнеописаниям окружавших ее венценосных мужчин. Другое дело – обнаружение саркофага с останками королевы в крипте парижской базилики Сен-Дени в 1959 году. С тех пор все внимание ученых доставалось лично Арнегунде: она оказалась бесценным объектом для исследований.
Каменный саркофаг с нетронутыми останками в 1959 году нашел Мишель Флёри (Michel Fleury, 1923-2002) – историк, археолог, архивист и знаток древних текстов, среди которых – та самая "История франков" Григория Турского.
Помимо собственно костей Флёри обнаружил в саркофаге прядь волос, истлевшие фрагменты некогда роскошных тканей и кожи, а также изысканные украшения, среди которых – пояс из медного сплава и золотое кольцо, благодаря которому исследователи смогли однозначно идентифицировать останки. Надпись на кольце – ARNEGUNDIS вокруг центральной монограммы, читаемой как REGINE, "королева", – сомнений не оставляет.
Так малоизвестная женщина из "гарема" Хлотаря I обрела особый, даже уникальный статус: кости Арнегунды оказалась древнейшими королевскими останками, найденными во Франции.
Арнегунда – первая в истории Франции обладательница "удостоверения личности" в виде именного кольца, и главное – ее захоронение является редчайшим объектом для всестороннего изучения: немногие исторические фигуры эпохи раннего Средневековья столь же материальны, как королева Арнегунда. Она перестала быть одним из имен в летописях, ее останки и личные вещи можно исследовать с помощью постоянно развивающихся технологий.
Но это еще не всё: Арнегунда подкинула исследователям одну из тех загадок, которые способны годами будоражить научное любопытство. Среди уже перечисленных королевских останков антропологи обнаружили таинственный предмет, который оказался человеческим легким – мумифицированным или мумифицировавшимся.
Перед учеными открывались интереснейшие перспективы. Но в начале 1960-х останки Арнегунды пропали. Кости и загадочное легкое словно испарились. Все остальные находки в порядке: королевские украшения с 1981 года экспонируются в Лувре, а изучение фрагментов тканей и кожи позволило ученым предложить несколько вариантов реконструкции королевской одежды и обуви.
Но это совсем не то, чего ожидали исследователи от редчайшей находки. Несколько десятилетий антропологи могли работать только с теми данными, которые успели "снять" первые исследователи костей – определили возраст Арнегунды (около 45 лет) и ее рост (около 160 см).
В апреле 2016 года на международной конференции в Германии, посвященной сравнительному анализу мумий, известный антрополог Раффаэлла Бьянуччи (Raffaella Bianucci) из Туринского университета объявила, что тайна мумифицированного легкого Арнегунды наконец разгадана.
Как?
"Королева Арнегунда оказалась особо сложным случаем. С тех пор, как ее останки были обнаружены в 1959 году, их несколько раз перемещали, в 1960-м они исчезли и были вновь обнаружены только в 2003-м", — так Бьянуччи кратко пересказала обстоятельства находки изданию Discovery News.
Действительно, останки Арнегунды волшебным образом нашлись в 2003 году, когда после смерти Мишеля Флёри коллеги решили разобрать шкафы и ящики в лаборатории знаменитого ученого. Королевские останки лежали в коробке, которую едва не выбросили на помойку.
Сен-Дени/могила 49. Захоронение «Королевы Арнегунды» в каменном гробу. Золотая вышивка на манжетах. Нити «пряденое золото» из тонких полос золотой фольги (ширина 0,8 мм), закручены спирально вокруг шелковой нити – 13-14 витков на 1 см. Эти нити были выложены в узор на поверхности шелковой ленты и пришиты к ней, по всей видимости, шелковыми же нитками. Узор: серия розетт с зигзагообразным бордюром. Ширина 3 см. Лента окаймляет красные «атласные» манжеты «королевы». Несомненно, это вышивка.
Сопутствующие находки:
королева носила льняную рубаху под туникой фиолетового шелка (длина до колен); бедра были опоясаны широким позолоченным кожаным поясом (перфорирование и ажур), концы которого, возможно, свисали под тяжестью больших поясных наконечников из серебра, орнаментированных в виде животных. Верхнее платье - красного шелка с широкими рукавами (длиной до лодыжек). Рукава этого платья заканчивались манжетами, вышитыми золотом. Платье застегивалось на шее и талии золотыми перегородчатыми дисковыми брошами с гранатами. На левой стороне груди – огромная серебряная булавка с золотыми узлами, усаженными гранатом. От талии платье распахивалось, открывая ноги в белых льняных чулках, крест-накрест охваченные кожаными ремешками, соединенными с кожаными туфлями. Их украшали серебряные позолоченные пряжки и поясные наконечники. Королева носила золотые серьги и шпильки, которые удерживали на голове красную «атласную» вуаль длиной до бедер. Большая серебряная с золотом пряжка и кожаный пояс лежали между туникой и верхним платьем. В ногах королевы лежала стеклянная бутыль
Подлинность внезапно обретенных останков уже не вызывает сомнений – с 2003 года исследователи из разных стран провели множество анализов и тестов с помощью технологий, о которых в 1959 году никто не мог и мечтать.
Ученые смогли точно установить возраст королевы на момент смерти – не 45 лет, как считалось ранее, а 61 год +/- 3 года. По меркам VI века Арнегунда была долгожительницей, наиболее вероятные даты жизни – с 515 по 573-579 годы. Сопоставление исторических данных говорит о том, что Арнегунда родила сына, Хильперика, в возрасте 18 лет. Во второй половине жизни королева страдала от диабета. Причину смерти выяснить пока не удалось.
Рост Арнегунды тоже был пересмотрен – исследование костей и зубов показало, что в возрасте четырёх лет будущая королева переболела полиомиелитом, вследствие чего одна ее нога была короче другой. Для своего времени Арнегунда обладала вполне обычным ростом, 156 см. Еще одна деталь – Арнегунда до конца жизни оставалась худощавой.
Дополнительным стимулом для исследователей внезапно оказалась книга, по стечению обстоятельств вышедшая в том же 2003 году: "Код да Винчи" Дэна Брауна. У широкой публики проснулся живейший интерес к Меровингам, которые в книге Брауна представлены потомками Иисуса Христа и Марии Магдалины, носителями sang real или sang royal — истинно королевской крови Иисуса, подлинного Святого Грааля.
Конечно, анализ ДНК Арнегунды провели бы в любом случае, но дополнительное финансирование на волне популярности темы еще никому не вредило. Целью генетического исследования стала проверка на принадлежность Арнегунды к ближневосточному гаплотипу, хотя ученые прекрасно понимали, что такая вероятность крайне мала.
Происхождение Арнегунды точно не известно, но считается, что она была дочерью одного из мелких германских правителей – то ли короля Вормса, то ли короля Тюрингии. Несмотря на скудость исторических данных, все говорит о том, что Арнегунда не принадлежала к роду Меровингов, она лишь "вышла замуж за династию". Генетики подтвердили европейское происхождение Арнегунды, ее гаплогруппа – U5a1.
Меровинги интересны и без конспирологических теорий. С V по VIII век они были заняты созданием самого большого и успешного государства на построманском пространстве Западной Европы. Подконтрольные Меровингам земли располагались на территории современных Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Принятие франками христианства в конце V века в первое время удобно сочеталось с языческими традициями: многоженство короля Хлотаря I тому подтверждение.
Как и полубиблейский, полуязыческий "пунктик" Меровингов по поводу собственных волос, за что их прозвали reges criniti, "длинноволосыми королями". Подробнее о странностях королей франков рассказывает наш материал "В печатях Карла Великого и его предшественников нашли королевские волосы".
Изучение останков Арнегунды дало ответ на многие вопросы, но ее мумифицированное легкое до сих пор оставалось научной загадкой. Почему оно прекрасно сохранилось, если остальное тело разложилось до костей?
По словам Бьянуччи, главную роль в консервации легкого сыграл изящный пояс из медного сплава с серебряной застежкой.
Изучение биопсии легкого под электронным микроскопом выявило высокую концентрацию ионов меди на поверхности легочной ткани. Исследование другими методами тоже показало высокую концентрацию оксида меди в легком.
"Поскольку Арнегунда была найдена с медным поясом на талии, мы резонно предположили, что именно он является источником оксида меди в легком. Консервирующие свойства меди в сочетании с растительными веществами, использованными при бальзамировании, обеспечили такую сохранность легкого", — сказала Бьянуччи.
Биохимический анализ легкого показал наличие бензойной кислоты – ее и в наши дни используют для консервирования, например, пищевых продуктов. "Найденные вещества имеют растительное происхождение и обладают сходным профилем с веществами, обнаруженными в смолах, применявшихся при бальзамировании египетских мумий", — озвучила Бьянуччи вывод своей научной группы.
Это открытие подтверждает уже выдвигавшуюся историками теорию, что перед погребением в рот Арнегунды влили бальзамирующую жидкость, сваренную из ароматических и пряных трав. Это не первый подобный случай, известный ученым: во Франции VI века такой способ применялся для бальзамирования тел святых и королевских особ.
Процедуру бальзамирования представителей "элиты" своего времени Меровинги переняли от римлян, а те, в свою очередь, унаследовали ее от египтян. "Очевидно, процесс бальзамирования в эпоху Меровингов проходил по упрощенной схеме. Для мумификации использовались в основном льняные ткани, вымоченные в смоле и масле, в сочетании с такими травами как тимьян, крапива, мирра и алоэ", — говорит Бьянуччи.
Поскольку эти выводы были озвучены на международной конференции, посвященной изучению мумий, коллеги смогли обменяться опытом. Альберт Цинк (Albert Zink), глава Института EURAC по исследованию мумий и Ледяного человека в Больцано, сообщил, что обнаружил сходство между останками Арнегунды и коптской мумией периода VII-XI веков:
"Исследование коптской мумии показало, что внутренние органы и мозг не были удалены, а бальзамирующий раствор был введен через рот. Как и в случае с Арнегундой, жидкость собралась в одном легком, которое и стало единственным хорошо сохранившимся органом".
Несколько строк в летописях и горстка праха, оставшиеся от малоизвестной королевы франков, по волшебству современной науки превратились в живую женщину, вернувшуюся из забвения. Невысокая, худощавая, слегка прихрамывающая старушка 60 лет, даже не обладавшая статусом единственной любимой супруги, была погребена как истинная и уважаемая королева.
Своего мужа, Хлотаря I, Арнегунда пережила почти на 20 лет, и все же кто-то позаботился о том, чтобы Арнегунда и после смерти сохранила королевское достоинство. Несколько деталей говорят о том, что некто хорошо знал ее привычки и пристрастия. Был ли это Хильперик, ее сын, к тому времени ставший королем Нейстрии? Возможно ли, что Хильперик, которого Григорий Турский назвал "Нероном и Иродом своего времени", искренне любил и уважал свою мать?
О высоком статусе Арнегунды говорит не только попытка бальзамирования тела, но и ее облачение – роскошные, шитые золотом одежды цвета пурпура, с древнейших времен подобающего лишь королям и императорам. Другую, женскую историю рассказывают ее украшения – богатые и изысканные, однако на всех заметны потертости.
Пояс, фибулы, шпильки королева не раз надевала при жизни. А филигранные золотые серьги явно были ее любимыми. Одна сережка тонкой работы, вторая – грубоватая копия. Возможно, когда-то одна серьга потерялась, и копию пришлось заказать не слишком умелому местному мастеру. При всем богатстве выбора именно эту, любимую, пару серег кто-то выбрал, собирая королеву в последний путь.
источник
|