Вы знаете, где находится Россия, которую мы потеряли в 1917
году? Она хранится в Библиотеке Конгресса Соединенных Штатов Америки. В
фотографиях Сергея Михайловича Прокудина-Горского: именно он, подвижник,
эмигрант, создал и сохранил для потомков образ империи, которая ушла в прошлое
на его глазах. Химик, изобретатель, член Императорского Русского
географического и Императорского Русского технического обществ, но главное,
пионер цветной фотографии, он не просто запечатлел Россию – он дал ей
возможность увидеть себя. Познакомиться с собой и полюбить себя. Сергей
Прокудин-Горский стоит нашей внимательной памяти.
ЖИЗНЬ ДЛЯ ФОТО
«Обслужены были: 1) – Мариинский водный путь; 2) – Туркестан; 3) – Бухара (старая); 4) – Урал в отношении промыслов; 5) – Вся река Чусовая от истока; 6) – Волга от истока до Нижнего Новгорода; 7) – Памятники, связанные с 300-летием дома Романовых; 8) – Кавказ и Дагестанская область; 9) – Муганьская степь; 10) – Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11) – Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых мест природы».
Это цитата из воспоминаний Сергея Михайловича
Прокудина-Горского. Если вы не знали эту фамилию, то подумали бы, что,
возможно, он был географом. Или, споткнувшись о термин «обслужены», – что он из
племени коммерсантов. Но нет, Прокудин-Горский был профессиональным фотографом.
От Мариинского водного пути и до Туркестана, от Уральских
гор до Кавказских, от прикаспийской Муганьской степи до бурых скал Финляндии –
всю неохватную Российскую империю Прокудин-Горский проехал с фотоаппаратом. Не
слишком обыденным в его время, ведь родился потомственный дворянин в 1863 году.
Так больше того: к исходу девятнадцатого века, когда и снимать мог далеко не
каждый, Прокудин-Горский делал цветные – совсем тогда диковинные – фотографии.
Метод и аппаратуру он придумал сам.
СЕРГЕЙ МУРОМЕЦ
Город, где появился на свет мастер, называется Муром. Тот
самый, что навечно связан с уроженцем ближнего села Карачарова – богатырем
Ильей. Муром еще и родина изобретателя телевидения Владимира Зворыкина.
Удивительно, что два человека, сотворивших наш современный видеомир, – земляки.
Родовое имение Прокудиных-Горских со смешным названием
Фуникова Гора и до отмены крепостного права не было источником большого
капитала. Вот и пошел Сергей не по «барской», а по ученой части. Семейные
предания Прокудиных-Горских утверждают, что учился он в Александровском лицее –
том самом, где среди первых выпускников числился Пушкин.
Потом был Санкт-Петербургский технологический институт.
Специальность – химия, любимый наставник – сам Дмитрий Иванович Менделеев. По
традиции следом за отечественным образованием последовала заграничная стажировка.
Вот там-то, в Берлине, в лаборатории Адольфа Мите, Прокудин-Горский и занялся
научной фотографией.
Неожиданное увлечение не сразу стало профессией. По
возвращении на родину Сергей женился на Анне Александровне Лавровой – дочери
известного русского металловеда и директора Товарищества гатчинских
колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Сам Прокудин-Горский стал
директором правления на предприятии своего тестя: образование позволяло.
УЧЕНАЯ ПРЕЛЮДИЯ
Тем временем стараниями Менделеева в Императорском Русском
техническом обществе (ИРТО) организовали фотографический отдел. Большинству
ведь и в голову не приходит, что, элементарный внешне, процесс фотографирования
– на самом деле сложнейший. Здесь нужны знания в прецизионной технике, оптике
и, главное, химии.
Для того чтобы сделать снимок цветным, используют сложные
химические соединения. По-научному этот процесс называется сенсибилизацией.
Прокудин-Горский разработал (и постоянно совершенствовал) состав
сенсибилизатора. И создал оригинальную конструкцию камеры именно для цветных
снимков.
Аппарат Прокудина-Горского делал три снимка через разные
цветные светофильтры на одну стеклянную пластину. Потом с помощью проектора
(тоже оригинального, собственной конструкции) все три изображения совмещались,
и получалась картинка невиданной цветопередачи.
Ко времени создания авторского метода Сергей Михайлович слыл
уже мировым авторитетом в фотографии, владельцем Фотографической и
фототехнической мастерской в Санкт-Петербурге, на Большой Подьяческой, в доме
22, издателем популярного журнала «Фотограф-любитель».
ДЕЛО ЖИЗНИ
Но оказалось, что все это были приготовления для главного –
для предназначения жизни. В 1904 году солидный мужчина, отец семейства,
авторитетный спец, первый раз отправляется в тривиальную экспедицию с ее
обычными неудобствами передвижной и бивачной жизни. То были съемки солнечного
затмения в Туркестане. Но эта, можно сказать, техническая съемка была
своеобразным толчком, началом.
Дагестан. Салтинское ущелье. Ок. 1912 г.
Потом он едет снимать виды в горный Дагестан – и красоты
горной страны вышли в самом выгодном свете, точнее сказать, цвете. В этом же
году Прокудин-Горский снимал Финляндию и окрестности Санкт-Петербурга.
Красота отечества, результаты собственной работы зародили
большую мечту – увековечить всю Россию. Зачем? А чтобы все, а в первую голову –
дети, молодежь, увидели и полюбили страну. Прокудин-Горский был справедливо
убежден, что всякий знакомый с его работами запомнит их навсегда. Просвещение –
вот что стало смыслом его жизни.
ЦАРЬ В ПОМОЩЬ
Подвижник (иначе не скажешь) запланировал грандиозный проект
– запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру,
историю и природу. Однако снимать можно было не всё и не везде: попробуй явись
на «стратегический объект» вроде моста – вмиг за шпиона примут.
Держава огромна – как по ней ездить? Помощь пришла, откуда
надеялись: от Николая II. К этому времени Прокудин-Горский стал в России
популярен и знатные семейства наперебой звали к себе – поглядеть на работы.
Слух о мастере шел по всей Руси Великой, дошел и до императорского семейства.
На жнитве. 1909 г
Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд. 1907 г.
Группа рабочих на сборе чая: гречанки, Чаква, ок. 1907-1915.
В Регистане. Самарканд. 1907 г.
К 1909 году Сергей Михайлович имел не только коллекцию видов
России, но и мировое признание: лауреатство на выставках в Париже, Антверпене и
Ницце. Вся просвещенная Россия знала цветной фотопортрет Льва Толстого работы
Прокудина-Горского.
Русское фотографическое общество избрало его своим почетным
членом – в компании самих братьев Люмьер, а фотографический отдел ИРТО –
председателем. Приглашение в Царское Село получил мастер своего дела. Умом
Прокудин-Горский это понимал, но волновался страшно: от высочайших оценок
зависела его мечта.
|
|
Закат солнца в Гаграх. 1912 г
|
Мулла с ученицами у Артомелинской мечети в Артвине.
Между 1905 – 1915 г.г
|
Поворотная встреча жизни запомнилась, Прокудин-Горский
подробно описал ее в воспоминаниях:
«Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что
от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры
исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки
крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п.
Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил: «Их
Императорские Величества», – и в залу вошли Государь, Государыня со старшими
дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и
Государыня заняли свои места перед будкой, и Государь приказал начинать. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже
был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по
эффектности порядке. Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками,
Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что
я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой. Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла
иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно
видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и
красоты разнообразной природы нашей великой Родины».
Государь отнесся с большим одобрением к моим словам и
сказал: «Поговорите с С. В. Рухловым, сообщите ему, что именно Вам для этого
нужно, и пусть он сделает об этом доклад». Затем началось второе отделение, на
которое я особенно рассчитывал. Так оно и вышло. Каждая картина вызывала не
только шепот одобрения, но даже громкие восклицания. По окончании вечера
Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное
большое удовольствие, и Государь, обратясь ко мне, сказал: «Так не забудьте же
поговорить с Рухловым».
|
|
|
Молодые русские крестьянки. ок. 1909 г.
|
Алим-Хан, эмир Бухары. ок. 1907г.
Упомянутый Рухлов был для Прокудина-Горского действительно
ключевой фигурой – министром транспорта. Монаршая воля – закон, и вместе с
пожеланием начать съемки с Мариинской водной системы, каналов постройки времен
Петра I, фотограф получил две ценнейшие бумаги: дозволение «Его Императорского
Величества» пребывать и снимать в любом месте и указ министра, который, со
ссылкой на монаршую волю, предписывал всем официальным лицам содействовать г-ну
Прокудину-Горскому «в любом месте и в любое время».
ПО РУСИ…
Технические проблемы решились: для передвижения по стране
Прокудину-Горскому выделили специальный вагон, переоборудованный под
лабораторию, предоставляли, где надо, автомобили, моторные лодки. И в том же
1909 году Сергей Михайлович отснял не только Мариинскую систему, но и
горнозаводский Урал.
«Работа моя была очень трудна, – вспоминал позже
фотохудожник, – требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших
усилий. Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных
условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и
иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была
неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить
съемку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт.
Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы».
Денег, кстати, Прокудину-Горскому не выделили, и все свои
путешествия и съемки он осуществлял на собственные средства.
|
|
На дрезине недалеко от Петрозаводска.1916 г.
|
|
Евгеньевский источник. Боржом. 1912 г.
Тем не менее, съемки продолжались вплоть до мировой войны:
Кавказ, Туркестан, Волга, памятные места Отечественной войны 1812 года, а всего
Прокудин-Горский планировал сделать 10 тысяч фотографий.
ВГЛЯДИСЬ В ЧУЖОЕ ЛИЦО…
Список, составленный рукой Прокудина-Горского, больше и
глубже, чем просто реестр. Неравнодушный и сведущий в предмете читатель
вычленит акцент на национальных окраинах, и будет прав на сто процентов:
Прокудин-Горский ставил цель не иллюстрировать, но показывать и просвещать.
|
|
Георгиевский кавалер с супругой (Типы Дагестана).
|
Грузинка. 1912 г.
|
Мятежный Кавказ и дикая Средняя Азия оборачивались к зрителю
другим профилем: мирным и, черт побери, симпатичным. Прокудин-Горский стал
гидом и проводником, откинул завесу обывательских мифов и показал чужое лицо в
его исконной красоте. Он не был равнодушным копиистом действительности, а
приглашал к знакомству и увлекал за собой – вот какую важную миссию выполнил
Прокудин-Горский.
Неизвестно, понимал ли это высочайший покровитель. Но, сам
фотолюбитель, царь Николай не раз звал к себе Прокудина-Горского, выказывал
одобрение его работ и даже собирался заказать специальный альбом с видами
России для цесаревича Алексея.
В ИЗГНАНИИ
Не успели. Ни заказчик, ни исполнитель… «Прислужнику
царизма», исполнителю личных заказов «кровопийцы» не стало места в новой жизни.
В 1918 году Прокудин-Горский покинул Россию. Недолгие странствия привели его в
гостеприимную и любимую российской интеллигенцией Францию. В 1922 году туда же
приехали и его сыновья Михаил и Дмитрий. И не с пустыми руками: привезли 2300
пластин с фотографиями.
Прекрасная Россия оказалась большевистской власти не нужна.
Через границу не пропустили лишь изображения объектов, которые посчитали
важными для обороны. Но Прокудин-Горский и этим был счастлив: он мог продолжить
просветительскую деятельность.
Теперь он формулировал цели так: «Единственный способ
показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей
своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь
нужное национальное сознание – это показать ее красоты и богатства на экране
такими, какими они действительно и являлись в натуре, т.е. в истинных цветах».
В 1922 году в Ницце Прокудин-Горский вместе с братьями
Люмьер создал фотолабораторию, где начали работать его сыновья. Скончался
подвижник во время немецкой оккупации. Последний приют замечательного художника
и ученого – кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, «под Парижем российский погост».
НАЙДЕННАЯ РОССИЯ
А что же коллекция уникальных цветных фотографий? Кого
благодарить за сохранение России? Вы уже знаете – американцев. После войны в
США решили издать «Историю русского искусства», а когда понадобились цветные
иллюстрации, кто-то из иммигрантов-консультантов вспомнил об уникальных работах
Прокудина-Горского.
Парижский представитель Рокфеллер-центра нашел сыновей
Сергея Михайловича и выкупил у них (кстати, очень выручив их деньгами) 1600
пластин. Потом их передали в Библиотеку Конгресса. Там они и хранились
невостребованными: полюбоваться видами России в ту пору можно было только с
помощью специального проектора. Но на помощь пришли современные компьютерные
технологии – и вот уже любой пользователь интернета может рассмотреть прошлое
России прямо на экране своего монитора.
Мугань. Семья поселенца. Поселок Графовка. Между 1905 – 1915
г.г
Российские энтузиасты атрибутируют фотографии, отыскивают
рассеянные по свету пластины. С каждым годом коллекция работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского
пополняется. Россия ищет «Россию, которую мы потеряли». И находит.
Автор: Георгий Кожин.
Фото Сергея Прокудина-Горского (Библиотека Конгресса США)
Источник: http://gorets-media.ru |