Четверг, 02.05.2024, 21:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МИР И МЫ

История в иллюстрациях

Главная » Статьи » Мои статьи

Как умирают пароходы. Судьба "Ласточки"

 

— Неужто вам не жаль расставаться с «Ласточкой»?
— Что такое «жаль», я не знаю… Для меня, капитан,

ничего заветного-то нету. Вижу выгоду – продам что угодно…
Диалог из к/ф «Жестокий романс»

 

Давно это случилось. Лет этак …цать назад. Было мне тогда всего-навсего десять годков от роду, и отправилась мы с моей бабушкой в замечательный речной круиз Астрахань – Горький на колёсном пароходе с гордым именем «Спартак». Погоды стояли просто чудные, путешествие явно ладилось, пока мы не попали в самый настоящий шторм в Жигулёвском море под Казанью. За бортом – середина ночи, чёрные, высокие волны, и вой ветра. Старинное судно страшно скрипит и кренится. До сих пор помню собственный ужас и панику в глазах любимой бабули. Всё обошлось – спасибо «Спартаку», он выстоял в этой битве с непогодой. Только большущие ящики с арбузами и дынями, что были привязаны за леерами по обоим бортам, все абсолютно оказались смытыми в воду.

Теперь я живу в Татарстане, по делам фирмы колоссальное количество времени провожу в дороге, часто проезжаю и мимо того самого Жигулёвского моря, и всегда при этом вспоминаю ту жуткую ночь из детства. Так получилось, что была там и в день гибели парохода «Булгария» летом этого года. Самого судна не видела, нет, но чёрную грозовую тучу, нависшую над серединой огромного водохранилища, помню. Мысль ещё промелькнула тогда: «что-то случится». Зачем такая мысль, и откуда взялась – понятия не имею. О страшной трагедии узнала уже из телевизора, вернувшись домой.

«Булгария» затонула именно там, откуда много лет назад нас вывез колёсный «Спартак», у небольшого села Сюкеево. А когда-то раньше этот пароход назывался «Добрыня Никитич», а ещё раньше – «Великая княжна Татьяна Николаевна». Но многие знают его как «Ласточку» из бесподобного фильма «Жестокий романс».

 

 

Славная история у «Ласточки». Славная, но с незаслуженно грустным концом. Построено это судно в 1914-м году по специальному заказу последнего российского самодержца, Николая Александровича, на Сормовской верфи, что под Нижним Новгородом. Таких судов было всего два, и оба получили имена дочерей царя – Татьяны и Ольги, поскольку по праву считались лучшими из грузопассажирских пароходов, что были спущены на волжские воды. Они начали жизнь под звон церковных колоколов, пение «Многая лета», и окроплённые святой водой по всем палубам, каютам и машинному отделению. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны, специальные каюты для новобрачных; при отделке помещений использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло, а также модный материал анаглит — прессованный английский картон.

Несложно вычислить, что всего через три года после этого события грянула большевистская революция, у обоих пароходов отняли их великокняжеские названия, присвоили другие, совсем нейтральные: «Добрыня Никитич» – для «Татьяны», и «Алёша Попович» – для «Ольги». Всего через год, наверное, для того, чтобы совсем забыть о царских отпрысках, уже предназначенных новой властью для смерти, «Добрыня» стал «Спартаком», а «Алёша» – «Володарским».

Немного хроники.(отсюда)

1918 год:
Белогвардейский мятеж в Ярославле.
"Услышав отдаленную, но усиливавшуюся стрельбу в городе, Маматов поднялся на мостик и увидел бегущих по берегу офицеров и солдат. Они направлялись к пристани с намерением захватить “Добрыню Никитича” и использовать для перевозки своих войск в приволжские пункты. Мгновенно оценив обстановку, капитан приказал готовить машину, рубить чалки и — полный вперед... Прицельный огонь из винтовок и пулемета с дебаркадера не остановил движения парохода. Но герой капитан Дмитрий Дмитриевич Маматов пал на мостике от вражеской пули. Судно получило повреждения."

1919 год:
К открытию навигации вся Кама была в руках Колчака. После ледохода из Нижнего вышла военная флотилия, представлявшая к тому времени внушительную силу. Водники тысячами вливались в ряды Красной Армии и флотилии, формировали коммунистические роты и полки. В составе головного отряда флотилии шел “Спартак”, на котором разместился штаб. Непосредственно в боях пароход не участвовал, но вся оперативная работа штаба проходила на нем. Много славных людей принимал на борт в эту навигацию пароход — от рядовых военморов до известных революционных командиров.

1942 год:
Летом “Володарский” и “Спартак” совершили несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозили из него каждый раз по 700—800 женщин, детей и стариков. Женщины и дети размещались во всех каютах, на закрытых и открытых палубах. После гибели 27 августа у Акатовки, повыше Сталинграда, парохода “Иосиф Сталин”, расстрелянного с берега немецкими танками, рейсы “Володарского” на Нижнюю Волгу оканчивались Камышином и другими пунктами выше Сталинграда.
Немецкая авиация во многих местах Волги бомбила суда, сбрасывала мины, пытаясь сорвать доставку в Сталинград войск, боевой техники и продовольствия, вывоз снизу нефтепродуктов, необходимых для фронта и промышленности.

 

Спартак у пристани речного вокзала Саратова. 1989 год

 

Но продолжим.

«Спартак» долгие годы курсировал по маршруту Астрахань – Горький. Пережил тяжёлые времена гражданской войны, и, не менее тяжёлые – времена Великой Отечественной. Удивительно – но факт: его двигатель НИ РАЗУ не подвергался капремонту. Реставрировалась внутренняя обстановка, подкрашивался и обновлялся корпус, но двигатель капитального ремонта не просил. Никогда. В 50-х, после окончания строительства канала Волга-Дон, корабль перевели на более длинные рейсы – из Москвы в Ростов-на-Дону, не забывая, однако, и про его родной маршрут, по которому он ходил с самого рождения.

 

 

«Спартаку» было 69 лет тогда, когда он вдруг стал кинозвездой. Стал «Ласточкой». Эльдар Рязанов, режиссёр фильма «Жестокий романс», до сих пор с грустью и теплотой вспоминает этот пароход: «Потрясающее судно. Сплошное красное дерево в отделке, и бронза – она так блестела! После съёмок я подошёл к гендиректору картины и сказал: было бы здорово, если бы Мосфильм купил это чудо, оно бы участвовало в исторических картинах. Но у Мосфильма денег на это, конечно, не было».

 

 

В середине навигации в 1991-м году, даже для капитана «Спартака» стало ошеломляющим ударом то, что его корабль снят с эксплуатации «за выслугой лет». Судно отвели сначала в ростовский порт. Его, якобы, выкупила некая московская фирма под названием «Бородино». С целью отправить в Англию на капремонт. С этой же, якобы, целью, со всех помещений корабля вывезли всё, что представляло ценность: дорогую деревянную обшивку кают, серебряную посуду, старинные светильники. Где это всё нынче находится – вопрос риторический. Ограбленная «Ласточка» стояла у Ростова около пяти лет. Потом её отбуксировали в один из донских затонов, где местные жители продолжили тащить с неё всё, что не увезли москвичи. Когда тащить стало нечего, «Ласточку» подожгли. С той целью, чтобы легче было распилить на металлолом и сдать «чёрным приёмщикам».

 

"Спартак" перед последним рейсом

 

Воровство и вандализм, к сожалению, не обходят стороной смиренные кладбища. Даже – кладбища погибших, и намеренно убиенных кораблей. Плещется между ржавыми бортами вода. Чёрная, словно воды Стикса. А ведь, турки хотели купить «Спартак» для своего музея. Не отдадим чужеземцам своего! Пусть, и сами не поимеем. А, ведь, и им не достанется, на-кося-выкуси! Пусть лучше у нас сгниёт! Так что будем «корабли в моей гавани жечь». И топить.

 

 

Это я про то, что прямо той же самой ростовской набережной уже около двадцати лет лежит на грунте шхуна по имени «Альфа», та самая, которая была бригом «Секрет» с капитаном Греем в фильме «Алые паруса». Нам ведь не нужна наша история. Это же просто – история кино. Ерунда, и говорить об этом нечего. Всё, что некоторую денежную ценность представляло, с этих кораблей давно сняли, на свои дорогущие яхты и особняки поустанавливали. А нам-то, простому электорату, до этого и дела нет. Так ведь! Будет возможность – хоть стёклышко из иллюминатора, да стырим – вдруг в теплице пригодится. И никто нас за это не осудит – НИЧЬЁ берём!

Помните ресторан в начале верхней палубы «Ласточки»? То место, где устроил громкую гулянку господин Паратов с целью окончательно вскружить голову бедной влюблённой бесприданнице Ларисе? Я помню. В возрасте десяти лет я в этом ресторане в течение двадцати дней кушала завтрак, обед и ужин, и мне это нравилось. Точно помню – нравилось. А о «Бесприданнице» я в это время вообще ничего не знала, да и не стал «Спартак» «Ласточкой» ещё к тому времени. Слово «роскошно» уже было мне известно, именно это слово у меня в голове и вертелось – помню.

А теперь – о «Булгарии». Многим известно то, что говорили СМИ об этой катастрофе. Наверное, так оно и есть, то, что они говорили. Да только что-то не сходится. Я же видела грозу над водохранилищем. Централизованную такую. И диспетчера предупреждали команду теплохода о грозе. Но… по опросам местных рыбаков – то никакой грозы не было, то она была, но совсем небольшая.

 

Булгария, поднятая из воды

 

В первый день после трагедии я вышла на сайт местного МЧС. Знаете, что я увидела? Трупы. Много трупов. Мёртвые люди, вытащенные из воды в первые часы. Родственники погибших, увидевшие это, начали возмущаться. Фотогалерею срочно ликвидировали. Терпящие бедствие, оставшиеся в живых, свидетельствуют о том, что мимо проходил «Метеор», и те, кто находился на его борту, фоткали на свои сотовые и цифровые мыльницы перепачканных мазутом, тонущих людей.

Я рыдала навзрыд при каждом включении телевизора, прослушивая новую информацию о «Булгарии». Там погибло 29 детей. Я была в Казанском Речпорту, куда многие казанцы приносили цветы и мягкие игрушки. А знаете, куда делись все эти игрушки, когда прошло 40 дней? На двух грузовиках их ночью вывезли на помойку. Вывезли, высыпали, а сверху мусором немного прикатали, чтоб не видно было. Как вам это? Дочери погибшего капитана «Булгарии» рассказали об этом по телефону. Она плакала в трубку: «Это плевок в душу…». Лично я не принесла мягкую игрушку для утонувших детей, что-то остановило. Теперь я знаю, что.

 

 

Немного отстранимся от эмоций. Дизельный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году. К нынешнему, 2011-му, он уже разваливался буквально по частям. Но его владельцам нужно было зарабатывать ДЕНЬГИ. Для этого судно сдавалось в аренду, и в субаренду. Отзывы туристов, которым «посчастливилось» отбыть рейс «Булгарии» туда-и-обратно можно, при желании почитать в интернете.

Куйбышевское водохранилище, частью которого теперь и является Жигулёвское море – дело рук ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО. На его дне – множество маленьких поселений, церквей, тюрем, кладбищ, и, даже целый город – Ставрополь (это из того, что я знаю). Воды, скрывающие всё это – не могут быть спокойными.

Но мой крик – не об этом сейчас. Хотя об этом стоило бы – орать, а не кричать. В вечно загнивающем Западе, и, также, вечно загнивающем Востоке, история – ценима неимоверно. Каждый шаг этой госпожи, все те места, где она «наследила» – достояние нации. Почему? Почему, скажите мне, люди добрые, – в России наша, собственная история в грош не ставится? Наши дети и внуки об этой истории ну ничего, практически, не знают. А в качестве заменителя стоит в центре Москвы циклопический урод – корабль с царём-Петром на борту? А снести это убожество получается гораздо дороже, чем затопить прогулочный теплоход с тремястами душ на борту.

Вечная память – «Ласточке» – «Спартаку». Вечная память «Булгарии». Вечная память кораблям, не дошедшим до порта!

 

 

Елена Бочарникова

 

***

Предлагаю прогуляться по Спартаку-Ласточке. Информация взята отсюда (к моему огромному счастью и с большой благодарностью к человеку, который её разместил)

Мне посчастливилось побывать на этом пароходе в детстве, в один из последних лет его работы, во время стоянки. А потом, в 2001 году, высаживался с лодки на обгоревший корпус парохода в Аксае. Что интересно: в 1991 году пароход "Спартак" еще работал на Волге, это было не так давно. Но большинство людей относятся к подобным историческим пароходам как к чему-то совсем древнему, из другого мира. Одни говорят, что это были роскошные пароходы-дворцы, другие - наоборот, считают, что на этих судах пассажиры жили в спартанских условиях. А на самом деле большой разницы для пассажира между историческим пароходом и двухпалубным судном послевоенной постройки и не было. Почти та же планировка помещений, похожие каюты и палубы. Ну, разве что бесшумный ход и особый пароходный запах.

Несколько лет назад саратовский краевед Владимир Михайлович Цыбин подарил мне два альбома, которые в свою очередь подарены ему А. и Г. Зайцевыми. В одном альбоме собраны фотографии некоторых интерьеров парохода "Спартак", в другом - парохода "Усиевич".





В альбоме, правда, нет непарадных интерьеров парохода, а их там было много, начиная с большого и неуютного центрального пролета, напоминавшего место для приема грузов, да по сути им и являвшегося. Но поднимемся из него по широкому пологому трапу на вторую палубу. Там мы попадем в мир тишины и уюта.



 

Кормовая часть коридора средней палубы отделана линкрустом и не особенно привлекательна.





 

Зато носовая часть интереснее. Здесь коридор ведет в ресторан, который до капитального ремонта парохода, проведенного в 1950-е годы, был салоном первого класса.







 

Помню, что когда я зашел на однотипный пароход "Володарский", меня очень впечатлил красивый интерьер ресторана. А вот каким был ресторан на "Спартаке":























В альбоме есть всего одна фотография пассажирской каюты "Спартака". Я предполагаю, что это каюта "люкс", которая изначально называлась "каюта для молодоженов":



Выйдем на прогулочные палубы...





А теперь поднимемся наверх, туда, где находится капитанская рубка, хотя на старых пароходах доступа для пассажиров на верхнюю палубу чаще всего не было.





Свистки "Спартака":









"Спартак" и другие исторические пароходы в течение многих десятилетий формировали облик волжского пассажирского судоходства, да и во многом облик Волги. И даже после появления современных по тем временам трехпалубных, а позднее четырехпалубных судов у исторических пароходов оставалось множество поклонников. Когда пароходы ушли, по ним скучали.



Источник: http://civility.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: len2128 (22.02.2013)
Просмотров: 7200 | Теги: наша жизнь, Корабли | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Темы статей
Вход на сайт
Поиск
Облако тегов
археология книги русская история древние сооружения мегалиты россия непознанное праздники история без лжи русские Боги теории легенды тайные общества мифы под грифом секретно странные существа страшные истории древние технологии личности Замки-крепости призраки живая природа пётр первый альтернативная история Европа артефакты литература чтобы помнили блокада ленинграда наша жизнь Корабли Санкт-Петербург творчество парки нло это интересно маяки аномальные территории клады космос великая отечественная война подвиг старые фото камни Руины родная культура фильмы революция Вторая Мировая Зверики украина Америка ссср тартария Америка против России первая мировая религии Индия Африка люди и боги Древние цивилизации Япония скульптура Скифы Комиксы великий потоп египет австралия китай Сказки архитектура Азия звездные форты античность Копилка допотопные технологии войны звёздные форты Крым Москва мировая история катастрофы народы фолли Арктика-Антарктика Геология север ближний восток Нелюди оружие провинция наука альтернативна история
Статистика
Часы-календарь
Мастерская
Нужности
Реклама
Полезности
Деньги
Всё о наличниках
Для дома, для семьи
А вдруг пригодится...
История России в фотографиях
Северная сказка

Индекс цитирования Вверх