Эта статья задумана мной только лишь как начало целого цикла статей. Как ни странно, мысль об этом навеяна не столько наступлением года дракона (да, и, чудесные змии здесь – лишь часть общего), сколько тем количеством взаимно связанной информации, которая ко мне поступает отовсюду. Я лишь пытаюсь сложить из неё цельную картинку. А для начала разговор пойдёт о драконах, которые жили на земле Татарстана некогда.
Вот вам одна легенда, говорящая об основании Казани. Место то было хорошо известно всем, живущим поблизости племенам. Существовало здесь змеиное гнездо, невероятное по своим размерам. Змей тут водилось – множество, и один из них, самый страшный и огромный, отличался тем, что людей и скот пожирал, причём обладал крыльями размаха большого. Прислуживала ему Акзилан (Акжилан, белая змейка). А другие, помельче гады, просто рядом с ним проживали, и опасности для себя никакой не чувствовали. Смрад и змеиный свист стоял над тем местом такой, что никто из людского племени туда и близко подходить не осмеливался. Один из царей татарских, по имени Саин, много дней наблюдал за этим местом. Очень уж оно ему нравилось – для города нового, сильного да славного подходило. Но змеиное гнездо извести не под силу Саину было. И нашёлся волхв, который обещал царю вытравить змей. Смог он колдовской чертой обвести всех гадин вместе с их господином, обложил по черте сеном, деревом, да тростником, которые и огнём зажёг. Сгорели все змеи, благо их ещё серой и смолой поливали. А заканчивается легенда так: « И стоит там град Казань поныне, всеми видимый да почитаемый»
Стоять, то оно, конечно стоит. И ныне здравствствует, даже в третьи столицы России официально зачислено. Но… Знаете, кто на гербе Казанском ныне обозначен? Тот самый крылатый змей, огромный да страшный, имя ему – Зилант. А всё потому, что у легенды продолжение было…
Потому как спасся из огня царь змей благодаря своим крыльям. Перелетел он через Казанку, и нашёл для себя пещеру на горе, которая и до сих пор его именем названа. Сиднем сидеть в той норе Зилант не собирался, поэтому летал частенько над новой Казанью, пил воду из Чёрного озера, народишко пугал, выхватывал из толпы то добра молодца, то девицу красную, приносил добычу в свою пещеру, и там пожирал.
А дальнейшее развитие сюжета у старой легенды тройственно: одна версия говорит, что извёл царя змей некто Хаким своими волшебными заклинаниями, другая уверяет, что с Зилантом удалось договориться (интересно – какой ценой?), пугать население Казани он перестал, стал даже защитником города, с тем и окончил свои дни в пещере на горе. Третья же утверждает – дракона сразил бесстрашный богатырь, правда и сам пал при этом смертью храбрых. С появлением христианства на этом месте выстроили мужской монастырь, ведь нужно было бороться с язычеством (а дракон-змей – это ли не проявление язычества в глазах церкви?). Монахи долго пытались уничтожить в народе память о Зиланте, но это им не удалось. И монастырь до сих пор так и называется – Зилантов.
Свято-Успенский Зилантьев монастырь. В народе просто - Зилантов монастырь. Видите, какие "тарелки" спутниковые на часовенке?! То-то же... Впрочем, многие любят теорию, что это - архитектурные изыск.
Преданья старины глубокой. Фото сделано в начале 20-го века, до большевистской революции. Ничего этого сейчас рядом с горой Зиланта не наблюдается.
Историк Арцыбашев пишет, что вплоть до девятнадцатого века любой житель Казани мог указать на осыпавшуюся пещеру у ограды монастыря как на жилище Зиланта. Археологами найдено много древних артефактов – предметов быта и украшений Булгарии, украшенных фигуркой этого дракона. Советская власть упразднила изображение Зиланта как герба столицы Татарии – неча тут, вместа серпа с молотом какую-то непонятную гадюку на флагах да гербах изображать. Таких в советском государстве сроду не было и быть не могло. Да только жизни государству советскому было всего – чуть больше семидесяти лет, а дракон «сам чёрен, а крылья красные, на главе корона золотая» всё же вернулся к нам символом не только Казани, но и многих городов Татарстана и России.
Вот этот Зилант живёт в Казани на выходе с одной из станций метро
А этот - возле Кремля
А этот - на бортике одного из фонтанов
Могучий дракон, живущий теперь на казанском гербе – не единственный мифологический змеиный персонаж (мифологический ли?) здешних преданий. Столица Татарстана делится на три части рекой Казанкой и цепью озёр с одним общим названием – Кабан. Три озера, Ближний, Средний и Дальний Кабан – это то, что осталось от естественного русла Волги.
Так вот, ни один здравомыслящий человек не рискнёт искупаться в мутной воде Среднего Кабана даже в самый жаркий день. Всё потому, что, есть на этом озере заводь, Чёртов угол. Глубина здесь – целых тридцать два метра. Легенды гласят – тут прячется змей двуглавый, по имени Аджаха (это – прямая параллель с иранским Ажи Дахака, что буквально переводится как «Змей Горыныч»). Когда начинает он воду заглатывать, образуются на поверхности озера гибельные для неосмотрительных пловцов воронки.
Но и это ещё не всё. Есть в окрестностях одного из городов Татарстана, Елабуги, местечко, Чёртово (опять же) городище. Это высокий холм, с которого открывается замечательный вид на реку Тойму, и стоит на том холме так называемая Караульная башня. Датируется она приблизительно десятым веком. И, согласно преданию, жил в ней некогда самый настоящий дракон. Да-да, дракон. А профессия у него была – оракул. Шли к нему со всех окрестных поселений за советом. Даже царица Сююмбике, жена правителя Казанского ханства, прослышав, что вышло в поход войско грозного московского царя с целью Казань воевать, послала к дракону-оракулу гонцов с вопросом: удастся ли отстоять столицу? Ответ змея-провидца был отрицательным. В летописях записано, что накануне взятия Казани с того холма «излете змей велик, огнен, и на запад полете»... Да, кстати, за свою работу дракон брал дорого – снова девицами да молодцами. Горемык, предназначенных на роль жертвенной платы, привязывали возле башни и поспешно удалялись восвояси. Что с ними происходило дальше – неизвестно, хотя догадаться можно.
В устье реки Зая (там нынче находится ещё один город Татарии – Заинск), некогда было поселение древних булгар. Но жителей начал изводить дракон по имени Барадш (Барадж). Бедолагам не оставалось ничего, как только бросить насиженное место, переселиться и основать новый город.
Булгарский Барадж из храма Покрова на Нерли
В Российской Национальной Библиотеке хранится дневник священника, путешествующего по Волге в районе Казанской губернии. Имя священника утеряно вместе с титульным листом данного документа. Бумаги сии датированы началом девятнадцатого века (!). И сказано в них примерно следующее: «Плывя на лодке, по реке Волге, видели мы огромного змея летящего, несшего во рту человека со всеми одеянием. И слышно было от оного несчастного только: «Их! Их!» И перелетел змей за Волгу и упал вместе с человеком в болота».
И даже это – снова не всё! Легенды, предания, мифы, летописи… Наши предки сговорились словно. Что за буйная фантазия такая – населить Татарстан столь невероятным количеством драконов? Вот и думается мне – к фантазии это имеет отношение лишь относительное.
Елена Бочарникова
Источник: http://www.urano.ru |