Маяк Маре
Вот представьте: монолитный, нерушимый маяк, на вершине которого горит неугасимый огонь. Элитные финские стеклопакеты с тройной защитой от шторма. Большое плетеное кресло и электрокамин, огромная плазма на стене. Бокал холодного пива, или согревающего виски (по вкусу). В окно долбит океанская волна размером с 8 этажный дом. Вы кутаетесь в теплый плед и греете ноги у камина...
А теперь посмотрите на смотрителя маяка Маре, что во Франции. Возможно, он просто вышел покурить. Или - просто полюбоваться буйством стихии не из окна, а без преград. Да и финские стеклопакеты, поди, всю музыку волн тормозят. Неинтересно так - из окошка-то... А вот снаружи... Того и гляди смоет в надлежащую волну. Но в этом, видимо, - весь кайф.
Маяк Тевенек
Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест – кто из французских моряков там не бывал? Вдоль этих берегов всегда оживленно сновали небольшие торговые и рыбацкие суденышки – на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место – длинная цепь островов и подводных скал, уходящая далеко в море - Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).
Великое множество судов там сгинуло, а вместе с ними отправлялись в мир иной и морские души. Неудивительно, что в этих местах со временем стали появляться маяки для обозначения самых опасных мест. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) – самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и вот в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.
Для того, чтобы маяк работал, ему требуется смотритель. Маяк должен гореть всегда! Вот и на Тевеннек отправили такого смотрителя. Спасительный огонь несколько месяцев предупреждал суда об опасности, когда вдруг начались перебои. Проверив маяк, власти обнаружили, что смотритель помешался. Ну что ж уединение не всем на пользу, подобрали другого. Невероятно, но история повторилась!
Тогда туда отправили семью – мужа с женой. Но через некоторое время случилось вообще нечто ужасное – смотритель умер, его жена не имела возможности похоронить его, остров Тевеннек это скала, там нет земли и похоронить нельзя! Женщина хранила тело мужа в каменной ванне с водой.
Очередная инспекция обнаружила это через пару месяцев, а женщина снова лишилась разума, как и предыдущие смотрители. Только тут и обратили внимание, что все эти несчастные люди как один твердили о нечеловеческих жутких голосах, раздающихся из-под маяка, словно под ним был ад.
Следует отметить, что маяки у смотрителей делятся на три категории: «ад» - маяки, стоящие далеко прямо в море, «чистилище» - маяки, стоящие на островах и «рай» - маяки на берегах, на суше. Этот же не подходил ни под одну категории. Вроде бы «чистилище», но жуткие внутренние голоса и крики делали его хуже ада.
Маяк Ar Men
Ar Men — в переводе с бретонского — «скала».
Этот легендарный маяк был возведен прямо среди бурных вод пролива Сен (Raz de Sein), на скале, которая во время отлива поднимается над водой лишь на 1,5 м. Когда погода позволяла, рабочие бурили отверстия для арматуры. За первый год они пробурили всего 15 отверстий, а за следующий год – 34. За весь 1870 год они работали всего 8 часов, а за 1873 – всего 6.
Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над повехностью лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом "строить нельзя". Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.
Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.
Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после).
В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.
Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций (занятно, что электрифицирован он был лишь в 80-х, а автоматизирован полностью в 90-х).
Условия существования смотрителей маяка спартанские: у каждого из них есть своя комната, есть общая кухня... и все. Ванной, например, нет. Обогрева комнат тоже нет (ага, "высокое горло - шотландская шерсть"). Смотрители называют этот маяк адом.
Подготовлено по материалам интернета