Воскресенье, 19.05.2024, 18:34
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

История в иллюстрациях

Главная » Статьи » История и археология

История религии для чайников. Католицизм, Библия и Опус Деи

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Крупнейший историк начала 18 века Бернар Монфокон. Всё что написал, критиковать нельзя – Истина. Из подобных животворных источников бедные европейцы до сих пор черпают сведения о мировой истории до 1648 года.

 

После предыдущего поста логично опуститься ещё на ступеньку и посмотреть, что такое протестантизм самого начала 19 века и раньше.

Про начало 19 века я немного скажу, но дальше ничего не будет. Я закончу небольшой экскурс в историю христианства несколькими разрозненными замечаниями. А может быть и не такими уж разрозненными.



Главное событие протестантской церкви в начале 19 века это так называемое «прусская уния 1817 года» - искусственное и насильственное объединение в разросшейся после наполеоновских войн Пруссии лютеранской и кальвинистской церквей. Лютеране и кальвинисты друг друга смертельно ненавидели (гораздо больше, чем католиков) и объединение вызвало большое озлобление, безжалостно подавленное королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III. Значительная часть не согласных с объединением была вынуждена уехать в другие страны – прежде всего в Америку.

 


Король Пруссии Фридрих-Вильгельм III. Похож на Николая I (который был женат на его дочери). Взял и росчерком пера объединил две враждовавшие церкви. «В честь воссоединения России и Украины 300-летия протестантизма». Бетховен посвятил ему 9 симфонию, фрагмент которой теперь считается гимном объединённой Европы.

 

В дальнейшем были предприняты значительные усилия по фальсификации истории основных протестантских конфессий, смысл которой и состоял в том, чтобы сделать из совершенно разных церквей никогда не существовавший единый «протестантизм».

Если игнорировать бессодержательное богословское тараторение, древний протестантизм довольно легко свести к трём церквям – лютеранской, кальвинистской и англиканской. Если приглядеться, к этому можно приплюсовать «галликанство» (использую термин в расширительном смысле), являющийся ослабленным вариантом англиканства (т.е. без разрыва с папским престолом).

 

Гоп-компания. Справа - первый лесбийский епископ Ева Брюн

 

Однако все попытки пойти дальше и показать общие корни этих религиозных учений выглядят просто смешно. Это или фантастические гиштории в духе европейских романов первой половины 19 века, или вышеупомянутое тараторение:

- Фемистоклюс Швабский написал семь тезисов, принятых на 14 конференции, а Терезий Девятирук, он же Михель Мюллер, он же Благовонный, пригласил его на диспут во франконском Кляйнбурге, куда он опоздал на 14 часов 17 минут. В результате было принято постановление о пяти основах трёх принципов без постулата о святости евангельской обложки (см. диссертацию защищённую в 1836 году крупнейшим историком богословия Иоганном Михелем-младшим, сыном Иоганна Михеля-старшего.)

И т.д. в том же духе.


 

 

На глаз видно, что кальвинизм возник ранее лютеранства (я даже допускаю, что последний вообще был выдуман германскими националистами и затем инкрустирован в раннюю историю кальвинистской церкви). Центром кальвинизма была не Швейцария или Голландия – это как раз периферия, - а территория Франции, где гугеноты были не гонимым меньшинством, а господствующей конфессией. Такого же рода протестантизм был в полуколониальной тогда Британии. После наступления католицизма, Франция перешла от гугенотского кальвинизма к галликанству (ослабленному католицизму), а Англия – к ещё более отдалённому от католицизма англиканству. И то и другое – следствие католической экспансии. В Шотландии сохранилась ранняя английская кальвинистская церковь – пресвитерианство, в дальнейшем интегрированное англиканством. Кальвинизм остался по границам Франции – в Голландии и Швейцарии, а также в части старой Германии.

Термины «лютеранство», «кальвинизм» или «гугенотство» я употребляю условно. Вероятно, эти направления не имели отношения к христианству, в дальнейшем христианизировавшись под влиянием католицизма, в свою очередь являющегося христианизированным православием («ортодоксальной церкви» по католической терминологии – то есть, иными словами, католики с их же точки зрения реформаторы и ревизионисты)

Вот где-то так.

Теперь несколько разрозненных соображений.

1. Современный разношёрстный и склонный к синкретизму протестантизм маскирует реальное противостояние древних (17-18 век) «протопротестантских» церквей друг к другу и к католицизму. Одновременно и монолитность современного католицизма искажает реальный генезис папства.

Вспомним доминиканство или францисканство. Они имеют развитые орденские легенды с очевидно не существующими «святым Франциском» и «святым Домиником». Предположим, что в процессе своего развития эти фракции отделились от католицизма и стали самостоятельными разновидностями христианства. Почему бы нет? С точки зрения развития религиозных систем это вполне обычное дело.

Но в свете этого предположения становится ясно, что лютеранство или кальвинизм и есть обособившиеся в отдельные церкви орденские легенды. И если «Доминик» или «Франциск» явно баснословны, то логично предположить, что и «Лютер» и «Кальвин» такие же символические и легендарные фигуры, придуманные через 200 лет после их якобы реального существования. По крайней мере, становится понятным, почему эти колоссы практически не замечали друг друга (Лютер - 1483-1546, Кальвин - 1509-1564) и почему сведения об их существовании были на длительное время преданы забвению.

Когда, кстати, появилась первая связная история протестантской церкви? То, что мы знаем, это работа католического историка 1680 года. Интересно, когда была написана первая связная протестантская история протестантизма и в чём её отличия от католической версии.

2. То же самое, только наоборот: почему бы не предположить, что в своё время, - гораздо раньше, чем кальвинизм и лютеранство, - доминиканство и францисканство объединились в единый католицизм. Или, например, доминиканцы и иезуиты (иесуситы).

 


«Ловля душ» голландского художника Ван де Венне (сына выходцев из культурной Фландрии) – 1614 год. По берегам католики и протестанты – вербуют трудящихся. А кто тогда трудящиеся? ;) Картина написана с большой иронией, что показывает действительный уровень религиозности того времени. А главное, здесь аллегорически показывается, как реально в Европе получились «католики» и «протестанты». Дед Мороз и Снегурочка ходили по детским утренникам, потом люберецкие сделали Деда Мороза своей «чёрной кошкой», а солнцевские - Снегурочку. Пошла вербовка обывателей. Постепенно 1% «верующих» людей превратился в 100%, «морозовцев» стали натравливать на «снегурианцев» и обратно. А потом социализм (идеологию социальных организаций) сменил национализм (идеология наций).

 

3. Считается, что все письменные языки Европы кроме латыни и греческого, должны в качестве первой по времени книги иметь Библию. Это верно для 18 или 19 века – для небольших отсталых или только формирующихся народов – и то с большими оговорками. Но вот в 16-15 навряд ли.

Хрестоматийные рассказки про переводы Библии нелепы и, более того, анекдотичны.

Например, считается, что на английский Библию перевёл предпротестант (в сумасшедшей канцелярии религиозной истории есть и такие) «Джон Виклиф», на его переводе сожгли Яна Гуса (в Чехии!), который переводил Библию на чешский язык. Когда Гус загорелся, то заорал:

- Вы сожгли гуся, а за мной прилетит лебедь!

 

Яна Гуса в красивой шапочке со львом жгут на костре

 

И действительно, через сто лет появился Мартин Лютер, ставший переводить Библию на немецкий. «Мартин» это немецкое название гуся, так же как в русском «Хавронья» – названье свиньи. «Мартинский гусь» это народное немецкое лакомство, вроде американской индейки на День благодарения. Причём его уплетают и католики и протестанты. Католики считают, что это в честь дня рождения святого Мартина Турского (10 ноября), а протестанты в честь дня рождения Мартина Лютера (11 ноября).

 

Добрый римский юноша Мартин Турский (тот который на лошади)

 

Мартин Турский фигура явно легендарная, с чем согласны и сами католики. Но сурьёзные протестанты до сих настаивают на всамделишности Мартина Лютера, и пишут по этому поводу заумные диссертации.

Причём вся история с протестантскими переводами Библии похожа на сцену в «Кавказской Пленнице», в которой Шурик ломится в открытую дверь психиатрической больницы.

Во-первых, никаких запретов на переводы Библии у католиков нет, у них есть переводы на все европейские языки, их делали католические богословы параллельно протестантским, а по совести, конечно, гораздо раньше (т.к. уровень культуры католиков был тогда выше). Например, немецкие протестанты утверждают, что Библию перевёл Лютер в 1534, а немецкие католики до 19 века использовали перевод Дитенбергера, выполненный угадайте в каком году? В 1534.

Ну и в чём проблема? Лютеране утверждают, что Диттенбергер украл перевод у Лютера, но ведь пафос перевода Лютера заключался в том, что «мужики не знают» «паписты скрывают текст священного писания от народа». Где логика?

 



Памятник Бартоломею Цигенбальду, переводчику Библии на тамильский язык.


Во-вторых, фантастика необыкновенного интереса к Библии, будто бы сотрясавшая Европу 15-16 вв. ни на чём не основана, потому что именно как библия (книга) она совершенно не интересна. Для того, чтобы переводить Библию, надо быть специалистом по античной культуре, но, по сравнению с уровнем античной литературы, Библия – скучнейшая белиберда. Её печатание продуцировал госмеханизм в огромных масштабах в 18-20 вв, и в достаточно больших масштабах в веке 17 в., но эта книга никогда не имела, и НЕ МОГЛА ИМЕТЬ коммерческого успеха. Точно так же, как «Манифест коммунистической партии» или «Вопросы ленинизма».

Более того, значительная часть библейских текстов это просто залепуха, так что попытки переводить её на национальные языки вызывали понятный ужас людей компетентных (можно вспомнить хотя бы историю перевода Библии на русский – абсолютно литературный, «писательский» язык, не приспособленный для передачи идеологических текстов).

Представьте, что не совсем грамотные люди подшили под одну обложку какую-то бухгалтерскую книгу, телефонный справочник без заглавия, пособие по овцеводству, ярмарочные рассказы для простонародья, кипу старых провинциальных газет и т.д., и вдруг венгры хотят перевести этот румынский текст на мадьярский. Да весь табор в ужасе бросится отнимать книгу у умницы-толмача. «Услужливый дурак опаснее врага».

 



Интересно, а каков был облик римских понтификов до эпохи «пап-бородачей»? Считается, что это изображение мёртвого папы Климента IV. Откуда-то же это взяли.


4. Несмотря на то, что в 17-18-19 веках много говорили о религиозной (т.е. христианской) философии, и таковая действительно наличествовала, первоначальный интеллектуальный уровень христианства был ужасающе низким. Его интеллектуализировали в эпоху Суареса (начало 17 века).

Остатки уровня первоначального христианства видны во «всепьянейшем соборе» Петра I. Именно в ТАКОМ тоне интегрировалось христианство в периферийные германские государства 17 века, и варварство России тут только в том, что подобный уровень воспроизводился на 50-100 лет позже. Отсюда же странные шутовские обряды в католицизме, где папу усаживают на стульчак – это то же самое, но ещё на 50-100 лет раньше. Всё это ни что иное как дискредитация древнего протохристианства православного толка – с которым, боролись, и которое высмеивали.

В связи с этим становится понятной странная цикличность российской истории – в Россию проникло через Турцию/Византию протоправославие, которое затем было доведено до степени полупротестантизма, но не непосредственно, а через вторичное влияние Запада.

 

 


Русская иконопись. Наверху гравюра из Библии Пискатора. Николай Пискатор - фламандский иллюстратор 17 века, вероятно искусственно удревнённый на 50-100 лет по технологии Альда Мануция (о Мануции я писал в одном из предыдущих постов). Внизу высокодуховная и самодельная икона крупнейшего русского иконописца 17 века Гурия Никитина - в отличие от мифического Рублёва, одного из подлинных основателей русской живописи.

 

5. Если говорить о реальном отличие первичного протестантизма от первичного католицизма, то это просто национальная юрисдикция над церковью, когда главой церкви провозглашается светский монарх. Иными словами: «церковная область» – «католики», «светская область» – «протестанты». Идеологическое обоснование этого различия произошло позже и задним числом. Светские правители просто взяли власть, а потом придумали «мартинского гуся» Мартина, которого они якобы возили с собой в обозе и даже слушались.

«Католицизм» – это союзы полисов и отдельные мегаполисы. «Протестантизм» – военизированные полисы с развитым контадо, из которого возникли первые крупные государства-марки. Поэтому-то разные течения протестантизма были слабо согласованы друг с другом – они были привязаны к разным государствам. Полисы могут идеологически унифицироваться, т.к. церковные дела там прерогатива своеобразного цеха. Но каждое государство уникально и не особо нуждается в патриархальной регламентации.

 

Священники англиканской церкви. "Морозовцы"

 

Поэтому католическое государство, пройдя фазу абсолютизма, сравнительно легко переходит (возвращается) к демократической форме правления. А для протестантских стран ликвидация монархии это огромная проблема. И в современной Европе несмотря на количественное преобладание католических стран, большинство сохранившихся монархий – протестантские.

Россия 18-19 вв. фактически была протестантской страной. В этом суть разрыва с исторической Россией и секрет того, что православие постепенно стало верной опорой советского и постсоветского общества. Оно так же ненавидело Россию 18-19 вв, как её ненавидел СССР.

Смысл русского раскола не в том, что старообрядцы аналог протестантов, как это часто пишут, а в том, что никониане это протестанты, ликвидировавшие восточное патриаршество и подчинившие церковь светскому правителю – не только формально-бюрократически но и мистически. Потому что царь это глава русской православной церкви. А глава болгарского или румынского православия – местный патриарх. В 1917 году свержение русского монарха и восстановление патриаршества мгновенно вызвало в России жесточайший религиозный кризис, который до сих пор имеют наглость объяснять «безрелигиозностью» или даже «чужебесием» русского народа. Народ тут не причём.

***


В силу ряда причин ограничусь этими тезисами. Об одной из причин скажу здесь.

С точки зрения спекулятивной истории, бессмысленно анализировать традиционными методами исторические события до 1600-1640 гг. Это хаотичное нагромождение обрывков фактов, инкрустированных в художественные произведения, а также прямой вымысел (иногда эстетически ценный и с элементами «правды жизни»), а то ещё хуже - «злонамеренная рефлексия», когда на границе исторического знания устанавливается (кем-то) зеркало, и наивный профан видит в прошлом отражение последующей эпохи. Пытается узнать, что было до Людовика XIV («короля-Солнце с всесильным временщиком-кардиналом»), и видит там Людовика XIII («короля-Солнце с всесильным временщиком-кардиналом»). Всё очень правдоподобно, как это и бывает в зеркале. Беда только в том, что это зеркало, а не дверь в неизвестное прошлое.

Тем не менее, есть одна область, где все эти ухищрения бессильны и контуры скрываемого или утерянного времени видны отчётливо. Как в рентгеновской астрономии видны объекты совершенно недоступные оптике. Как это ни парадоксально, подобной областью является религиозная история. Ведь фактов там нет, они просто выдумываются к вящей славе Господней в соответствии с задачей христианского археолога. А спекулянт спекулянта понимает с полуслова. Обычный историк здесь буксует так же как технарь. Он, - если умный, - плюёт и отходит в сторону, если глупый - становится объектом беззастенчивой манипуляции. С точки зрения спекулятивного метода эти заходы ничего не стоят. «Спекулянт» видит структурированный бред, благодаря своей структуре обладающий железной логикой. Примерно такой же, как мутации ДНК, по которым можно выстроить генетическую историю вида.

А это даёт ТАКОЕ понимание истории, что об этом лучше вообще не говорить в открытой аудитории.

 

 



«Изучайте берестяные грамоты – важнейший источник современной палеографии!»
 
Дмитрий Галковский
 
***

Опус Деи

Опус Деи представляет собой тайное католическое общество, находящееся под личным патронажем папы римского. Общество имеет статус персональной прелатуры. Это означает, что в данной организации могут состоять не только священнослужители, но и мирские граждане. Причём слово «персональный» указывает на юрисдикцию, распространяющуюся на людей, а не на территории. Иными словами, у общества нет границ на Земле. Одни члены могут жить в Австралии, другие в Южной Америке, третьи в Великобритании. Таким образом, организации подконтролен весь мир.

В переводе с латыни Opus Dei означает «Дело Господне». Причём не простое дело, а глобальное, огромное. Ведь под словом «опус» всегда понимался фундаментальный и многотомный научный труд. Возглавляет общество прелат. На сегодняшний день это испанец Хавьер Эчеваррия Родригес (род. 1932 г). Сама же католическая организация была основана в 1928 году испанским священником Хосемария Эскрива де Балагером (1902-1975). В 2002 году он был канонизирован и причислен к лику святых.

 

Собрание тайного общества

 

В чём же суть идеологии тайного общества, находящегося под личной опёкой папы римского? Члены Опус Деи утверждают, что люди не должны разделяться на служителей церкви и мирян. Каждому человеку по силам делать божье дело. Рабочая спецовка или костюм клерка не могут этому препятствовать. То есть организация отрицает любые барьеры между священниками и остальными людьми.

Высокому профессионализму и компетентности в работе уделяется очень большое значение. Это идёт вразрез с идеологическими установками других религиозных институтов, которые, наоборот, призывают свою паству отказаться от мирской жизни. А вот основной девиз персональной прелатуры: искать Бога в повседневной трудовой деятельности. Для этого нужно добросовестно делать свою работу и рассматривать её как достойную жертву Создателю.

То есть занимайся профессиональной деятельностью, и таким образом обретёшь святость. По-крайней мере так утверждают духовные наставники общества. Но это лишь вершина айсберга. Дело же заключается в том, что деятельность членов организации только тогда будет угодна Богу, когда она не будет идти в разрез с теми правилами, которые устанавливает само тайное общество. А вот что это за правила – тут всё туманно и неясно.

 

Карикатура на Опус Деи
Так Опус Деи изображают карикатуристы

 

Как утверждают некоторые общественные деятели, члены организации передают ей всю свою собственность. Они продолжают жить в домах, ездить на машинах, но это уже не их личное имущество. И по наследству оно не переходит детям. Что касается заработков, то здесь также большая часть доходов отдаётся организации. Остаются только минимальные средства на самое нужное и необходимое.

Чтобы стать членом общества, необходимо пройти долгую процедуру проверок и испытаний. При этом новички подвергаются серьёзной идеологической обработке. Весь процесс вступления в Опус Деи занимает 5 лет. Члены общества не имеют права рассказывать другим людям, что состоят в нём (данное утверждение может быть и выдумкой журналистов). Они долгое время живут в специализированных центрах и практически не общаются с другими членами организации, так как проводят большую часть времени в кельях.

Спят и мужчины, и женщины на голых досках. Каждую неделю истязают себя специальными кнутами, усеянными острыми металлическими шипами. Мужчины хлещут себя по спине и бокам, а женщины по плечам. После самобичевания тело превращается в кровоточащий кусок мяса.

 

Человек бьёт себя кнутом
Как считают члены Опус Деи,
самобичевание очищает душу от скверны

 

Как считают наставники, именно истязания являются единственным правильным путём к самосовершенству. У него нет альтернатив, а поэтому и надо себя, не жалея, хлестать. При этом душа очищается. Из неё выходит вся скверна, а человек, научившись преодолевать собственную боль, способен выдержать любые испытания мирской жизни.

После психологической и физической обработки члены организации преображаются. Они превращаются в коммуникабельных и активных людей. Их неуёмную энергию регулируют опытные наставники. Любое указание такого человека выполняется беспрекословно. По сути, члены Опус Деи являются гвардией папы римского. Они преданы ему и прелату душой, телом и своими финансами.

В организации существует жёсткая иерархия. Во главе, как уже говорилось, стоит прелат. На ступень ниже находятся инскрипти. Именно из их среды выбирают следующего прелата, как из кардиналов папу римского. Далее идут нумерарии. Это руководители, скажем так, среднего звена, которые берут на себя обязательство безбрачия.

Нумерарии все из мирян, а равные им по статусу священнослужители называют себя обдэйтами. Равны им также супернумерарии. Но от своих собратьев они отличаются тем, что не берут на себя обязательство безбрачия. На нижней ступени находятся ассоциированные. Это рядовые исполнители. В их рядах состоят рабочие, крестьяне, учителя, инженеры и представители других самых разнообразных профессий. Всего же в обществе насчитывается около 90 тысяч членов.

 

Фотография папы римского и прелата
Папа римский Бенедикт XVI и прелат Опус Деи (справа)

 

Опус Деи имеет свои банковские счета, недвижимость в самых разных уголках планеты. Штаб-квартира базируется в Риме и контролирует 90 стран мира, в которых имеются представители организации. 70% из них живут в собственных домах и ведут обычную жизнь примерных католиков. 30% взяли на себя обязательство безбрачия и живут в специализированных центрах.

О персональной прелатуре очень много говорят. Людей настораживает скрытность общества и его большие финансовые возможности. Это порождает сплетни, слухи, предположения и догадки. Многие журналисты и общественные деятели считают, что здесь дело не чисто. Если нечего скрывать, то зачем окружать себя такой таинственностью? Вопрос вполне закономерный, но члены тайного общества его никак не комментируют.

Все папы римские относились к организации чрезвычайно доброжелательно. Значит, её деятельность не вредит католической церкви. Однако и среди священнослужителей существует немало противников прелатуры. Некоторые даже рассматривают учение Хосемария Эскрива де Балагерома как ересь. Впрочем, не надо забывать, что он причислен к лику святых. А это очень серьёзный аргумент, который характеризует тайное общество с положительной стороны. Ведь церковь в таких вопросах проявляет чрезвычайную щепетильность и канонизирует только достойнейших.

источник



Источник: http://-
Категория: История и археология | Добавил: len2128 (11.10.2015)
Просмотров: 1648 | Теги: мировая история, религии | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх