Этруски, самоназвание - Расна (Расенна) в совершенстве овладели приемами обработки драгоценных металлов и научились изготовлять удивительные по красоте и виртуозной тонкости работы ювелирные изделия.
Много ли вам доводилось видеть образцов ювелирного искусства Древней Греции или Рима? А этрусские украшения — верх совершенства, столь изысканных ювелирных изделий вы не увидите и сегодня в наших магазинах
Многие века ученые и ювелиры безуспешно пытались разгадать секреты грануляции расенских ювелиров. Используя особую технику, доведенную до совершенства этрусками в 7-6 вв. до н. э., древние ювелиры могли присоединять мельчайшие золотые гранулы к поверхности драгоценного металла, создавая при этом изысканные и сложные ювелирные изделия. Расены умели прикреплять крошечные золотые крупинки диаметром меньше миллиметра к золотой поверхности, сохраняя при этом их первоначальную закругленность и не оставляя никаких видимых следов пайки.
Здесь впервые была применена техника грануляции (зерни).Виртуозная техника и высокие художественные достоинства произведений этрусских мастеров-ювелиров ставят их произведения в один ряд с лучшими творениями художников античного мира. Сохранившиеся живописные произведения и материалы раскопок свидетельствуют, что у расенских женщин драгоценные украшения пользовались большим спросом. Вероятно, жители Этрурии "страдали" тягой к роскоши, так как среди дошедших до нас памятников явно преобладают светские, а не культовые изделия. Расенские мастера умели изготовлять очень сложные и исключительно разнообразные вещи. Они владели всеми приемами и техниками ювелирного искусства: ковкой, чеканкой, гравировкой, филигранью.
Но никто не мог превзойти их в технике зерни (грануляции).
Фрагмент
С тех пор, как она стала известна в III тысячелетии до н. э., расены довели её до совершенства. Они активно применяли зернь для оформления поверхностей. Известно три метода грануляции, или зерни, которые иногда достигали диаметра зерна только в один миллиметр.
Для декорирования одного предмета использовались два различных принципа орнаментировки зернью: рельефный и графический. Таковы золотые браслеты из Тарквинии (VII век до н. э.) - три полосы, соединенные вместе, богато украшены зернью.
О том, насколько свободны были мастера в варьировании этого орнаментального приема, говорят ожерелье и серьги-колты, изготовленные око 520 года до н. э. Ожерелье состоит из чередующихся гладких полированных и густо осыпанных зернью, разделенных узкими кольцами полых золотых бусин.
Украшали золотые браслеты ажурной филигранью - тончайшими золотыми проволочками, узоры из которых напоминают кружева.
В обиходе у расенов использовалась серебрянная посуда. Однако этих памятников сохранилось мало. Несколько интересных изделий было найдено в гробнице Реголини - Галасси.
Спиралевидные украшения для волос
Вторая четверть 7 века до н. э.
Листовое золото; волочение, пайка
Диаметр 3,5 см
Национальный археологический музей
Флоренция
Этрурия
Ветулония, Чирколо дельи Аквастрини (Круг Болот или Топей)
Пара серег с головой африканца
Этрурия, конец 4 века до н. э.
Золото, янтарь; чеканка, волочение, пайка, резьба по камню
Длина 2,3 см
Пиявкообразная фибула с зернью
Вторая четверть 7 века до н. э.
Листовое золото; чеканка, пайка Длина 3,4 см
Национальный археологический музей
Флоренция Этрурия Ветулония,
Чирколо дельи Аквастрини (Круг Болот или Топей)
Богато орнаментированная булавка со сферовидной головкой.
Деталь Третья четверть 7 века до н. э. Золото; чеканка, пайка
Длина 20,7 см, диаметр головки 2,2 см
Национальный археологический музей
Флоренция Этрурия Ветулония, гробница Ликтора
Этрусское золотое ожерелье
с круглыми декоративными подвесками.
На поверхности каждой из них выбита головка женщины с небольшими "косами Хатор"
Третья четверть 7 века до н. э.
Листовое золото; волочение, пайка
Диаметр подвесок средний 21 см
Национальный археологический музей
Флоренция Этрурия Ветулония, гробница Пьетрера.
Этрусские серьги в форме винограда, найденные в одной из гробниц в городе Вульчи.
Ожерелье из Руво, датируемое V в. до н.э., в настоящее время хранится в Музее археологии в Неаполе.
|