Адеус, Имперадор!
126 лет назад, 15 ноября 1889 года в результате бескровного военного переворота пала Бразильская Империя - последняя монархия Западного полушария. Группа офицеров-республиканцев во главе с маршалом Деодору да Фонсека вывела свои войска на главную площадь Рио-де-Жанейро и потребовала от престарелого императора, которого все называли просто дон Педро, отречься от престола и покинуть страну. Дон Педро к тому времени правил Бразилией уже 48 лет, сев на трон в 16-летнем возрасте, и, очевидно, ему это порядком надоело.
К тому же, сеньору императору наверняка было обидно, что за все 48 лет никто из бразильцев так и не запомнил его полное имя Педру ди Алкантара Жуан Карлуш Леополду Салвадор Бибиану Франсишку Шавьер ди Паула Леокадиу Мигел Габриэл Рафаэл Гонзага ди Браганса и Аустрия. Хотя, казалось бы, чего проще?
В общем, услышав, как пушки восставших дали холостой предупредительный залп по его дворцу, дон Педро решил, что, пожалуй, пора на пенсию. Он не стал уподобляться Николаю Палычу и давить "ноябристов", а собрал золотишко и с обширным семейством отчалил в Европу. За это бразильцы ему до сих пор благодарны. Поселившись во Франции, экс-имперадор прожил в достатке и праздности еще два года и даже успел совершить путешествие в Египет, где давно хотел побывать.
Можно сказать, что дон Педро был самым счастливым монархом Нового Света, поскольку все остальные латиноамериканские короли и императоры постколониальной эпохи окончили свои дни, не дожив до старости и при гораздо более печальных обстоятельствах.
Один из них застрелился, двоих расстреляли благодарные подданные, одного - зарезали. а еще одного от избытка чувств разрубили на куски. Наконец, был среди них и такой "самодержец", который умер в полной нищете, успев до этого дважды посидеть в тюрьме и один раз - в психушке.
Таким образом, ношение короны на Американском континенте было занятием смертельно опасным, а дон Педро на этом фоне выглядел просто везунчиком. На заставке - два его парадных портрета: один нарисован вскоре после вступления на престол, а второй - через 31 год, в период расцвета его правления.
Бразильская Империя была мощнейшей военной и морской державой к югу от США. На снимке - флагман имперских ВМС, эскадренный броненосец "Риачуэло", названный в честь великой победы бразильского флота в битве при Риачуэло.
Кульминационный момент государственного переворота 15 ноября 1889 года. Маршал да Фонсека объявляет об отречении императора. Картина Бернардо Калишто.
Бразильцы и сейчас относятся к дону Педро с симпатией, поэтому его портрет, как и полтора века назад, можно увидеть на местных банкнотах.
К вопросу о кобуксонах
Как известно средневековые боевые корабли Дальнего Востока делились на несколько классов, наиболее важными из которых были "священный плавучий сундук", "царственный плавучий ящик" и "божественное плавучее корыто небесного спокойствия". Однако ровно 517 лет назад, 26 октября 1598 года, непобедимый корейский флотоводец И Сун Син в битве при Мённяне (она же - битва при Мёнряне, она же - сражение при Норянчжине, она же - битва в проливе Норян) впервые применил против японских агрессоров корабли нового типа под названием кобуксон. С корейского это можно перевести как "плавучая хрень, похожая на черепаху, к которой приделали голову дракона Ён".
Благодаря столь затейливой новинке корейцы откобуксонили японцев по самые гланды, утопив, согласно правдивым корейским источникам, 200 японских сундуков, ящиков и корыт, и не потеряв при этом ни одного корабля. Вплоть до Мидуэя отважных потомков Аматэрасу никто так люто не кобуксонил.
Об этом эпическом сражении южнокорейцы недавно сняли не менее эпичный блокбастер "АлмиралЪ", но почему-то без Хабенского в главной роли. Возможно, поэтому историки-кореисты при просмотре корейского "АдмиралЪа" хохочут до упаду, падают в обморок или выкрикивают те самые слова и выражения, которые категорически запрещены в моем блоге. Я же ни в коей мере не кореист, а потому просто запощу понравившиеся мне картинки по теме, отнюдь не гарантируя их историческую достоверность. И буду только рад, если мудрые специалисты дадут им компетентную оценку.
Прижизненных портретов И Сун Сина не сохранилось, а самые ранние его изображения датируются концом XVIII или началом XIX века, то есть нарисованы они, как минимум, через 200 лет после его смерти. Это дает богатый простор воображению и не удерживает творцов в тесных рамках реализма. Мне лично больше нравится третья "парсуна" своей вархаммерной брутальностью.
Первое из дошедших до нас изображений кобуксона, однако оно тоже сделано лишь в 1795 году в качестве иллюстрации к историческому трактату "И чхонму-гон чхонсо", повествующему об И Сун Сине и японо-корейской войне двухвековой давности.
Наиболее распространенный корейский боевой корабль XVI-XVII веков - пханоксон, в переводе - "изумительный плавучий ящик с изящной башенкой под балдахином".
А это уже современная реконструкция кобуксона. Художник изобразил его покрытым сверху железными "сотами" с противоабордажными шипами. Правда, не совсем понятно, зачем абордажным командам высаживаться на пустую покатую крышу и смогут ли такие колья им в этом помешать. По-моему, они, наоборот, облегчат задачу десантников, служа для них ступеньками и рукоятками. Тем не менее, "шипованные кобуксоны" сейчас, как говорится, в тренде и на всех рисованных и натурных реконструкциях эти корабли выглядят именно так.
Похожая на верхний рисунок проекция кобуксона, но со ступенчатой крышей, причем в уступе видны круглые амбразуры для стрельбы из мушкетов.
Реплика кобуксона без железной крыши и с более короткими шипами, построенная в Южной Корее.
Ощетинившийся иголками кобуксон обстреливает японский "плавучий замок".
Японская боевая галера того же периода, "забронированная" рулонами циновок и вооруженная казнозарядными фальконетами.
Корейские стрелометные пушки XVI века "чиджа чхонтхон". Тоже современная реконструкция по рисунку 1806 года, достоверность которого, мягко говоря, спорная. Возможно, такие пушки или нечто им подобное стояло на кобуксонах.
Японцы не простили И Сун Лину его кобуксонства, и в конце битвы при Мённяне он пал от пули снайпера. Впрочем, корейцы считают, что это была случайная шальная пуля.
Было дело при Лепанто
Про то, что моряки Каспийской флотилии недавно ночью шарахнули по исламистам в Сирии, все уже знают. Любопытно, что этот залп крылатых ракет пришелся на тот же день календаря, что и знаменитая битва при Лепанто, когда объединенный флот христианских государств нанес первый сокрушительный удар по тогдашним "исламистам". Вряд ли командование ВМФ специально подгадывало под эту дату, скорее, оно ориентировалось на день рождения президента, но совпадение получилось весьма символичным.
Как известно, 7 октября 1571 года у мыса Лепанто в Ионическом море флот "Священной лиги", в которую входила Испания, Священная Римская Империя, Мальтийский орден и десяток итальянских государств, в трехчасовом сражении наголову разгромил флот Османской Империи. Из 251 турецкого корабля спаслось не более 40. Свыше 50 галер и галеотов были сожжены и потоплены, 137 - захвачены и поделены между победителями, судьба еще примерно 20 судов - неизвестна. Погибло, по разным данным, от 20 до 30 тысяч турецких моряков, 3500 попало в плен. Союзники потеряли от 12 до 17 кораблей и 7600 человек убитыми, утонувшими и умершими от ран.
После Лепанто Турция больше ни разу не смогла отправить в бой столь многочисленный флот. Начиналась эпоха заката ее морского могущества. А выжившие моряки потом сочинили жалостную песню, которая, с небольшими изменениями, много лет спустя завоевала популярность в России.
Лепанто, галеры полные огня.
Лепанто, зачем сгубило ты меня?
Лепанто, я твой бессменный мореман,
Погибли Нур и Нариман
В твоих волнах...
В Западной Европе это сражение стало одним из самых популярных сюжетов картин художников-маринистов. Ниже приведены несколько наиболее выразительных работ различных авторов с одним и тем же названием "Битва при Лепанто". А на заставке - работа современного словацкого художника Радо Явора.
Неизвестный художник конца XVI века.
Итальянский художник Андреа Вицентио, 1603 год.
Датский художник Петер Брюнних, 1762 год.
Испанский художник Хуан Луна, 1887 год.
Источник: http://vikond65.livejournal.com |