Высадка пилигримов в Америке
В 1607 г. к берегам нынешнего американского штата Виргиния пристали три корабля, с которых высадилось сто восемь человек – началась английская колонизация Америки, и началась она именно с Юга. Места, без малейшего преувеличения, оказались райские: плодороднейшие земли, где дают огромные урожаи кукуруза и табак, пшеница и фруктовые деревья; в лесах масса дичи, в реках - множество рыбы.
К 1620 г. обозначилась «вторая волна» английских переселенцев, решивших попытать счастья в Новом Свете. Правда, на сей раз причины были не столько экономическими, сколько идеологическими, точнее сказать - религиозными.
Где зарождались настоящие американцы
В период правления Марии I Католички (1553—1558) многие протестанты эмигрировали из Англии в континентальную Европу. Там они познакомились с учением Кальвина. Вернувшись при Елизавете I на родину, они стали выступать за углубление Реформации, очищение англиканства от сохранявшихся католических элементов — требовали заменить епископат выборными старейшинами (пресвитерами), вместо мессы вести проповеди, обряды упростить, а некоторые даже уничтожить, лишить храмы украшений.
Эти люди, пренебрегавшие любой роскошью, одетые в черное с ног до головы, на первый взгляд провозглашали дельные вещи: следует, мол, восстановить первозданную чистоту и простоту христианства, жить не по лжи, честно трудиться, хранить супружескую верность, заставить духовенство отказаться от ненужной пышности…
Однако, как это частенько случается, благородные стремления очень быстро оказались доведенными до полного и совершеннейшего абсурда. Пуритане всерьез решили превратить всю страну в подобие монастыря. Яркая лента в прическе девушки, пестрое платье - смертный грех. Кружка доброго пива в воскресенье - смертный грех. Танцы и песни - смертный грех. И так далее. Особенно досталось от пуритан театру, который они именовали «чертовой капеллой», а драматургов, актеров и зрителей - «грешниками, язычниками, легкомысленными и безбожными людьми».
Пуритане перед отплытием в Америку
Новоявленные проповедники от слов перешли к делу - поносили «грешниц», любивших наряжаться, буянили в пивных, требуя от завсегдатаев покончить с питием «греховных жидкостей». В довершение всего устраивали скандалы на представлениях шекспировских пьес - за что бессмертный бард Уильям Шекспир, по достоверным историческим сведениям, прилюдно честил пуритан словечками, которые вытерпит не всякий забор…
Одним словом, как-то незаметно глашатаи благородных идей превратились в шайку экстремистов, увлеченно буянивших где только возможно, по поводу и без повода. Тут уж подключились власти, быстро сообразившие, что дела принимают скверный оборот. Король Яков I высказался прямо: сегодня эти оратели требуют отменить епископов, а завтра, чего доброго, и до короля доберутся… (Кстати, его величество как в воду смотрел: не прошло и тридцати лет, как пуритане сыграли огромную роль в английской революции и казни короля Карла I).
Как легко догадаться, за пуритан с превеликим рвением взялись тогдашние силовые структуры, которых, что греха таить, поддерживала британская общественность, не намеренная отказываться от пива, зрелищ, увеселений, танцев и праздников. И пуритане (отнюдь не горевшие желанием принять мученическую смерть за веру) стали разбегаться кто куда.
Группа таких беглецов, обосновавшаяся в Голландии, решила после долгих размышлений поискать счастья за океаном. Возглавлявший их тридцатилетний Уильям Брэдфорд принадлежал к экстрарадикальной секте, так называемых «браунистов», которым даже пуритане казались излишне развращенными. Следуя браунистам, в христианской церкви имел право состоять отнюдь не всякий крещеный - а лишь небольшая кучка «избранных». Кто избранный, а кто нет, разумеется, определял главарь секты….
Переезд пуритан в Америку
В 1617-м община, которая так и не смогла прочно прижиться в Голландии, начала планировать переезд в Новый Свет. После нескольких лет долгих и тяжких переговоров и ожидания позволения от властей, в 1620 г. пуритане получили от «Виргиния Компани» право на землю на территории английской колонии Виргиния в Северной Америке при условии предварительной отработки (7 лет). Компания оплатила их переезд. На корабле «Спидвел» они отправились из Голландии в Англию, в Саутгемптон, где присоединились к ещё одной партии на корабле «Мэйфлауер». Оба корабля отплыли из порта 15 августа. Вскоре оказалось, что «Спидвел» непригоден для длительного морского плавания. Его пассажиры сели на борт «Мэйфлауэра», и 16 сентября 1620 г. корабль, на борту которого находились 103 человека, отплыл из порта в Плимут.
Тот самый Мэйфлауэр
Двухмесячное плаванье, протекавшее в самых жутких условиях (шторма, нехватка еды и воды). В пути двое человек умерло и один родился (его назвали Океанус Хопкинс). В итоге корабль причалил и путешествие закончилось: на американскую землю высадились 102 человека - 41 мужчина, 19 женщин и 42 ребенка. Поселенцы оказались в совершенно безлюдных и диких местах – то есть не совсем в Виргинии.
Дело в том, что капитан «Мэйфлауэра» Кристофер Джонс «малость» промахнулся, полагая не без оснований, что Американский континент - земля протяженная и мимо все равно не проскочишь, обязательно упрешься в какую-нибудь сушу… Возней с компасом и прочими приборами Джонс, видимо, себя не особенно утруждал - и в результате причалил к берегу не в Виргинии, а на 1000 км севернее. Большой был «спец» по навигации…
Условия контракта предусматривали отработку колонистами 7 лет на «Виргинскую компанию». Но здесь-то - не Виргиния, здесь - ничьи земли, насчет которых в договоре ничего не говорилось. Некоторые из поселенцев не захотели подчиниться условиям контракта с «Виргинской Компанией». В результате переговоров 21 ноября 1620 года 41 человек подписали т. н. «Мэйфлауэрское соглашение». В этом соглашении они закрепили намерение основать колонию и обязались подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии». После подписания губернатором был назначен Джон Карвер.
25 декабря - в Рождество - колонисты начали строить Дом собраний, положив этим начало поселению, которое вскоре стало известно как Плимутская колония (Plymouth Colony). Самих же колонистов назвали Отцы-пилигримы, именно под этим названием эта колония фигурирует сегодня в исторических документах и книгах.
Место, где обосновались колонисты, сейчас называется Массачусетским заливом. Так на Американском континенте появились два отдельных английских поселения, разделенных более чем тысячей километров. Так появились Север и Юг. Южане называли себя виргинцами, а северянам дали пренебрежительную кличку «янки». По самой достоверной из множества версий - она происходит от имени некоего датчанина Яна Киза (Jan Kees - yankee).
Неожиданная помощь
Та, первая зима стала очень тяжким испытанием для Отцов-пилигримов; половина из них не выжила, в том числе и губернатор колонии Джон Карвер, место которого занял главарь пуритан Брэдфорд.
Сначала поселенцы начали сажать привычные для них злаки, но вскоре обнаружили, что посевы пшеницы и ячменя не дадут ожидаемого результата. Возможно, первые поселенцы не смогли бы выжить, но им на помощь пришли индейцы. Да-да, те самые индейцы, которые в американских вестернах всегда предстают такими злобными, коварными и кровожадными. Это было племя вампаноагов.
Колонисты договорились об обоюдном мире с Массасойтом - вождем вампаноагов. Поселенцы и вампаноаги дали слово не причинять друг другу зла, и поклялись помогать друг другу в случае войны с чужаками. Не будь у поселенцев дружбы с Массасойтом, то вряд ли кто-нибудь из них выжил бы.
Индейцы дали колонистам в пищу и для возделывания кукурузу, научили особенностям выращивания кукурузы в условиях холмистой местности, используя рыбу в качестве удобрения, способам лова диких индюшек, научили выращивать табак, бобы и тыквы, отличать съедобные растения от ядовитых, показали родники с питьевой водой, охотничьи тропы и рыбные места.
Благодаря помощи индейцев урожай в октябре сняли очень приличный, что позволило сделать запасы на зиму. У них было вдоволь кукурузы, фруктов и овощей, вяленой рыбы и копченого мяса. Переполненные чувством благодарности к Богу пилигримы решили провести праздник в честь урожая. Пришёл и вождь племени вампаноаг Массасойт, а с ним 90 воинов – они принесли с собой для празднества несколько туш оленей. С этого события и началась традиция празднования Дня благодарения в США.
Геноцид индейцев и культивация американского расизма
В 1622 году из Нидерландов и Англии приплыло еще больше пилигримов. В 1630 году к ним присоединились их единоверцы из Лейдена, в результате чего общее число поселенцев достигло 300 человек. Разросшаяся колония ещё через несколько лет объединилась со значительно большей пуританской колонией – Массачусетс Бей, которая находилась несколько севернее.
Переселенцы бежали в Новый Свет, чтобы найти спасение от религиозного преследования. Кажется, уж они-то должны были терпимо относиться к людям, исповедующим отличающуюся религию. Но пуритане были религиозными фанатиками. Несмотря на то, что индейцы спасли белых колонистов от голодной смерти, поселенцы считали их за неразумных дикарей-язычников, представителей низшей расы. Пуритане начали притеснять своих союзников, отнимать у них земли и охотничьи угодья. Естественно, индейцы напомнили колонистам о данном ими слове не причинять друг другу зла. Но пуритане верили, что сам Бог предначертал им властвовать на новой земле, что в итоге привело к открытому противостоянию с племенами.
Предки нынешних американцев вскоре развязали жестокую войну с сыном умершего к тому времени Массасойта. В результате неравной борьбы три тысячи членов племени вампаноагов – мужчины, женщины и дети, - были истреблены, а сотни уцелевших индейцев были проданы столь истово веровавшими в Христово учение пуританами в рабство. Племя вампаноагов было полностью уничтожено. Такова была благодарность отцов-основателей нынешней Америки спасшим их индейцам.
Но на этом отцы-основатели Соединённых Штатов Америки не остановились. Они развязали новую войну, перешедшую в геноцид коренных жителей Америки. Для убийства индейцев применялись различные методы, но предпочтение отдавалось массовым и быстрым. Использовалось одеяла с бациллами чумы, подбрасывавшиеся индейцам.
Белые колонисты загоняли огромные стада бизонов в каньоны. Бизоны падали туда и разбивались насмерть. Индейцы, лишенные пищи, массово начали вымирать.
Очень действенным способом истребления индейцев было и остаётся спаивание. Европейские переселенцы приучали индейцев к виски, в результате чего они утрачивали волю к сопротивлению. За «огненную воду» индейцы подписывали документы на передачу огромных территорий колонизаторам. В частности, остров Манхеттен, вокруг которого был построен нынешний Нью-Йорк, был куплен за побрякушки общей ценой 17 долларов.
Сколько всего было уничтожено индейцев, установить сейчас, конечно, трудно. Но этнографы оценивают их численность на момент открытия Америки около 100 миллионов человек. В результате геноцида на территории Северной Америки их осталось всего несколько сотен тысяч человек. Живут они в резервациях на неплодородных землях.
От обширной культуры десятков племен, обитавших на землях современного Массачусетса, практически не осталось ни следа. Возможно, 70% из них унесли болезни (которыми их наградили пилигримы), частично племена перебили друг друга, участвуя в конфликтах белых, на стороне англичан или французов. Но значительная часть из них была истреблена с невероятной жестокостью.
Одно из самых известных свидетельств такого рода – карательная экспедиция пуританского ополчения под командованием Джона Мэйсона, сжегшая 26 мая 1637 года деревню пекотов вместе с жителями (около 700 человек) среди которых преобладали женщины, дети и старики. Оставшиеся в живых были затем проданы в рабство в Вест-Индию.
Уильям Ньювелл, индеец племени пенобскот и бывший глава факультета антропологии университета Коннектикута, говорит, что первый День Благодарения не был «праздничным собранием индейцев и пилигримов, но празднованием убийства 700 мужчин, женщин и детей племени пекотов». В 1637 году племя пекотов, населявшее территорию Коннектикута, собралось на ежегодную церемонию Танца Зеленой Кукурузы. Наемные убийцы из числа англичан и голландцев окружили индейцев и напали на их деревню, сжигая все и убивая всех, кто пытался спастись. На следующий день, пишет Ньювелл, губернатор колонии Бэй в Массачусетсе заявил: «Воистину это День Благодарения, благодарения Господу Богу нашему, за то, что они уничтожили свыше 700 мужчин, женщин и детей!» В законе было закреплено, что «отныне этот день будет празднованием и благодарением за подавление пекотов». Большинство американцев считают, что это был прекрасный обед и празднование сбора обильного урожая. Правда заключается в том, что «Благодарственный обед» был выдуман, чтобы внушить американцам ложное чувство гордости и прикрыть убийство невинных.
Был ли на самом деле День Благодарения днем убийства 700 «индейцев»? Тот День Благодарения, что отмечается сегодня, может быть сочетанием трехдневного празднества 1621 года и «благодарения за избавление», объявленного в 1637 году. Поэтому, когда вы в следующий раз увидите пасторальные картинки на тему «пилигримов и индейцев» в магазинной витрине или в книгах, описывающих убийства индейцев, подумайте, какую боль, горечь и неуважение испытывают коренные жители Америки. Они рассматривают День Благодарения как день скорби, а не праздник.
Уильям Брэдфорд в своей знаменитой «Истории Плимутской колонии», пишет об убийстве пекотов:
«Те, что избежали огня, попались на острие сабель; некоторых порубили на куски, некоторых пронзили шпагами, и очень мало спаслось. Думается, что в этот раз было уничтожено не менее 400 дикарей. Было страшно смотреть, как они горели, как цыплята, и как текли реки крови, и запах и вонь были ужасны, но победа была сладкой жертвой, и молились господу Богу о тех, кто сражался за нас, и благодарили Бога за то, что он предал врагов в руки их, и даровал им столь быструю победу над гордым и бесстыжим врагом».
Гордый своими достижениями и «великой победой», Андерхилл (который уничтожал индейцев вместе с Мэйсоном) написал книгу о сожжении деревни и даже проиллюстрировал, как именно они окружали деревню и как убивали всех, кто в ней находился.
После особенно успешного рейда на пеквотов в том месте, где сейчас находится город Стэмфорд в штате Массачусетс, церкви объявили второй «день благодарения», чтобы отпраздновать победу над "дикими варварами". Во время празднования на улицах пинали отрубленные головы индейцев, как футбольные мячи. Этого безумства не избежали и племя вампаноаг. Их вождю отрезали голову и водрузили ее на кол в городе Плимут, штат Массачусетс, где она простояла 24 года.
Убийства приобретали все более остервенелый характер, и после каждой удачной бойни устраивались дни благодарения. В конце концов Джордж Вашингтон предложил праздновать день благодарения один раз в году вместо того, чтобы отмечать каждую успешную резню. Позднее во время Гражданской войны Абрахам Линкольн объявил День Благодарения национальным праздником – в тот же самый день, когда он приказал войскам выступить против умиравших от голода индейцев племени сиу в Миннесоте.
Эта история не вызывает тех малопонятных чувств, которые мы испытываем от картинки, на которой индейцы и европейцы сидят вместе и пируют. Но мы должны знать настоящую историю, чтобы она никогда не повторялась.
Религиозное оправдание геноцида
Принимая во внимание все эти ужасающие факты, будет вполне логичным задать следующий вопрос: как могли совершать все это верующие во Христа люди, называвшие себя «святыми» и «избранным народом»? На самом деле понять это не так сложно. Пуританам помогало сознание собственной исключительности и отношение к иноверцам, как заведомо лишенным права на спасение.
Один из самых выразительных лидеров следующего поколения пуритан – доктор Коттон Матер (1633 – 1728), плодовитый писатель и инициатор сожжения ведьм, неоднократно избиравшийся президентом Гарварда говорил об индейцах как о «детях сатаны», считая убийство язычников-дикарей «Божьей волей». Избегнуть излишней чувствительности Матеру и другим «отцам-пилигримам» помогал следующий ряд аллегорий:
«Когда Господь Бог твой истребит народы, которых землю дает тебе Господь Бог твой и ты вступишь в наследие после них и поселишься в городах их и домах их. (Второзаконие, 19: 1) … А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим. (Втор. 20:13-8) …Господь Бог твой Сам пойдет пред тобою; Он истребит народы сии от лица твоего, и ты овладеешь ими… (Втор. 31: 3)»…
«С 1630 года не было ни одного поколения американцев, которое не было бы убеждено, что они, так или иначе, являются избранным народом и живут на земле обетованной, где «течет молоко и мед», данной им Господом, чтобы заниматься коммерцией и процветать», как заметил один современный американский социолог.
Источник: http://hiswar.net |