Убрав в 40-е годы 19 века голых греков от Св.Исаакия, православная общественность было успокоилась.
Беда пришла, откуда не ждали.
В 1871 году была провозглашена Германская Империя. Вместо нескольких мелких представительств в Петербурге создавалось Единое Посольство Германской Империи. Для этих целей в 1873 году немцы купили у вдовы Князя Львова дом на Исаакиевской площади. Постепенно и львовский особняк стал маловат. В 1910 году кайзер Вильгельм повелевает старое здание снести и построить на имеющемся участке новое здание, достойное представительства Великой Германии.
Дело поручили берлинскому архитектору Петеру Беренсу (Peter Behrens) (1868–1940), который в 1911 году приступил к строительству. Проект нового здания утверждал лично Кайзер.
Построили быстро. Официальное открытие нового посольства состоялось 14 (27) января 1913 года, в день рождения Императора Вильгельма II. Над зданием был торжественно поднят флаг Германии, и когда полотно, закрывающее конструкцию на крыше, сползло вниз, публика застыла, пораженная увиденным.
На крыше посольства стояли мощные страшные тевтонские Диоскуры. Угроза, выраженная в камне и бронзе была очевидна для всех.
Критик писал: «две фигуры изображающие бритых молодых людей жирного телосложения и весьма безучастного вида ". " Грозят ли они… стерегут? А кто эти люди — боги или конюхи? … Сила животная рядом с силой человеческой, откормленной, покрытой чудовищной мускулатурой" .
«В городе, на Исаакиевской площади явилось сооружение из ряда вон выходящее, какое-то непонятное. Все петроградцы помнят тот взрыв общественного недоумения, неприязненного чувства и искреннего смеха, когда здание явилось во всем своем поражающем эффекте … Перед домом толпился мелкий мещанский люд, останавливались извозчики … Даже городовым не хватало полицейского мужества разогнать группы — они чувствовали, что тут нечто настолько выходящее из нормы … Одни негодуют, другие восторгаются, но все сходятся на том, что открытие этого здания есть событие общественного значения».
Чтобы понять шок, в который впали петербуржцы, надо вспомнить, что в те годы в Париже и Санкт-Петербурге господствовал стиль арт нуво, который предполагает полный отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, растительных мотивов и изгибов. Вот образец модного канделябра с Невского проспекта, сделанного в те же годы.
Архитектор Сюзор. Фонарь на Доме Зингера.
У немцев мы видим агрессивный вызов европейскому мэйнстриму, - полное отрицание стиля модерн, как искусства непатриотичного и дегенеративного.
Выставив гигантские скульптуры на крыше, немцы обошли указ Николая Первого 1844 года, ограничивающий высоту гражданских зданий на одну сажень ниже карниза Зимнего дворца. Высотность по карнизу была соблюдена, а ограничения по высоте на скульптуру не распространялись. Здание, благодаря семиметровым Диоскурам откровенно доминировало на площади.
Тевтонские Диоскуры
Скандал разгорелся сразу же. Если сам корпус здания вызывал только ехидную критику («фантазии на темы тюрьмы, фабрики и казармы»), то скульптурная группа на крыше пробуждала откровенный гнев. Общественность требовала убрать этих чудовищ.
Первыми заявили о себе градоохранители. Они заявили, что в ТАКОМ виде здание не согласовывалось с городскими властями. На что немцы вежливо отвечали: "Территория посольства имеет экстерриториальный статус, находится в юрисдикции Великой Германии и местным властям не подчиняется. Мы обязаны согласовывать проект с нашим любимым Кайзером. И мы это сделали. Тем более, что высотный регламент площади не нарушен".
С протестами выступили православные активисты, посчитавшие, что публичный эксбиционизм двух германских язычников рядом с кафедральным собором есть неуважение к чувствам верующих христиан и самому Исаакию Далматскому. Немцы вежливо отвечали: «Мы, немцы, народ тактичный и прекрасно понимаем ваше волнение. Поэтому мы предусмотрели щиты, которые прикрывают вид на тазобедренную часть тела со стороны Собора. Щиты изготовлены из качественной круповской бронзы и выдерживают любые нагрузки. Так что ни с одной точки Исаакиевского не видно гениталий наших тевтонских мальчиков».
Сказали своё слово и русские националисты: «Угрожающе нависшие над русскими прохожими германские половые органы - есть жест демонстративный. Это неприкрытая демонстрация немецкого национального превосходства. Вот оно отношение немцев к русским! И то, что русское министерство иностранных дел не заявляет по этому поводу ноту протеста, говорит о всевластии немецкой партии при дворе. Как долго будет продолжаться это издевательство?». Немцы вежливо отвечали: «То, что вид наших тевтонских воинов суров – это правда. Но эта угроза не направлена против России. Если от гениталий наших богатырей провести на карте Петербурга прямую линию, то она упрется в окна английского посольства. Именно в этом состоит скрытый смысл художественного послания нашего прекрасного скульптора Эберхарда Энке".
Получив отлуп от немецких дипломатов, петербуржцы притихли, но злобу затаили. Эта злоба выплеснулась наружу 22 июля (4 августа) 1914 года, когда ненавистное здание подверглось погрому по случаю начала первой мировой войны. Особенно долго трепали Диоскуров. Вопреки распространенному мнению, скульптура в тот день устояла, хотя и была сильно повреждена. Доказательство находим у начальника дворцовой охраны А.И.Спиридовича, который там побывал 05.08.1914 по долгу службы: «Утром, едучи на вокзал, я проехал посмотреть на посольство. Жуткая картина. Колоссальное здание зияет разбитыми окнами. На крыше покосившиеся лошади. Их не сумели сбить».
Согласно архивным документам судьба лошадей такая — по приказу полиции их сняли рабочие и вывезли, но куда — установить не удалось. Кроме статуй Диоскуров в Мойке был утоплен и немецкий герб, украшавший здание над главным входом.
Министру иностранных дел РИ Сазонову пришлось приносить воюющей (!!!) Германии официальные извинения за поломанных Диоскуров. Сделано это было через нейтральное ещё тогда посольство США. Скульптурную группу демонтировали позже при помощи техники. Символично, однако:«Германию голыми руками не возьмешь!»
Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что здание германского посольства, выполненное в стиле раннего германского неоклассицизма, является выдающимся памятником европейского искусства. Оно занесено во все архитектурные каталоги. Для искусствоведов – это предтеча архитектурных и художественных принципов нацистской Германии, которые позже развивал Альберт Шпеер, возводя общественные здания по заказу Гитлера. Впрочем, о последних аллюзиях не принято говорить вслух.
Интерьер
С тех пор многое изменилось. Обеих империй нет. Здание Петера Беренса более не германское посольство, а Исаакий – не православный кафедральный собор. Всё чаще поднимается вопрос о реконструкции тевтонских Диоскуров. Нашлись инвесторы. В настоящее время подготовлен проект воссоздания скульптурной группы Эберхарда Энке, который получил одобрение КГИОП. Стоимость работ оценивается 170 миллионов рублей.
Ранее (в 1954 году) на Исаакиевскую площадь, после векового отсутствия, вернулись итальянские Диоскуры Трискони.
Теперь очередь за немецкими мальчиками.
И всё-таки они возвращаются.
Источник: http://www.diletant.ru/blogs |