— Неужто вам не жаль расставаться с «Ласточкой»?
— Что такое «жаль», я не знаю… Для меня, капитан,
ничего заветного-то нету. Вижу выгоду – продам что угодно…
Диалог из к/ф «Жестокий романс»
Давно это случилось. Лет этак …цать назад. Было мне тогда всего-навсего десять годков от роду, и отправилась мы с моей бабушкой в замечательный речной круиз Астрахань – Горький на колёсном пароходе с гордым именем «Спартак». Погоды стояли просто чудные, путешествие явно ладилось, пока мы не попали в самый настоящий шторм в Жигулёвском море под Казанью. За бортом – середина ночи, чёрные, высокие волны, и вой ветра. Старинное судно страшно скрипит и кренится. До сих пор помню собственный ужас и панику в глазах любимой бабули. Всё обошлось – спасибо «Спартаку», он выстоял в этой битве с непогодой. Только большущие ящики с арбузами и дынями, что были привязаны за леерами по обоим бортам, все абсолютно оказались смытыми в воду.
Теперь я живу в Татарстане, по делам фирмы колоссальное количество времени провожу в дороге, часто проезжаю и мимо того самого Жигулёвского моря, и всегда при этом вспоминаю ту жуткую ночь из детства. Так получилось, что была там и в день гибели парохода «Булгария» летом этого года. Самого судна не видела, нет, но чёрную грозовую тучу, нависшую над серединой огромного водохранилища, помню. Мысль ещё промелькнула тогда: «что-то случится». Зачем такая мысль, и откуда взялась – понятия не имею. О страшной трагедии узнала уже из телевизора, вернувшись домой.
«Булгария» затонула именно там, откуда много лет назад нас вывез колёсный «Спартак», у небольшого села Сюкеево. А когда-то раньше этот пароход назывался «Добрыня Никитич», а ещё раньше – «Великая княжна Татьяна Николаевна». Но многие знают его как «Ласточку» из бесподобного фильма «Жестокий романс».
Славная история у «Ласточки». Славная, но с незаслуженно грустным концом. Построено это судно в 1914-м году по специальному заказу последнего российского самодержца, Николая Александровича, на Сормовской верфи, что под Нижним Новгородом. Таких судов было всего два, и оба получили имена дочерей царя – Татьяны и Ольги, поскольку по праву считались лучшими из грузопассажирских пароходов, что были спущены на волжские воды. Они начали жизнь под звон церковных колоколов, пение «Многая лета», и окроплённые святой водой по всем палубам, каютам и машинному отделению. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны, специальные каюты для новобрачных; при отделке помещений использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло, а также модный материал анаглит — прессованный английский картон.
Несложно вычислить, что всего через три года после этого события грянула большевистская революция, у обоих пароходов отняли их великокняжеские названия, присвоили другие, совсем нейтральные: «Добрыня Никитич» – для «Татьяны», и «Алёша Попович» – для «Ольги». Всего через год, наверное, для того, чтобы совсем забыть о царских отпрысках, уже предназначенных новой властью для смерти, «Добрыня» стал «Спартаком», а «Алёша» – «Володарским».
Немного хроники.(отсюда)
1918 год:
Белогвардейский мятеж в Ярославле.
"Услышав отдаленную, но усиливавшуюся стрельбу в городе, Маматов поднялся на мостик и увидел бегущих по берегу офицеров и солдат. Они направлялись к пристани с намерением захватить “Добрыню Никитича” и использовать для перевозки своих войск в приволжские пункты. Мгновенно оценив обстановку, капитан приказал готовить машину, рубить чалки и — полный вперед... Прицельный огонь из винтовок и пулемета с дебаркадера не остановил движения парохода. Но герой капитан Дмитрий Дмитриевич Маматов пал на мостике от вражеской пули. Судно получило повреждения."
1919 год:
К открытию навигации вся Кама была в руках Колчака. После ледохода из Нижнего вышла военная флотилия, представлявшая к тому времени внушительную силу. Водники тысячами вливались в ряды Красной Армии и флотилии, формировали коммунистические роты и полки. В составе головного отряда флотилии шел “Спартак”, на котором разместился штаб. Непосредственно в боях пароход не участвовал, но вся оперативная работа штаба проходила на нем. Много славных людей принимал на борт в эту навигацию пароход — от рядовых военморов до известных революционных командиров.
1942 год:
Летом “Володарский” и “Спартак” совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700—800 женщин, детей и стариков. Женщины и дети размещались во всех каютах, на закрытых и открытых палубах. После гибели 27 августа у Акатовки, повыше Сталинграда, парохода “Иосиф Сталин”, расстрелянного с берега немецкими танками, рейсы “Володарского” на Нижнюю Волгу оканчивались Камышином и другими пунктами выше Сталинграда.
Немецкая авиация во многих местах Волги бомбила суда, сбрасывала мины, пытаясь сорвать доставку в Сталинград войск, боевой техники и продовольствия, вывоз снизу нефтепродуктов, необходимых для фронта и промышленности.
Спартак у пристани речного вокзала Саратова. 1989 год
Но продолжим.
«Спартак» долгие годы курсировал по маршруту Астрахань – Горький. Пережил тяжёлые времена гражданской войны, и, не менее тяжёлые – времена Великой Отечественной. Удивительно – но факт: его двигатель НИ РАЗУ не подвергался капремонту. Реставрировалась внутренняя обстановка, подкрашивался и обновлялся корпус, но двигатель капитального ремонта не просил. Никогда. В 50-х, после окончания строительства канала Волга-Дон, корабль перевели на более длинные рейсы – из Москвы в Ростов-на-Дону, не забывая, однако, и про его родной маршрут, по которому он ходил с самого рождения.
«Спартаку» было 69 лет тогда, когда он вдруг стал кинозвездой. Стал «Ласточкой». Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Жестокий романс», до сих пор с грустью и теплотой вспоминает этот пароход: «Потрясающее судно. Сплошное красное дерево в отделке, и бронза – она так блестела! После съёмок я подошёл к гендиректору картины и сказал: было бы здорово, если бы Мосфильм купил это чудо, оно бы участвовало в исторических картинах. Но у Мосфильма денег на это, конечно, не было».
В середине навигации в 1991-м году, даже для капитана «Спартака» стало ошеломляющим ударом то, что его корабль снят с эксплуатации «за выслугой лет». Судно отвели сначала в ростовский порт. Его, якобы, выкупила некая московская фирма под названием «Бородино». С целью отправить в Англию на капремонт. С этой же, якобы, целью, со всех помещений корабля вывезли всё, что представляло ценность: дорогую деревянную обшивку кают, серебряную посуду, старинные светильники. Где это всё нынче находится – вопрос риторический. Ограбленная «Ласточка» стояла у Ростова около пяти лет. Потом её отбуксировали в один из донских затонов, где местные жители продолжили тащить с неё всё, что не увезли москвичи. Когда тащить стало нечего, «Ласточку» подожгли. С той целью, чтобы легче было распилить на металлолом и сдать «чёрным приёмщикам».
"Спартак" перед последним рейсом
Воровство и вандализм, к сожалению, не обходят стороной смиренные кладбища. Даже – кладбища погибших, и намеренно убиенных кораблей. Плещется между ржавыми бортами вода. Чёрная, словно воды Стикса. А ведь, турки хотели купить «Спартак» для своего музея. Не отдадим чужеземцам своего! Пусть, и сами не поимеем. А, ведь, и им не достанется, на-кося-выкуси! Пусть лучше у нас сгниёт! Так что будем «корабли в моей гавани жечь». И топить.
Это я про то, что прямо той же самой ростовской набережной уже около двадцати лет лежит на грунте шхуна по имени «Альфа», та самая, которая была бригом «Секрет» с капитаном Греем в фильме «Алые паруса». Нам ведь не нужна наша история. Это же просто – история кино. Ерунда, и говорить об этом нечего. Всё, что некоторую денежную ценность представляло, с этих кораблей давно сняли, на свои дорогущие яхты и особняки поустанавливали. А нам-то, простому электорату, до этого и дела нет. Так ведь! Будет возможность – хоть стёклышко из иллюминатора, да стырим – вдруг в теплице пригодится. И никто нас за это не осудит – НИЧЬЁ берём!
Помните ресторан в начале верхней палубы «Ласточки»? То место, где устроил громкую гулянку господин Паратов с целью окончательно вскружить голову бедной влюблённой бесприданнице Ларисе? Я помню. В возрасте десяти лет я в этом ресторане в течение двадцати дней кушала завтрак, обед и ужин, и мне это нравилось. Точно помню – нравилось. А о «Бесприданнице» я в это время вообще ничего не знала, да и не стал «Спартак» «Ласточкой» ещё к тому времени. Слово «роскошно» уже было мне известно, именно это слово у меня в голове и вертелось – помню.
А теперь – о «Булгарии». Многим известно то, что говорили СМИ об этой катастрофе. Наверное, так оно и есть, то, что они говорили. Да только что-то не сходится. Я же видела грозу над водохранилищем. Централизованную такую. И диспетчера предупреждали команду теплохода о грозе. Но… по опросам местных рыбаков – то никакой грозы не было, то она была, но совсем небольшая.
Булгария, поднятая из воды
В первый день после трагедии я вышла на сайт местного МЧС. Знаете, что я увидела? Трупы. Много трупов. Мёртвые люди, вытащенные из воды в первые часы. Родственники погибших, увидевшие это, начали возмущаться. Фотогалерею срочно ликвидировали. Терпящие бедствие, оставшиеся в живых, свидетельствуют о том, что мимо проходил «Метеор», и те, кто находился на его борту, фоткали на свои сотовые и цифровые мыльницы перепачканных мазутом, тонущих людей.
Я рыдала навзрыд при каждом включении телевизора, прослушивая новую информацию о «Булгарии». Там погибло 29 детей. Я была в Казанском Речпорту, куда многие казанцы приносили цветы и мягкие игрушки. А знаете, куда делись все эти игрушки, когда прошло 40 дней? На двух грузовиках их ночью вывезли на помойку. Вывезли, высыпали, а сверху мусором немного прикатали, чтоб не видно было. Как вам это? Дочери погибшего капитана «Булгарии» рассказали об этом по телефону. Она плакала в трубку: «Это плевок в душу…». Лично я не принесла мягкую игрушку для утонувших детей, что-то остановило. Теперь я знаю, что.
Немного отстранимся от эмоций. Дизельный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году. К нынешнему, 2011-му, он уже разваливался буквально по частям. Но его владельцам нужно было зарабатывать ДЕНЬГИ. Для этого судно сдавалось в аренду, и в субаренду. Отзывы туристов, которым «посчастливилось» отбыть рейс «Булгарии» туда-и-обратно можно, при желании почитать в интернете.
Куйбышевское водохранилище, частью которого теперь и является Жигулёвское море – дело рук ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. На его дне – множество маленьких поселений, церквей, тюрем, кладбищ, и, даже целый город – Ставрополь (это из того, что я знаю). Воды, скрывающие всё это – не могут быть спокойными.
Но мой крик – не об этом сейчас. Хотя об этом стоило бы – орать, а не кричать. В вечно загнивающем Западе, и, также, вечно загнивающем Востоке, история – ценима неимоверно. Каждый шаг этой госпожи, все те места, где она «наследила» – достояние нации. Почему? Почему, скажите мне, люди добрые, – в России наша, собственная история в грош не ставится? Наши дети и внуки об этой истории ну ничего, практически, не знают. А в качестве заменителя стоит в центре Москвы циклопический урод – корабль с царём-Петром на борту? А снести это убожество получается гораздо дороже, чем затопить прогулочный теплоход с тремястами душ на борту.
Вечная память – «Ласточке» – «Спартаку». Вечная память «Булгарии». Вечная память кораблям, не дошедшим до порта!
Елена Бочарникова
***
Предлагаю прогуляться по Спартаку-Ласточке. Информация взята отсюда (к моему огромному счастью и с большой благодарностью к человеку, который её разместил)
Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.
Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".
В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.
Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.
Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.
Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":
В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":
Выйдем на прогулочные палубы...
А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.
Свистки "Спартака":
"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.
Источник: http://civility.ru |