Существует несколько легенд относительно возникновения
названия праздника. За одной из них название «Пасха»(«Великдень») появилось аж
в конце первого тысячелетия с приходом на Славянскую землю христианства.
Легенда говорит:«Пасха называется так потому, что в то
время, когда Христос родился, сильно светило солнце и стояли такие длинные дни,
что нынешних надо семь сложить, чтобы был один тогдашний. Тогда, было как
взойдет солнце в воскресенье утром, то зайдет аж в субботу вечером. А как
распяли Христа — дни уменьшились. Теперь только царские ворота в церкви стоят
настежь семь дней».
Но насколько мы знаем – христианских учредителей хлебом не
корми – дай только соврать, только на это они и горазды! Поэтому опустим эти их
фантазии для лохов.
Согласно другой легенде, праздник Великодня родился семь
тысяч лет назад, еще при временах до христианства и было связано с языческими
культами.
Вот как её пересказывают:
Жили трое братьев-охотников: Тур,
Пан и Яр. Собрались они как-то на охоту. Вышли в степи необозримые, а
жайворонки так распелись, что аж небо звенело.
Удивлённо остановился Яр и говорит: - Не хочу я, братья, на
туров охотиться, молодых быков стрелами разить, а хочу вот поле вспахать и
засеять зерном, и собрать урожай, и хлеба напечь людям на здоровье.
Только он вот такое проговорил, как с неба опустились
золотой плуг и золотое ярмо.
И крикнул старший брат Тур: - Сие мое! Хотел схватить плуга
— аж он пламенем занялся. Отшатнулся в страхе Тур.
- Сие мое! — прокричал средний брат. Но и ему сахнуло пламя
в лицо.
- Нет, братья, сие мое, — улыбаясь, говорил Яр.
Он подошел и взял золотое ярмо, накинул на пару волов,
которые паслись поблизости, запряг их в плуг золотой и проорал первую в мире
борозду. А потом — вторую, и десятую, и сотую. Засеял поле полбою — пшеницей
дикой, и выросла она буйным колосом.
Собрал урожай Яр и муки намолол, и спек первую ковригу, и
вторую, и десятую, и сотую. И людей угощал. И научил их пахать, сеять и хлеб
растить.
За все то большие боги теплых Краев взяли его к себе
искупали в Озере Живой Воды. И стал Яр — Ярилой, Богом весенних работ и
плодородия. И спускался он на землю в тот весенний день, когда можно было
засевать землю зерном.
И то был Великдень, то есть Большой День хлебороба. Языческий
Великдень.
В праздновании Великодня видят языческий корень, который
достигает еще времен до зарождения христианства. В частности на Украине в
древности земледельцы верили, что умершие родственники продолжают жить под
землей и могут влиять на ее плодородие. Именно с этими верованиями и была тесно
связаны поминальные обряды весной.
Сегодня праздник Великодня на Украине символизирует также
общее возрождение и обновление мира. Сохранилось много обычаев и обрядов
которые выполняются и в настоящее время и не имеют прямой связи из
христианством.
На Украине выпекают Паски (не пасхи), название от того, что
выпекаются они в формах. Паска выкладывается на блюдо и по кругу обкладывается
писанками – расписными яйцами. Как видим из вышеприведённой легенды, сама Паска
символизирует именно хлеб, а яйца символизирует пробуждение и рождение нового в
мире с приходом весны.
В этой традиции нашего народа ни один человек не ассоциирует и никогда
не ассоциировал ранее Паску с образом фаллоса, как нам то пытаются навязать
вражины рода нашего. Впрочем, как никто и никогда не упоминал никаких ПАСХЕТОВ,
коими новоделами, непонятно для чего, пытаются задурить нашему славянскому роду
голову, и уж тем более никто и никогда не упоминал и не праздновал никаких
«ПЭЙСАХОВ».
Основной источник мифа о том, что на Скифскую землю с неба упали золотые
предметы: плуг, ярмо, секира и чаша — сообщение Геродота (это первое из трёх
сказаний о происхождении скифов, которое приводит историк). По-этому, эта
версия имеет право на существование.
Комментарий: благодарность автору за напоминание. Хочу возразить только в одном - не нужно отнимать фаллическое значение у Ярилы. Ничего плохого в том нет. Те же греки, любители заимствовать всё самое интересное у всех народов (с целью выдать это за своё собственное), назвали бога плотской любви Эросом. Славяне называли токующего тетерева или быка-производителя "яруном". И фаллос так называли тоже. Сербы словом "ярич" обозначают любовный жар. Этнографы отмечают, что на вопрос "кто это - Ярило", народ отвечает: "он любовь шибко одобрял". В Белоруссии в его праздник сажали на коня избранную девушку, и водили его по полям с такой песней: Волочился Ярило Да по всему свету, Полю жито родил, Людям детей плодил. А где Он ногою - Там жито копною, А где Он глянет, Колос зацветает. На конец праздника в честь Ярилы назначено было особое действо. Чучело Его из соломы или из веток, снабжённое огромным фаллосом несли на "похороны". Несли обычно женщины и девушки, причём плакали в голос: "не встанет он больше, а такой хороший был". За процессией шли мужчины и приговаривали: "бабы не брешут. Они знают, что он слаще мёду". Доказательств влияния Ярилы на плодородие и деторождение множество. Отказываться от этого, извините, себе дороже. Последствия отрицания мужской силы не замедлят сказаться. Не нужно быть ханжами, наши предки (Хвала им!) такими не были. Так что, в конце апреля и до окончания сева приветствуем Ярилу, Бога вешнего цветения и солнечного тепла. Бога плодородия самой Земли-матушки, людей и стад. Защитника полей и подателя молодецкой удали и любовного жара. Он ежегодно умирает и вновь возрождается, возвращается к людям. Его дар - Любовь и Плодородие. Хвала Ему!
Елена
Источник: http://planeta.moy.su/ |